Ситуация в зоне Сахеля: август 2019 г.

2 августа президент Нигера Махамаду Иссуфу приветствовал «успехи» национальной армии и ее региональных союзников в «борьбе против терроризма» в зоне Сахеля. При этом он призвал страны региона «уточнить их стратегию». В обращении к нации по случаю отмечаемой 3 августа очередной годовщины независимости (1960 г.) он отметил, что «недавно проведенные совместные операции с участием наших военных и сил безопасности при поддержке французского контингента «Бархан» и американских Сил специальных операций были увенчаны успехом». По его словам, эти операции «позволили нейтрализовать значительное число террористов и уничтожить их базы».

По оценке главы Нигера, все более эффективными становятся действия совместного антитеррористического контингента «Г5 Сахель» с участием военных от Нигера, Мавритании, Мали, Буркина-Фасо и Чада. На самом деле эффективность контингента вызывает только вопросы.

В Мали 5 августа в присутствии премьер-министра страны Бубу Сиссе были подписаны соглашения «о прекращении враждебности» между десятками вооруженных формирований народностей пель и догонов. К ним присоединились вооруженные отряды двух племен, проживающих в районах городов Масина, Дженне, Сан, Тененку и Нионо в центральной части страны.

Напряженность в отношениях двух племен возникла в 2015 году, когда появилась джихадистская группировка проповедника Амаду Куфа, в составе которой были главным образом представители народности пель, занимающейся кочевым скотоводством. Под предлогом самообороны появились вооруженные формирования народностей бамбара и догон, занимающихся обработкой сельскохозяйственных угодий, которые пользовались поддержкой центральных властей. Противостояние между ними привело к гибели сотен человек. Его кульминацией стала бойня в Огассагу близ границы с Буркина-Фасо 23 марта, в которой от рук традиционных охотников – догонов погибли около 160 пель.

Согласно мирным соглашениям, пель и догоны обязались «прекратить немедленно и окончательно враждебность по отношению к друг другу, сделать все возможное для реализации принципа свободного перемещения людей, предметов материального благосостояния и сотрудников гуманитарных организаций». Они также обязались «сообщать властям о террористах и при необходимости бороться с ними».

6 августа Международный Комитет Красного Креста (МККК) объявило приостановке работы его персонала в районе Томбукту на севере Мали из-за «растущих условий отсутствия безопасности». «Мы временно приостанавливаем нашу работу в районе Томбукту по причине роста угроз, которые влияют на наши операции, — отмечалось в коммюнике представительства МККК в Мали. – Практически невозможно продолжать работу в условиях, когда мы регулярно становимся объектами грабежей». Оно появилось сразу после того, как в Томбукту вооруженному ограблению подверглась машина МККК. «В разгар дня в центре города эмблема Красного Креста подвергается атаке. Это неприемлемо», — заявил глава представительства Жан-Николя Марти.

6 августа стало известно, что в тот день и днем ранее в центральной части Мали в результате нападений погибли 4 человека, в том числе 2 военных. В ходе первой из атак, совершенной 5 августа в районе Коро, нападению подверглись 2 армейских грузовика. Головной из них подорвался на самодельном взрывном устройстве с дистанционным управлением.  В том инциденте погибли солдат и 2 гражданских, 3 человека получили ранения. По «горячим следам» удалось задержать двух лиц, подозреваемых в причастности к атаке. Второй инцидент имел место 6 августа в районе Сегу. Там погиб 1 жандарм, попавший вместе со своим подразделением в засаду, устроенную неизвестными. Никто не взял на себя ответственность за эти атаки, совершенные после подписания мирных соглашений с вооруженными формированиями пель и догонов.

13 августа Детский фонд ООН ЮНИСЕФ сообщил, что в Мали в первом полугодии 2019 года в ходе различного рода вооруженных инцидентов погибли свыше 150 детей. По оценке ЮНИСЕФ, около 400 тысяч несовершеннолетних малийцев нуждаются в защите. Число вербовок детей-солдат различными вооруженными группировками за указанный период удвоилось. По причинам отсутствия надлежащей безопасности в стране не работают свыше 900 школ. По данным Миссии ООН в Мали (Minusma), только в ходе нападения на деревню догонов Собан Да 9 июня среди 35 погибших 22 были детьми в возрасте от 1 до 12 лет. Большинство из них заживо сгорело в их жилищах.

27 августа по хорошо известной схеме джихадисты атаковали армейскую автоколонну на дороге между Дуэнцей и Хомбори в центральной части Мали. Начала под головной машиной было подорвано взрывное устройство. Когда колонна остановилась, ее атаковали джихадсты в пешем порядке. Итог атаки – погибли 3 малийских военных, еще 7 получили ранения. На месте боя было обнаружено тело одного из нападавших.

29 августа Совет Безопасности ООН единогласно продлил на один год режим санкций против тех малийцев, которые препятствовали или препятствуют реализации мирного соглашения от 2015 г., подписанного в Алжире.

Напомним, что в июле Совбез ООН добавил 5 имен в санкционный список малийцев. Ранее он пополнился в декабре 2018г., когда в него были включены 3 человека. «Эти санкции позволили оценить поведение некоторых лиц в Мали, Они также способствовали прогрессу в реализации мирного соглашения», — заявила заместитель представителя Франции при ООН Анн Гуэгуэн. Режим санкций против противников мирного соглашения в Мали начал действовать в 2017г.

На севере Буркина-Фасо 19 августа в 5 утра в районе Кутугу в провинции Сум внезапной атаке подвергся полевой лагерь роты буркинийских военных. В результате атаки, признанной одной из самых масштабных, погибли по меньшей мере 24 солдат, 7 военных получили ранения, 5 пропали без вести. Террористам удалось вывести из строя весь автопарк, находившийся при лагере.

В коммюнике Генштаба буркинийской армии эта атака была названа «террористической», то есть ее совершила одна из джихадистских группировок. В ответ буркинийские военные начали операцию по прочесыванию местности с участием подразделений сухопутных войск и авиации, в ходе которой были уничтожены несколько человек из числа нападавших. Других деталей операции в коммюнике не приводилось. Позднее стало известно, что в атаке участвовали несколько десятков боевиков, перемещавшихся на внедорожниках и мопедах. Есть мнение, что для ее совершения были объединены силы нескольких джихадистских групп.

Террористическая активность в Буркина-Фасо проявляется в последние 4,5 года. За это время от рук террористов погибли свыше 500 человек. На территории страны действуют до 10 групп, одни из них связаны с «Аль-Каидой», другие – с «Исламским государством» (обе запрещены в РФ». Их общая численность оценивается в несколько сотен человек. С декабря 2018 года в ряде провинций Буркина-Фасо действует чрезвычайное положение.

22 августа в Буркина-Фасо был объявлен 3-хдневный национальный траур.

26 августа, через неделю после трагедии в Кутугу в Уагадугу побывал с визитом министр обороны Мали генерал Ибрагима Дембеле. Там он заявил о намерении Мали укреплять военное сотрудничество с Буркина-Фасо с тем, чтобы свести к нулю террористическую активность в районе двусторонней границы. Он же сообщил о проходившей в те дни совместной операции военных двух стран по обе стороны границы между ними. О ее результатах или отсутствии оных ничего не сообщалось.

В целом, в августе в зоне Сахеля ничего по большому счету не изменилось, что объяснимо как сезоном отпусков в западных странах – а их никто не отменял, так и бессилием и/или неспособностью стран региона изменить к лучшему ситуацию в плане безопасности.

52.31MB | MySQL:106 | 0,590sec