Военно-политическая обстановка в Ираке (июль 2007 года)

В июле 2007 года военно-политическая обстановка в Ираке оставалась сложной нестабильной. Не произошло заметных изменений в сфере безопасности, где ситуация продолжала характеризоваться повышенной напряженностью. Внутриполитическая ситуация в стране осложнилась, заметно усилились противоречия между ведущими иракскими политическими силами. События в Ираке по-прежнему привлекали к себе повышенное внимание как в странах Ближнего и Среднего Востока, так и на международной арене в целом.

Развитие ситуации в Ираке показывает, что силовые меры, принимаемые американским командованием при участии иракского правительства, не в состоянии остановить насилие в стране и стабилизировать обстановку. Сохраняющаяся в стране высокая степень напряженности в сфере безопасности усугубляется обостряющимся внутриполитическим кризисом и противоречиями между премьер-министром страны Н. аль-Малики и командующим войсками США в Ираке генералом Д. Пэтреусом (официально последнее отрицается как американцами, так и иракским руководством).

В июле был опубликован доклад о ситуации в Ираке, подготовленный американскими экспертами для вашингтонской администрации. Документ критикует иракское правительство, которое не достигло «убедительных успехов» в проведении политических, экономических, военных и других реформ. Авторы доклада подчеркивают, что «ситуация в сфере безопасности в Ираке остается сложной и чрезвычайно опасной», «экономическая картина неровна», а главное – темпы процесса политического примирения в стране оставляют желать много лучшего. Указывается на «растущую озабоченность иракских политических лидеров тем, что США могут не быть привержены решению проблем их страны в долгосрочной перспективе».

Адмирал М. Муллен, недавно назначенный президентом Дж. Бушем на пост председателя Комитета начальников штабов ВС США, утверждает, что невозможно достичь стабилизации обстановки в Ираке лишь с помощью военной силы. По мнению адмирала, по-прежнему отсутствует реальный прогресс в отношениях между иракскими суннитами, шиитами и курдами. А именно это «остается главным условием того, что Ирак когда-то сможет самоуправляться и защищаться, а также станет союзником в борьбе с терроризмом».

По оценке командующего ВС США в Ираке генерала Д. Пэтреуса, разрешение иракского конфликта может занять «несколько десятилетий». А сейчас американские войска в этой стране ведут «жестокую борьбу», которая «прежде чем стать более легкой, будет весьма сложной».

Посол США в Багдаде Р. Крокер заявил, что, недавнее увеличение численности американского военного контингента в Ираке позволило снизить уровень насилия в стране (это утверждение довольно спорно, — авт.), но до политического примирения между иракцами еще далеко, а сам «процесс будет долгим и сложным».

В июле положение дел в сфере безопасности в Ираке продолжало оставаться очень трудным, а в целом ряде регионов страны оно характеризовалась повышенной напряженностью. Число погибших иракцев возросло с 1342 чел. в июне до 1690 чел. в июле.

В течение прошедшего месяца в различных районах Ирака войска США при участии иракских правительственных сил продолжали проведение крупных войсковых операций против иностранных боевиков и террористов, шиитских радикальных группировок и суннитских повстанцев.

Главным врагом США в Ираке в последнее время объявлена местная «Аль-Каида». Между тем многие видные американские военные и политики считают, что на данном этапе, особенно после потерь, понесенных террористами в ходе последних операций ВС США, на первый план выходит опасность, исходящая от набирающих силу шиитских вооруженных группировок.

В июле 2007 г. вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия преимущественно имели место в городах (и прилегающих к ним районах) в центре, на севере и западе Ирака: Рамади, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Талль-Афар, Эль-Халис, Балад, Хувейджа, Сулейман-Бек, Туз-Хурмату, Машхад, Эт-Тармия, Эд-Дуджайль Джурф эс-Сахр и в ряде других мест.

В прошедшем месяце наиболее сложная и нестабильная ситуация продолжала сохраняться в Багдаде и прилегающих к столице районах, в провинциях Дияла (центр г. Баакуба) и Анбар (Рамади). Значительная напряженность сохраняется также в провинциях Таамим (Киркук) и Салах-эд-Дин (Тикрит).

Багдад остается главным источником нестабильности в стране. Именно в столице и прилегающих к ней районах происходит большая часть терактов, вооруженных нападений, других насильственных действий. Не снижается количество обстрелов «зеленой зоны» Багдада, где расположены основные государственные учреждения, командование ВС США в Ираке и многие иностранные посольства. Американские войска регулярно проводили в столице и ее предместьях войсковые операции и рейды против боевиков шиитских радикальных группировок, прежде всего, против сил радикальной «Армии Махди».

В прошедшем месяце иракское МВД объявило о начале реализации очередного плана по «поддержанию безопасности и законности» в столице и ее окрестностях. Основной упор в нем сделан на сотрудничество и прямую помощь со стороны местных племенных лидеров. Считается, что племенные кланы, контролирующие отдельные районы Багдада и его предместьев, имеют больше возможностей по сбору информации о местных террористических и экстремистских группировках. Ежемесячно планируется дважды проводить совещания с участием племенных лидеров и представителей МВД, на которых будет происходить обмен информацией, анализироваться ход борьбы с террористами и экстремистами, разрабатываться планы совместных действий против общего противника.

Несмотря на заметные успехи, достигнутые американскими войсками в борьбе с боевиками – сторонниками «Аль-Каиды» в ходе масштабной операции «Наконечник стрелы», обстановка в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада остается сложной. В этом регионе продолжают действовать шесть бригад ВС США. Американские военные признают, что в Дияле они провели «только первую фазу освобождения» от «Аль-Каиды» и здесь у них «еще много работы», хотя г. Баакуба уже «не является столицей «Аль-Каиды в Ираке».

В последнее время американское командование неоднократно сообщало об успехах, достигнутых в борьбе с боевиками из «Аль-Каиды» в западной провинции Анбар, в т. ч. путем налаживания сотрудничества с местными племенами. В 2007 г. сюда в рамках плана президента Буша по наведению порядка в Ираке дополнительно было переброшено 2,2 тыс. американских морских пехотинцев. Кроме того, в провинции размещено 37,5 тыс. иракских военнослужащих и полицейских (в основном из числа местных жителей). Однако говорить о радикально улучшении ситуации в этом регионе пока не приходиться. В июле части ВС США (до 9 тыс. чел.) при участии иракской армии провели в провинции масштабную операцию против боевиков и террористов, связанных с «Аль-Каидой», с целью пресечения попыток противника реорганизовать свои силы и восстановить опорные базы вдоль реки Евфрат. Командование ВС США считает, что потребуется еще более двух лет, пока иракские силы безопасности смогут заменить американские войска и взять под свой контроль провинцию Анбар. Более того, военные США полагают, что этот регион, несмотря на произошедшие «обнадеживающие» изменения, еще в течение долгого времени «будет оставаться центром суннитских повстанцев».

К югу от Багдада, главным образом в районе г. Джурф эс-Сахр, американские войска (до 8 тыс. чел.) проводили войсковую операцию «Лавина Марны» с целью пресечения проникновения в столицу боевиков, оружия и взрывчатых веществ. Подобные операции в этом районе неоднократно проводились ранее.

Командующий американскими войсками на севере Ирака генерал Б. Миксон заявил, что в ближайшие 12-18 месяцев можно будет сократить численность группировки ВС США в этом районе. Генерал также отметил большее участие иракских сил (укомплектованы в основном курдами) в операциях по поддержанию безопасности.

На высоком уровне оставалась в июне интенсивность боевой и террористической деятельности антиправительственных сил в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, главным образом в районе городов Эль-Махмудийя, Эль-Юсифийя, Эль-Мусайиб, Сальман-Пак, Эль-Латифийя, Эль-Искандерия.

Неспокойная обстановка характерна для многих районов иракского юга. В июле теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эль-Кут, Эд-Дивания, Хилла, Эн-Насирийя, Эль-Азизийя, Амара, Кербела, Эс-Самава, Эн-Наджаф, Эс-Сувейра и в некоторых других местах. Вооруженные столкновения боевиков «Армии Махди» с правительственными силами, американскими и британскими войсками имели место в Кербеле, Эд-Дивании, Эс-Самаве и Басре.

Отмечается общее ухудшение ситуации на юге Ирака, где неуклонно растет число вооруженных столкновений между силами местных «лордов войны», в которых превращается все большее число региональных шиитских политических лидеров. Местные вооруженные группировки во многом заполнили вакуум власти, образовавшийся здесь после свержения режима С. Хусейна. В конце 2006 г. – первой половине 2007 г. столкновения между враждующими группировками наиболее часто происходили городах Басра, Эд-Дивания, Эн-Насирийя, Эс-Самава, Кербела. Главная борьба на юге идет за контроль над территориями и ресурсами.

Эксперты утверждают, что силы шиитов «объединяются, когда вступают в конфронтацию с суннитами или курдами, но в самой шиитской общине существует множество партий, возглавляемых различными лидерами, каждый из которых борется за власть и влияние». При этом основными «действующими лицами» в южных районах остаются исламистские шиитские силы, а именно: сторонники радикального имама М. ас-Садра, Высший исламский совет Ирака (ВИСИ) во главе с А. А. аль-Хакимом, партия «Ад-Даава», которй руководит премьер-министр Н. аль-Малики, а также региональная партия «Аль-Фадыля». Вокруг этих партий и движений существует и действует целый ряд более мелких группировок. В этих условиях центральное правительство практически очень слабо или вовсе не контролирует развитие ситуации в регионе, и здесь «правят те, у кого есть оружие, деньги и доступ к ресурсам». Вооруженные группировки на иракском юге уже контролируют все, что связано с нефтью, таможни и полицию. При этом сторонники ас-Садра и ВИСИ имеют «харизматических лидеров, связанных с уважаемыми и известными в регионе фамилиями», в то время как духовный лидер иракских шиитов Великий аятолла А. ас-Систани «не имеет каждодневной организации, которая могла бы что-то делать».

На сегодняшний день ВИСИ выступает за предоставление югу автономии наподобие той, какую курды имеют на севере. Партия «Аль-Фадыля» требует автономии района Басры. Успешно действуют в социальной сфере и в деле религиозной пропаганды сторонники ас-Садра, что обеспечивает им растущую поддержку местного населения.

Американский генерал Р. Линч, командующий войсками на юге Ирака, считает, что «навести порядок» в этом регионе при помощи дополнительных военных сил «удастся только к лету следующего года». Разгромить экстремистов генерал намерен летом и осенью 2007 г., а «обеспечить порядок и закрепить успех» — весной и летом 2008 г.

В Иракском Курдистане в июле обстановка в целом сохранялась стабильной.

На высоком уровне сохраняется противостояние между арабами-суннитами и шиитами. Не прекращаются убийства и похищения политических и религиозных деятелей обеих общин, ежедневно в различных городах страны находят многочисленные тела убитых суннитов и шиитов. Продолжаются нападения на суннитские и шиитские мечети.

Вице-президент Ирака Т. аль-Хашеми (суннит) и парламентарий А. аль-Байяти, представляющий туркоманов-шиитов, призвали конфессиональные и этнические общины страны к созданию собственных вооруженных формирований. По их мнению, в условиях, когда правительство не может гарантировать безопасность граждан, последние должны взять в руки оружие для самозащиты.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы, суннитские повстанцы и шиитские боевики совершают нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные (преимущественно американские) войска, представителей иракской интеллигенции, особенно профессоров и преподавателей ВУЗов, иностранцев, работающих в Ираке, предпринимателей. Частым нападениям подвергаются иракские журналисты. Продолжаются нападения на детей, а также их использование боевиками при подготовке и совершении боевых и террористических акций. Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных людей затем убивают. Одним из наиболее широко применяемых способов осуществления терактов остаются действия боевиков-смертников, подрывающих автомашины, начиненные взрывчаткой в местах большого скопления людей или около различных объектов. Только за последние шесть месяцев от рук террористов-самоубийц погибло ок. 4 тыс. иракцев.

Нападения совершаются на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы иракских политических партий и организаций, местных и иностранных фирм, представительства и здания СМИ. В различных районах страны систематически происходят подрывы мостов.

Продолжаются активные действия повстанцев и боевиков на автодорогах страны, что существенно затрудняет снабжение американских войск, создает препятствия на пути нормализации экономической жизни Ирака. Для обеспечения безопасности передвижения конвоев на автодорогах американское командование вынуждено привлекать крупные силы, включая авиацию.

По-прежнему в числе важных целей диверсий и терактов остаются объекты нефтяной отрасли в различных районах страны. Нападениям боевиков подвергаются линии электропередач и связи.

Представители семи наиболее влиятельных суннитских вооруженных группировок Ирака договорились о создании единого «Политического представительства иракского сопротивления». Одной из главных задач этого объединения должна стать консолидация сил повстанцев и начало переговоров с США о выводе американских войск из страны. При этом повстанцы намерены продолжать вооруженное сопротивление до полного ухода ВС США из страны. Одновременно представители сил сопротивления осудили местную «Аль-Каиду», обвинив ее в разжигании межконфессиональной вражды и терактах против мирного населения. Также было заявлено, что в новое объединение не войдут сторонники бывшей правящей иракской партии Баас.

А. аль-Багдадий, глава суннитской экстремистской группировки «Исламское государство Ирак», связанной с «Аль-Каидой», потребовал от правительства Ирана в двухмесячный срок прекратить финансирование нынешних багдадских властей. В противном случае лидер экстремистов угрожает Тегерану «жестокой войной».

Группировка «Аль-Каида в Ираке» и местные суннитские повстанцы пользуются большой популярностью в мусульманском мире и поэтому не испытывают нехватки средств и добровольцев, желающих вступить в их ряды. К такому выводу пришли аналитики американской разведки. По подсчетам военных США и МВД Ирака, 45 проц иностранных боевиков и террористов представлены выходцами из Саудовской Аравии, 15 проц — из Сирии и Ливана, 10 проц — из стран Северной Африки, а остальные из других исламских стран, а также мусульманских общин Европы и Америки. Причем до 50 проц боевиков-смертников представлено саудовцами. В Эр-Рияде отвергают заявления о росте числа подданных королевства, воюющих в Ираке, утверждая, что их число, наоборот, сокращается.

Командование ВС США и региональные иракские власти расширяют практику сотрудничества с местными племенами (преимущественно суннитскими) в интересах борьбы против иностранных боевиков и террористов из числа сторонников »Аль-Каиды», так и других аналогичных группировок. Как правило, типовой договор о сотрудничестве предусматривает «взаимодействие с иракскими силами безопасности (ИСБ), прекращение межплеменных конфликтов, в т. ч. похищений и убийств людей, предоставление информации об обнаруживаемых взрывных устройствах, оказание содействия в наборе добровольцев в ИСБ, роспуск нелегальных вооруженных формирований, разрешение споров между племенами посредством переговоров с участие вождей племен и представителей местных властей». В июле, по сообщению командования ВС США, суннитская вооруженная группировка «Бригады революции 1920 года» заявила о своем согласии сотрудничать в борьбе с «Аль-Каидой».

Вместе с тем, премьер-министр Ирака Н. аль-Малики выражает недовольство сотрудничеством американского командования с местными суннитскими племенами и повстанческими силами. Эти действия командования ВС США аль-Малики считает «открытым вмешательством в дела Ирака и сферу ведения иракского правительства». Разногласия аль-Малики с генералом Д. Пэтреусом связаны и «с тем произволом, который творят американские войска в Багдаде, причем без ведома правительства Ирака».

Сложная обстановка сохраняется на границах Ирака с соседними государствами. В первую очередь, это относится к иракско-турецкой границе. В июле имели место обстрелы турецкой артиллерией приграничных районов Ирака. Генштаб ВС Турции разработал план проведения войсковой операции на иракском севере с целью нанесения решительных ударов по расположенным там базам и лагерям сепаратистов Курдской рабочей партии. Как заявляют в Анкаре, реализация этого плана будет зависеть от развития обстановки в северных районах Ирака.

Ирак и Сирия в июле возобновили сотрудничество по обеспечению безопасности на границе между двумя странами. Речь, главным образом, идет о мониторинге приграничной зоны с целью воспрепятствования проникновению экстремистских элементов из Сирии в Ирак. По оценке американских экспертов, ежемесячно из Сирии в Ирак проникает от 50 до 80 потенциальных боевиков.

В условиях не стихающего в стране насилия и произвола постоянно растет число иракцев, вынужденных покидать места своего постоянного проживания. В настоящее время более четырех миллионов иракцев были вынуждены покинуть свои дома, причем свыше двух миллионов из них покинули пределы Ирака. В июле в Иордании состоялась международная конференция по проблемам иракских беженцев. В ее работе участвовали делегации Египта, Иордании, Ирака, Ливана, Сирии и Турции. По мнению участников встречи, урегулирование ситуации в Ираке является единственным путем решения проблемы беженцев, которое позволит им вернуться на родину.

По состоянию на 1 августа 2007 г. списочная численность личного состава силовых структур Ирака составляла 353,1 тыс. чел.: вооруженные силы – 158,9 тыс. чел. (сухопутные войска — 156,9 тыс., ВВС — 0,9 тыс., ВМС — 1,1 тыс. чел.); формирования МВД – 194,2 тыс. чел., в т. ч. полиция – 161,3 тыс. чел. Подготовкой иракских военнослужащих занимаются ок. 6 тыс. американских советников и инструкторов.

Потери иракских силовиков убитыми в июле составили 233 чел. (армия – 79 чел., МВД – 149 чел.). В июне эти показатели были 39 и 191 чел., соответственно.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил 14 июля, что хотя национальная армия и полиция нуждаются в оружии и обучении, они способны поддерживать порядок в стране, когда ее покинут американские войска. По словам аль-Малики, американцы могут уйти «в любой момент, когда захотят». Трудно сказать, что именно подвинуло иракского руководителя на подобное заявление, но его несоответствие реальному состоянию и возможностям вооруженных сил и МВД страны сомнению не подлежит. Однако уже 16 июля аль-Малики «поправил» ранее сделанное им заявление об уходе американских войск, сообщив, что иракские армия и полиция «еще не готовы» самостоятельно выполнять задачи по обеспечению национальной безопасности. Одновременно аль-Малики выразил надежду (явно нереальную, — авт.) на то, что к концу года местные военные и полицейские будут готовы к этому, если США окажут необходимую помощь в деле их подготовки и оснащения.

Посол Ирака в США С. Сумайди подверг критике администрацию Дж. Буша за недостаточно высокие темпы оснащения иракских ВС. Дипломат утверждает, что в Вашингтоне рассчитывают на скорейшее повышение эффективности армии и полиции Ирака, но при этом прилагают слишком мало усилий для обеспечения их оружием, техникой и снаряжением, хотя Багдад готов расплатиться за все это собственными деньгами. В итоге же иракские военнослужащие в боевой обстановке очень часто представляют собой «пушечное мясо». И, конечно же, все это не способствует поддержанию высокого боевого духа в войсках.

Сами американские военные признают слабость вооружения и оснащения иракских силовиков, невысокое качество их подготовки. В частности, речь идет о почти полном отсутствии у иракцев тяжелого вооружения, плохой организации связи, нехватке транспортных средств, «архаичном» тыловом обеспечении.

Острую нехватку кадров испытывает иракское МВД. Только в Багдаде не хватает 18 тыс. сотрудников полиции и 30 полицейских участков.

По мнению командования ВС США, главной проблемой при формировании иракских армии и сил безопасности – найти необходимое количество «достаточно опытных командиров». Причем данная проблема сохранится на протяжении еще нескольких лет. Военные США считают, что в этом деле «важнее всего найти тех, у кого есть опыт и кто готов действовать без учета этнических и конфессиональных убеждений». Однако добиться этого «гораздо труднее», чем научить солдат воевать.

В рядах армии и полиции по-прежнему много сторонников и сочувствующих шиитским боевикам и суннитским повстанцам. Американцы утверждают, что в силовых структурах Ирака «наблюдается недостаток лояльности центральным властям», причем особенно это наблюдается в полиции.

В целом иракские армия и полиция все еще далеки от готовности взять на себя полную ответственность за поддержание безопасности и порядка в стране, что вынуждены признать и США, и иракское правительство.

По состоянию на 1 августа 2007 г. группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала 156,25 тыс. чел., в т. ч. сухопутные войска – 114,7 тыс., ВВС – 12,1 тыс., ВМС – 5,1 тыс. и морская пехота – 24,35 тыс. чел. Из этого числа 14,9 тыс. военнослужащих представлены личным составом Национальной гвардии (армии и ВВС) и 8,2 тыс. человек – лицами, призванными из резерва всех видов ВС.

В соответствии с указаниями президента США Дж. Буша в Ирак в 2007 г. дополнительно были переброшены следующие соединения и части американских ВС: 2-я бригада 82-й вдд, 4-я бригада 1-й пд, 2-я и 3-я бригады и 4-я бригада «Страйкер» 3-й пд, два усиленных батальона и 15-е экспедиционное соединение морской пехоты. Как ожидается, нынешний уровень американского военного присутствия в Ираке сохранится, как минимум, до октября с. г., а то и до весны 2008 г.

Президент Дж. Буш заявил 12 июля, что условием возвращения американских войск из Ирака является «безопасность интересов США в этой стране и регионе». По оценке Буша, вывод войск из Ирака в настоящее время будет «опасным для этой страны, всего региона и США». Президент также считает, что «критически настроенные круги» в Америке должны дать войскам время для «претворения в жизнь стратегии, направленной на подавление мятежа». Между тем расходы Соединенных Штатов на иракскую кампанию уже превысили 450 млрд долл., составляя 10 млрд долл. в месяц (в 2004 г. – 8 млрд. долл.), и имеют отчетливо выраженную тенденцию к дальнейшему росту.

Представителям Демократической партии не удалось провести в Сенате Конгресса США законопроект, предусматривающий вывод американских войск из Ирака к весне 2008 г. Между тем в Пентагоне изучают возможность дальнейшего наращивания иракской группировки ВС США, если президент Дж. Буш сочтет это необходимым для достижения успеха в этой стране. В то же время, по признанию главы военного ведомства США Р. Гейтса, в Пентагоне разрабатывают планы постепенного вывода американских войск из Ирака. Причем Гейтс подчеркнул, что министерство обороны рассматривает это планирование в качестве приоритетной задачи.

Иракское руководство полагает, что преждевременный вывод американских войск «способен привести к распаду страны, еще большей концентрации в регионе радикальных элементов и возникновению в нем регионального конфликта».

По планам Пентагона, военное присутствие США в Ираке должно сохраняться еще два года. При этом задачей войск является добиться к лету 2008 г. установления безопасности хотя бы в отдельных районах Ирака, «начиная с Багдада», а к лету 2009 г. – добиться «устойчивой безопасности» на всей территории страны. В реализации этих намерений большое место отводится созданию условий для политического примирения в Ираке, для чего следует разработать соглашение о разделе власти между основными политическими силами страны, заставить их отказаться от насилия.

Потери личного состава ВС США в Ираке в июле 2007 г. составили убитыми 86 чел. (в июне 111 чел.) и ранеными ок. 600 чел. Таким образом, общие потери вооруженных сил США со времени начала иракской компании в марте 2003 г. по 31 июля 2007 г. достигли, по уточненным данным, убитыми 3895 чел. и ранеными ок. 27150 чел. Кроме того, четыре американских военнослужащих считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции составили в июле 2007 г. убитыми 9 (Великобритания, Польша) и ранеными 2 чел. (Великобритания).

Боевая авиация США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты В-1В, F-16, F/А-18, А-10, «Торнадо», вертолеты армейской авиации) в июле продолжали оказывать постоянную поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака, наносили удары по базам и лагерям боевиков и террористов, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, регулярно вели воздушную разведку объектов повстанцев и боевиков, осуществляли патрулирование над районами повышенной активности сил противника. В июле увеличилось число районов Ирака, над которыми действовала авиация коалиционных сил, а также возросло число боевых вылетов стратегических бомбардировщиков В-1В. Прежде всего, это относится к району Багдада. Ежедневно в июле авиация союзников совершала от 59 до 98 боевых вылетов (без учета вертолетов). Наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад (и его пригороды), Баакуба, Самарра, Басра, Балад, Эль-Махмудийя, Сальман-Пак, Эд-Дивания, Байджи, Эль-Кут, Эль-Мукдадийя, Эль-Юсифийя, Кербела, Эль-Мусайб, Мосул, Рамади, Хувейджа, Киркук, Амара, Эн-Наджаф, Эс-Сувейра, Тикрит, Эт-Тармия, Джурф эс-Сахр и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки, управляемые авиационные бомбы GBU-12, GBU-31 и GBU-38, другие авиационные боеприпасы. Боевые вертолеты АН-64 «Апач» поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование активно использует в Ираке беспилотные летательные аппараты (БЛА), особенно WQ-1 «Предатор», которые поражали противника ПТУРами. Кроме того, бомбардировщики В-1В и другие самолеты неоднократно совершали полеты над неспокойными районами страны с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе осуществляли американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

В Ираке происходит увеличение числа используемых войсками США различных типов БЛА. В ближайшее время их число здесь достигнет 1250 ед. Американцы начали развертывать на иракской территории новейшие ударные самолеты-роботы «Риппер», способные нести боевую нагрузку до полутора тонн. Это, главным образом, ракеты «воздух-земля» с повышенной точностью, для чего используется наведение с помощью ИСЗ. Управление самолетами-роботами будет осуществляться из специального центра, расположенного в штате Невада.

Пентагон подтвердил заказ на изготовление 21,4 тыс. автомашин с повышенной защищенностью от подрыва на минах, большая часть которых будет направлена в Ирак. Армия получит 17,7 тыс., морская пехота – 3,4 тыс. и силы специальных операций – 300 машин.

В июле в различных районах Ирака вновь произошел целый ряд случаев ошибочного применения американскими войсками огневого воздействия, что привело к жертвам среди гражданского населения.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (25) составляла на 1 августа 2007 г. ок. 11,2 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (7,0 тыс. чел.) и Южная Корея (2,0 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Великобритания не собирается выводить свои войска из Ирака, заявил премьер-министр страны Г. Браун. По его словам, у Лондона «есть договора, которые необходимо выполнять, есть обязательства, которые мы будем соблюдать».

Британские военные в Ираке недавно получили БЛА типа «Гермес» 450, которые используются в основном для разведки и наблюдения.

К концу июля основанная часть военного контингента Дании (530 чел.) покинула территорию Ирака. Взамен сюда прибыло вертолетное подразделение (4 вертолета, 55 чел.), которое будет нести службу в составе британского контингента.

Правительство Сальвадора намерено сократить численность военного подразделения в Ираке с 380 до 300 чел.

Литва предполагает вывести свое военное подразделение (58 чел.) из Ирака до конца 2007 г.

В частных охранных компаниях в Ираке работают ок. 30 тыс. чел. Из них от 3 до 5 тыс. чел. – граждане западных стран, а ок. 15 тыс. чел. – иракцы. Сотрудники компаний имеют право применять огнестрельное оружие только для самообороны.

В иракских тюрьмах содержатся до 7,5 тыс. иностранцев, обвиняемых в участии «в вооруженных нападениях на мирных жителей, полицию, армию Ирака, либо на многонациональные силы». Из этого числа 2,6 тыс. чел. задержаны иракскими силовиками, а 3,9 тыс. чел. — коалиционными силами. Находящиеся в тюрьмах иностранцы представлены гражданами Ирана (в основном в иракских тюрьмах), Египта, Саудовской Аравии, Йемена, Афганистана и других стран. К настоящему времени 1,4 тыс. человек уже предстали перед судом. Все они приговорены к пожизненному заключению или к смертной казни.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в июле 2007 г. не претерпело значительных изменений и по-прежнему остается сложным, а в целом ряде мест – напряженным. Отсутствие реального прогресса в достижении национального примирения остается главным фактором, препятствующим стабилизации обстановки в вопросах обеспечения безопасности.

В июле 2007 г. в Ираке сохранялась сложная внутриполитическая обстановка. В стране усиливается внутриполитический кризис, вызванный серьезными противоречиями между ведущими партиями и движениями, представляющими интересы различных иракских этнических и конфессиональных общин, региональных политических сил.

По оценке многих экспертов, Ирак переживает сейчас наиболее трудный политический кризис со времени свержения саддамовского режима, что грозит стране самыми серьезными последствиями. Некоторые наблюдатели не исключают краха нынешней иракской политической системы и развала государства. Работа правительства Н. аль-Малики и парламента во многом парализована. Политики, представляющие различные этнические и конфессиональные общины, региональные силы не в состоянии договориться о разрешении самых важных проблем: распределении властных полномочий и доходов от природной ренты, прекращении масштабного насилия и обеспечении безопасности. Оказываемое на иракских политиков постоянное давление со стороны Вашингтона с целью заставить их действовать в направлении достижения национального примирения заметного успеха не имеют.

Легально действующие суннитские политики угрожают перейти в лагерь повстанческого движения, если правительство не изменит свой курс на принижение роли суннитов в политической жизни Ирака и не станет действовать в интересах национального примирения. Требования суннитов поддержал вице-президент страны Т. аль-Хашеми. 25 июля ключевой суннитский блок в правительстве — Исламский фронт согласия (ИФС) — приостановил свое членство в кабинете аль-Малики и пригрозил в течение недели окончательно выйти из состава правительства, что и было осуществлено в начале августа. Пять министров, представляющих ИФС, добиваются помилования удерживаемых иракскими службами безопасности людей, которым не предъявлены какие-либо конкретные обвинения. Кроме этого, они потребовали от правительства соблюдения прав человека, роспуска вооруженных группировок и предоставления права контроля над работой спецслужб.

Сохраняются противоречия сторонников радикального имама М. ас-Садра с главой правительства Н. аль-Малики. Вместе с тем в июле 30 депутатов — приверженцев ас-Садра приняли решение прекратить бойкот заседаний парламента, продолжавшийся пять недель. При этом сторонники ас-Садра укрепляют свое влияние в центральных и южных районах Ирака.

Президент курдской автономии М. Барзани предупредил «о неизбежности гражданской войны», если правительство не реализует положения иракской конституции, касающиеся г. Киркук, на который претендуют курды.

Правительство Ирака 3 июля одобрило законопроект о нефти, на скорейшем принятии которого настаивают США. Ранее сообщалось, что он был согласован с руководством курдской автономии. Однако последнее заявило, что «еще не видело» этот документ и потребовало признания всех соглашений, подписанных правительством автономии, с иностранными компаниями по вопросам разведки и добычи углеводородов. Не поддерживают предложенный правительством законопроект в его нынешнем виде суннитские политики и сторонники М. ас-Садра, которые выступают против предоставления фирмам стран, «чьи правительства оккупируют Ирак», (прежде всего, американским и британским) права заключать сделки в нефтегазовом секторе.

31 июля иракский парламент ушел на летние каникулы, так и не приняв ни одного из ключевых законов: о распределении доходов от добычи углеводородов, о выборах в местные органы власти, о восстановлении в правах бывших членов партии Баас и др.

Очень сложной продолжает оставаться обстановка в экономике и социальной сфере Ирака. В стране сохраняется острый дефицит различных видов топлива, что способствует расширению «черного рынка», где цены, как минимум, в два раза выше официальных. Продолжаются перебои с подачей электричества.

Правительство Ирака с июня 2006 г. отказывается брать под свой контроль более двух тыс. объектов различного назначения, восстановленных или построенных на средства, выделенные США (ок. 501 млн долл.)

В настоящее время 43 проц иракцев живут в условиях голода и нищеты. 8 млн. чел. (примерно треть населения страны) нуждаются в срочной помощи. В Ираке нарастет гуманитарный кризис. 15 проц взрослого населения не может позволить себе регулярно питаться, а 80 проц – страдают от нехватки питьевой воды. Сегодня иракцы лишены специальных продуктовых пакетов, субсидируемых правительством, которые они получали при режиме С. Хусейна с 1991 г. Значительно ухудшилось качество питания большей части иракского населения, значительная часть граждан не имеет доступ к нормальному медицинскому обеспечению. По данным специалистов ООН, положение иракских детей постоянно ухудшается. В стране остро не хватает детского питания. 28 проц детей недоедает. Сложная ситуация в сфере безопасности создает дополнительные трудности с образованием – родители боятся отпускать детей в школу. Серьезно ухудшилось положение иракских женщин, которые все чаще подвергаются различным видам насилия и жестокости. Широкое распространение получила дискриминация женщин при приеме на работу.

Сложной остается санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране. Здесь, в частности, сохраняется опасность эпидемии холеры, что, в первую очередь связано с низким качеством питьевой воды в большинстве районов Ирака, которая не отвечает санитарным нормам. На юге уже зафиксированы отдельные случаи заболевания холерой.

Таким образом, внутриполитическая обстановка в Ираке имеет тенденцию к осложнению. На сегодняшний день отсутствуют перспективы скорого урегулирования сложного комплекса противоречий между основными политическими силами страны.

Внешнеполитическая активность вокруг Ирака в июле 2007 г. продолжала оставаться на высоком уровне.

Проблемы, связанные с Ираком, остаются в центре внимания политического истеблишмента США. Американская администрация на всех уровнях, включая президента Дж. Буша, продолжала настойчиво требовать от иракских руководителей конкретных шагов в направлении стабилизации обстановки в стране, улучшения ситуации в вопросах обеспечения безопасности, прогресса в национальном примирении и др. Однако, как уже говорилось выше, особого успеха эти требования и увещевания не имели. В итоге госсекретарь США К. Райс была вынуждена признать: «Власти Ирака не совершили такой прогресс, который мы хотели бы видеть». В этих условиях в Вашингтоне считают, что «политическое урегулирование в Ираке потребует времени и последовательной поддержки со стороны США». Вместе с тем, «медленный прогресс в Ираке подрывает доверие к Соединенным Штатам и ослабляет усилия в достижении целей» американской политике на Ближнем и Среднем Востоке.

25 июля Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, запрещающий создание долговременных или постоянных американских военных баз в Ираке, а также запрещает властям США контролировать иракские нефтяные ресурсы.

В июле США ввели в действие дополнительные меры воздействия в отношении сил, «угрожающих стабильности в Ираке». Американская администрация будет блокировать находящиеся на территории Соединенных Штатов банковские счета и другие финансовые активы всех частных и юридических лиц, чья деятельность направлена на «совершение актов насилия, ставящих под угрозу мир и стабильность в Ираке», а также «противодействие усилиям по экономической реконструкции и политическому реформированию Ирака». Принимаемые меры направлены как против боевиков, действующих на иракской территории, так и тех, кто проникает в страну, в частности, через Сирию или Иран.

В настоящее время в Ираке по частным контрактам в различных американских организациях, компаниях и учреждениях работают 182 тыс. человек: 21 тыс. граждан США, 43 тыс. граждан других стран и 118 тыс. иракцев. Эти люди заняты в строительстве, частной охранной деятельности, обеспечивают действия ВС США и др.

24 июля в Багдаде прошла вторая встреча представителей американских и иранских представителей на уровне послов по обсуждению состояния дел с безопасностью в Ираке (первая состоялась в мае с. г.). Принято решение о создании трехсторонней комиссии (США, ИРИ, Ирак) по вопросам безопасности. Вместе с тем, американцы жестко осудили растущую иранскую поддержку вооруженных группировок в Ираке. Со своей стороны, в Тегеране заявил, что не видят необходимости в повышении уровня переговоров с США по проблемам безопасности в Ираке.

Вашингтон администрация «разочарован» ролью, которую играет в Ираке Саудовская Аравия. Здесь считают, что Эр-Рияд «пытается подорвать позиции багдадского правительства» и не в состоянии остановить «поток добровольцев», которые присоединяются к боевикам, действующим в Ираке. Американцы утверждают, что саудовцы рассматривают Н. аль-Малики «агентом Ирана», политиком, который не в состоянии «преодолеть слабости своего правительства». Более того, говориться о том, что саудовцы «снабжают деньгами противников аль-Малики». И если раньше все это обсуждалось на неофициальном уровне, то в конце июля постоянный представитель США в ООН (бывший американский посол в Багдаде) З. Халилзад прямо заявил о том, что Саудовская Аравия и некоторые другие страны региона не предпринимают достаточных усилий по содействию стабилизации обстановки в Ираке. Более того, эти страны «иногда не только не помогают, но и делают такие вещи, которые подрывают усилия, направленные на достижение прогресса» в Ираке.

Ирак и Саудовская Аравия согласились проводить мониторинг фетв (религиозных предписаний) экстремистского содержания с тем, чтобы не допускать дальнейшего обострения отношений между суннитами и шиитами.

Власти Сирии в июле «не рекомендовали» представителям иракской оппозиции, в т. ч. бывшим функционерам партии Баас и сотрудникам саддамовских спецслужб проводить в Дамаске встречу для принятия политической программы борьбы с американской оккупацией и багдадским режимом.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что «США должны уйти из Ирака», для чего требуется гласно объявить график вывода войск. Вместе с тем Эрдоган не настаивает на немедленном уходе ВС США, а ратует за их постепенный вывод из Ирака, что, по его мнению, будет способствовать стабилизации обстановки в этой стране.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в июле 2007 года характеризовалась сложностью и нестабильностью. Трудная ситуация сохранялась в сфере безопасности. Обострились противоречия между основными иракскими политическими силами, страна вошла в период углубляющегося политического кризиса. Все это не позволяет говорить о возможности скорого урегулирования обстановки в Ираке. Более того, положение дел в этой стране может ухудшиться.

52.43MB | MySQL:103 | 0,499sec