Новые угрозы «арабской весны» в Египте

Впервые после прихода к власти президента АРЕ Абдель-Фаттаха  ас-Сиси по результатам военного переворота в 2013 году в стране вновь замаячила угроза гражданских протестов и революции. Причем, cитуация стала раскаляться довольно неожиданно 20-21 сентября в Каире и порту Суэца, начавшись с малочисленных и спонтанных митингов, которые, однако с каждым днем набирают обороты. Сегодня число протестующих по всей стране достигает нескольких сот человек. Главное требование протестующих — отставка президента А-Ф.ас-Сиси. На второй день протестов начались противостояния с полицией. Было арестовано около 80 человек.

Социальный взрыв осенью 2019 года стал достаточно неожиданным для внутриполитической жизни Египта. Начались протесты банально. Формальным поводом стало заявление опального бизнесмена Мухаммеда Али с обвинением президента А.Ф.ас-Сиси в коррупции и с призывом к населению выйти на многомиллионный марш протеста 20 cентября. Выступающий ранее в качестве подрядчика в системе закупок для египетской армии, М.Али обвинил в коррупции всю армейскую систему. Обращение бизнесмена-диссидента, несколькими неделями ранее предусмотрительно эмигрировавшего в Испанию, распространялось по социальным сетям, преимущественно через Фейсбук. Эффект «сарафанного радио», однако пока не сработал: призывы не привели к многомиллионным протестам на текущем этапе. Однако нельзя исключать, что этот эпизод может стать первым шагом, некоей «бомбой замедленного действия» и в корне дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране. Удивительно, как один небольшой сюжет смог консолидировать волну социального протеста, причём сразу в нескольких крупных городах.

Более удивительно, как это стало возможным с одним из самых стабильных и устойчивых государственных режимов на неспокойном Ближнем Востоке.

Казалось, что со смещением радикального исламского режима во главе с «Братьями-мусульманами» в 2013 году общество смогло извлечь необходимые уроки. Страна уверенно встала на пускай медленный,

но верный путь к экономическому восстановлению и реформам. Тем более, что пришедшая к власти военная верхушка законодательно ограничила возможность проведения протестов и митингов и взяла курс на построение вертикального авторитарного режима.

Однако, если проанализировать социально-экономические показатели Египта в последние месяцы, то становится понятным генезис нового внутриполитического кризиса в стране. В частности, щедро предоставленный Международным валютным фондом в 2016 кредит в размере 12 млрд долларов США достался Египту высокой ценой. Правительство вынуждено исправно исполнять требования МВФ, в том числе придерживаться строгой финансовой дисциплины в расходах. Под ударом в таких условиях оказался в первую очередь чувствительный продовольственный сектор Египта на фоне демографического фактора — стремительного прироста населения в последние годы. Сегодня в Египте проживает 100 млн человек, а к 2030 году при аналогичных темпах роста численность достигнет 130 млн. С учетом специфики продовольственной ситуации в стране, которая является одним из крупнейших в регионе и мире нетто-импортеров пшеницы, а также высокой зависимости продовольственного сектора от субсидий, удар по этому сектору был нанесен ощутимый. Правительство под нажимом МВФ было вынуждено сокращать свои расходы на продовольственные субсидии, особенно на хлеб, а это в свою очередь спровоцировало резкий рост цен на продовольствие.

В итоге недовольство населения ростом потребительских цен, прежде всего на продовольствие, явилось главным поводом для неожиданной дестабилизации ситуации осенью 2019 года. Особенно ощутимо рост цен затронул бедное население страны, которое живет ниже прожиточного минимума, составляющего 1.4 доллара США в день. А это значительная категория населения Египта. По состоянию на июль текущего года, доля этого населения за чертой бедности составила 30% или около 30 млн человек.

Разумеется, с учётом небольших масштабов протестных явлений, они не получают пока должного освещения в мировых СМИ. Кажется, все это стихийно и ненадолго. Однако, риски раскачивания ситуации и ее перехода в масштабный народный протест весьма высоки. Тот факт, что многие западные страны серьёзно озаботились этой ситуацией и воспринимают ее как угрозу, говорит о многом. Аналитики отмечают, что за беспорядками стоят по-прежнему «Братья-мусульмане», которые надеются на реванш и пытаются направить страну по ливийскому сценарию. Бизнесмен Мухаммед Али призвал население вновь выйти на улицу в следующую пятницу, 27 сентября, стремясь перевести стихийный протест в более регулярное русло. Бедное, преимущественно молодое, городское население Египта готово подхватить призыв. Безработица в стране на высоком уровне и с годами, по мере прироста населения, она будет только увеличиваться. Ожидается, что к 2030 году доля трудоспособного населения достигнет 80 млн. человек. Их значительная часть будет безработной и уязвимой, и может стать главным вектором гражданских протестов.

Очень важным фактором сегодня станет реакция правительства на социальные протесты, особенно если они начнут приобретать регулярный и более масштабный характер. Пока мы наблюдаем принятие повышенных мер безопасности. Будут ли извлечены более серьёзные уроки и приняты меры превентивного характера, неясно. Система социальной защиты продолжала сужаться под давлением МВФ и других внешних кредиторов. Разумеется, транш МВФ в решающий для страны момент сыграл свою роль и способствовал восстановлению доверия в экономике: за три последних года ВВП Египта вырос существенно, увеличились доходы от туризма, вырос приток иностранных инвестиций и трудовых переводов от египетских мигрантов, пополнились запасы внешних резервов. Однако, одновременно с этим как часть пакетного соглашения с МВФ последовательно росли цены на продовольствие, топливо и электроэнергию (последнее по времени  повышение цен произошло в июле нынешнего года). В частности, правительство обязалось снять все субсидии на топливо, чтобы нивелировать зависимость бюджета от колебаний цен на нефть на глобальных рынках.

Официальному Каиру становится все сложнее удерживать этот баланс. Но египетские власти понимают важность сохранения системы субсидий и помощи социально уязвимым группам — переизбранный в 2018 году на второй срок президент А.Ф.ас-Сиси не случайно называл это направление своим важным приоритетом. В качестве подтверждения — в середине сентября Египет договорился со Всемирным Банком о выделении 500 млн долларов для финансирования проектов по укреплению механизмов социальной защиты. Египет рассчитывает по мере роста ВВП закладывать больше средств на финансирование важнейших социальных сфер — образования и здравоохранения.

Исход внутриполитического обострения в Египте будет во многом зависеть от умения Каира удерживать тонкий баланс между болезненными реформами и превентивными смягчающими мерами по удержанию социальной зашиты бедных слоёв на должном уровне.

52.31MB | MySQL:103 | 0,402sec