Оценки китайских обозревателей системы ПВО Королевства Саудовская Аравия. Часть 1

Обозреватели китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий КНР отмечают, что за информацией о визите руководителя Государственного департамента США Майкла Помпео в Королевство Саудовская Аравия скрыт очень серьезный и напряженный диалог официальных Вашингтона и Эр-Рияда по проблемным моментам системы противовоздушной обороны Королевства.

Опыт вооруженного противостояния стран аравийской коалиции с хоуситами показывает, что система ПВО КСА не обеспечивает 100% защиты от воздушного нападения с йеменского направления. Саудовские военные не вполне своевременно установили, что хоуситы обладают крылатыми и оперативно-тактическими ракетами и ударными беспилотными летательными аппаратами с дальностью полета более 1000 км.

Некоторые американские и европейские специалисты, которые ранее полагали, что хоуситы не обладают ракетным оружием, способным поражать стационарные объекты на удалении более 700 км в настоящее время производят переоценку ударных возможностей йеменских повстанцев, которые благодаря эпизодическим и довольно резонансным ударам склоняют Эр-Рияд и Абу-Даби к прекращению огня.

Как отмечают китайские аналитики, система ПВО КСА составлена из нескольких рубежей.

В качестве сверхдальнего рубежа противовоздушной и противоракетной обороны должны выступать комплексы THAAD (44 пусковых установки по 6 ракет на каждой), наведение которых будут обеспечивать, как собственные радиолокационные станции секторного обзора, так и другие РЛС. В качестве дополнительных средств наблюдения за воздушной обстановкой ПВО КСА могут применять РЛС AN/FPS-117 (станция разведки воздушного пространства и предупреждения о ракетном нападении), а также AN/TPS-43.

Приведенные характеристики указывают, что система THAAD предназначена для защиты от баллистических ракет средней и большой дальности, которых у хоуситов пока нет на вооружении.  При грамотном расположении даже указанные станции позволят создать сплошное радиолокационное поле над основными промышленными районами Королевства.

Китайские специалисты справедливо отмечают, что система THAAD не была проверена в условиях приближенным к боевым, т.е. ее реальные возможности могут не соответствовать заявленным характеристикам, что может стать неприятным сюрпризом для саудовских военных, возлагающих надежду на эту дорогостоящую систему.

В дополнение к системе THAAD саудовские военные могут  рассчитывать на применение до 100 противоракет SM-3, размещенных на трех эсминцах типа «Орли Берк» из состава 5-ого флота ВМС США, которые дислоцированы в сопредельном Бахрейне.

В отношении дальнего рубежа ПВО КСА известно, что он основан на зенитно-ракетных системах MIM-104 PAC3 (всего 52 пусковые установки), которые, по данным из открытых источников, позволяют перехватывать широкий спектр аэродинамических и баллистических целей на дальности до 160 км. и на высотах до 24 км.

Основной рубеж обороны ПВО КСА представлен  ЗРС MIM-104 PAC-2 (всего 36 пусковых установок), которые также предназначены для перехвата большого спектра воздушных целей на дальности до 80 км и на высотах до 15 км. Как отмечают китайские специалисты у саудовских «защитников неба» и раньше были вопросы к точности действия ЗРС в модификациях PAC-2 и PAC-3, поскольку для перехвата даже одиночных баллистических ракет йеменских хоуситов приходилось применять от 4 до 7 зенитных управляемых ракет. В теории  противовоздушного боя для выполнения подобной задачи со 100% гарантией необходимо всего два дорогостоящих зенитных боеприпаса.

Необходимо отметить, что йеменские хоуситы не обладают авиацией или мощными комплексами радиоэлектронной борьбы, которые позволяли бы ставить помехи для РЛС указанных ЗРС американского производства. В таких условиях обнаружение и успешный перехват ударных беспилотных летательных аппаратов, выполненных из композитных материалов, а также крылатых, оперативно-тактических и баллистических ракет зависит целиком от исправности всех элементов зенитно-ракетных систем MIM-104 и квалификации военнослужащих боевых расчетов ПВО КСА.

В связи с ударом объектам компании Saudi Aramco от 14 сентября 2019 г. необходимо отметить, что американские военные провели собственное моделирование развития ситуации и получили данные о том, что наличные средства ПВО могли перехватить примерно половину крылатых ракет и беспилотников.

Молчание зенитно-ракетных батарей ПВО КСА 14 сентября 2019 г. в период с 03:30 до 04:00 по местному времени американские военные обосновывают тем, что саудовские военные спали во время боевого дежурства, а большинство боевых постов было оставлено дежурными операторами. Вполне очевидно, что подобные обвинения в некомпетентности и преступной халатности ВС КСА отрицают и, в свою очередь, упирают на низкую надежность и характеристики ЗРС американского производства.

Отдельного рассмотрения требует ближний рубеж ПВО КСА, который основан на мобильных ЗРК французского производства RS460 SICA Crotale (присвоено обозначение Shahine).  По данным из открытых источников, французская компания Thomson CSF Matra в период с 1978 по 1980 гг. поставила саудовским военным 100 зенитно-ракетных комплексов, которые были размещены на гусеничном шасси от танка АМХ-30 – это было первой отличительной особенностью Shahine. Второй отличительной особенностью ЗРК Shahine являлось размещение шести зенитных управляемых ракет, тогда как в стандартном варианте одна пусковая установка обеспечивала пуск только четырех ракет.

Общая стоимость контракта составила 4,5 млрд долл. США – это была крупная победа оборонно-промышленного комплекса Франции в соревновании с ОПК США за ближневосточный рынок вооружений. Рассматриваемые ЗРК французского производства изначально позволяли перехватывать широкий спектр воздушных целей на высотах до 5 км и на удалении до 15 км, а наведение ракеты обеспечивала РЛС и головная часть с полуактивной радиолокационной системой.

В 90-х гг. прошлого столетия французские специалисты провели модернизацию комплексов до уровня Crotale-NG, т.е. были установлены новые зенитные управляемые ракеты с высотой перехвата 9 км и дальностью 16 км. Вполне вероятно, что определенная модернизация была проведена в отношении радиолокационной станции S-диапазона и другой аппаратуры.

Как известно, французские специалисты постоянно работают над совершенствованием ЗРК Crotale, который к настоящему времени получил оптико-электронный и тепловизионный каналы наведения, систему автоматического распознавания, сопровождения и обстрела целей. Кроме того, повышена устойчивость к радиоэлектронным помехам и т.д.

Необходимо отметить, что в некоторых промышленных районах ближний рубеж ПВО страны основан на ЗРК MIM-23 Hawk, которые были модернизированы до Hawk-G, однако возможностей данных комплексов недостаточно для борьбы с низколетящими крылатыми ракетами и дронами-камикадзе.

Рубеж самообороны системы ПВО КСА основан на самоходных зенитных пушках GDF-005 Skyguard, которые, как правило, размещены на подготовленных позициях в составе полубатарей. Максимальная дальность обстрела из зенитного орудия калибра 35 мм составляет всего 4000 м, а максимальная скорострельность спаренной установки составляет 1175 выстрелов в минуту. Китайские специалисты отмечают, что ЗРК Shahine и зенитные пушки GDF-005 стоят на вооружении ПВО КСА более 30 лет. Фактически  данные образцы зенитного вооружения морально устарели и не позволяют бороться даже с примитивными ракетами и БПЛА хоуситов.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что у саудовских военных существует несколько вариантов модернизации последних двух рубежей ПВО, а именно радикальная модернизация существующих систем, а фактически приобретение новейшей ЗРК Crotale Mk.3 и более современных зенитных орудий GDF-007, в боекомплекте которых есть новейшие программируемые зенитные осколочные боеприпасы. В качестве другого варианта – приобретение абсолютно новых образцов ЗРК и зенитной артиллерии в странах ЕС или в Южной Корее.

52.22MB | MySQL:103 | 0,680sec