О секретной «армии» ЦРУ в Афганистане. Часть 5

Усилия международного сообщества по привлечению к ответственности за серьезные нарушения прав человека и возможные военные преступления, предположительно совершенные ополченцами и военизированными формированиями – необходимая мера для успешного мирного урегулирования афганского конфликта. Покончить с безнаказанностью – значит решить проблему подотчетности как в юридическом, так и в моральном аспектах. Юридическая ответственность требует от властей США и Афганистана срочно расследования и преследования в судебном порядке предполагаемых нарушений прав человека и военных преступлений с участием ополченцев. Отчеты ООН, а также афганских и международных правозащитных сообществ подтверждают убедительные доказательства подобных злоупотреблений и возможных военных преступлений. Правительство Афганистана может расследовать данные случаи и предпринимать дальнейшие юридические действия в отношении членов незаконных вооруженных формирований, в частности, спонсируемых ЦРУ «Сил защиты Хоста» в соответствии с законами государства. Афганские военные или иные специальные комиссии также могут проводить расследования и принимать дальнейшие меры против военизированных формирований, имеющих официальные институциональные связи с афганским правительством, в частности со спецназом NDS (Национального управления безопасности). В целях усиления институционального надзора и подотчетности в докладах МООНСА рекомендуется чтобы поддерживаемые ЦРУ специальные силы NDS были интегрированы в регулярную афганскую армию и подчинялись ее уставу. МООНСА также рекомендует расформировать незаконные вооруженные группировки. В отсутствие долгосрочного политического соглашения о прекращении огня или перемирии, структурные реформы «армии» ЦРУ, включая роспуск незаконных вооруженных формирований, вряд ли найдут большую поддержку в правительственных кругах  США или Афганистана. Вероятнее, осуществить последовательное судебное разбирательство против безнаказанности будет намного легче. Шаги, направленные на привлечение к ответственности за совершенные преступления, соответствуют общепринятым нормам и могут создавать прецеденты. Как обсуждалось выше, даже поддерживаемые ЦРУ незаконные вооруженные формирования не всегда были защищены от юридических последствий своих действий. Вопиющие нападения на начальника полиции Кандагара и юношу, связанного с «Силами защиты Хоста», привели к общественному осуждению и судебному преследованию. Кроме того, специальные внутригосударственные комиссии и совместная американо-афганская комиссия расследовали по крайней мере один широко распространенный случай серьезных злоупотреблений, совершенных спецназом США (или оперативными сотрудниками ЦРУ) и их афганскими партнерами против гражданских лиц. Тем не менее, более энергичная кампания против безнаказанности потребует активного участия США – безусловно, гораздо большего, чем гражданские и военные власти страны демонстрировали вплоть до сегодняшнего дня. Важно отметить, что усилия по привлечению к ответственности членов «армии» ЦРУ требуют сосредоточения на самом разведуправлении. Контролируя деятельность ополченцев и военизированных формирований в Афганистане, ЦРУ в конечном итоге несет ответственность за их действия – по крайней мере, в морально-политическом смысле, если не в строго юридических терминах. Эта ответственность, вкратце, заключается в том, чтобы афганская армия действовала в соответствии с законодательством Афганистана и соответствующими международными гуманитарными и правозащитными законами. Ответственность также лежит на правительстве США, которое позволяет ЦРУ управлять вооруженными группами, не имеющими юридического статуса в стране, где они действуют, поддерживать военизированные силы своего местного разведывательного партнера и проводить засекреченные операции. Подводя окончательный итог выше сказанному, следует отметить, что приблизиться к решению проблем, связанных с действиями афганской «армии» ЦРУ, можно, предприняв следующие меры:

– Включить всеобъемлющую программу РДР (Разоружение, Демобилизация и Реинтеграция) ООН в качестве приоритетного пункта соглашения, разрабатываемого в ходе мирных переговоров. В окончательном соглашении, согласно положениям РДР, поддерживаемые ЦРУ США ополчения должны быть расформированы, также должны быть упорядочены военизированные формирования, связанные с NDS. Соглашение должно содержать положения о строгом контроле за выполнением данных задач.

– Инвестировать в комплекс мероприятий по привлечению к ответственности за нарушения прав человека, приписываемые ополченцам и военизированным формированиям, поддерживаемым ЦРУ. Такие шаги являются обязательными согласно международному праву и соответствуют элементарному правилу о том, что краткосрочные тактические победы путем агрессивного применения силы против гражданского населения подрывают общую стратегическую цель завоевания поддержки населения.

– Усилить политическое давление на Конгресс США, чтобы привлечь к ответственности ЦРУ и его афганскую «армию» согласно соответствующим законодательным актам. Это означает более тщательный надзор Конгресса над поддерживаемыми ЦРУ операциями в Афганистане, информирование общественности и подготовку к возможным судебным действиям.

– Усилить политическое давление на афганское правительство с целью расследования и привлечения к ответственности ополченцев и военизированных формирований согласно соответствующим законодательным актам.

52.23MB | MySQL:103 | 0,631sec