Саудовская внешняя политика: акценты, расставленные Саудом Аль-Фейсалом

7 августа с.г. в Джидде прошла очередная пресс-конференция саудовского министра иностранных дел Сауда Аль-Фейсала. Открывая ее, принц Аль-Фейсал счел необходимым обратить внимание присутствовавших на этой пресс-конференции журналистов на слова короля Абдаллы, произнесенные им в ходе состоявшегося днем ранее еженедельного совещания саудовского совета министров, едва ли не в полном объеме процитировав их: «Королевство всегда, занимая ту или иную позицию, стремится защитить собственные национальные интересы, безопасность своего народа и собственную стабильность, обеспечить единство общеарабских устремлений, а также укрепить исламскую солидарность». Пресс-конференция министра иностранных дел была посвящена тому направлению современной международной деятельности королевства, которое С. Аль-Фейсал назвал, подчеркивая, что он цитирует монарха, «реалистическим пониманием международной ситуации и действий влиятельных сил современного мира», в рамках которого Саудовская Аравия должна проводить курс, основанный на «независимости национального решения и сосредоточении усилий на объединяющих арабские государства интересах».

Одновременно принц С. Аль-Фейсал счел необходимым добавить: «Совет министров королевства подтвердил, что арабский и мусульманский мир обладают огромными возможностями и ресурсами, способными обеспечить их поступательное развитие, а обществам этих стран — безопасность, стабильность и процветание. На этой основе арабо-мусульманский мир сможет внести значительный вклад в созидание будущего мира и развитие процесса сближения между культурами».

Вместе с тем министр иностранных дел королевства процитировал еще одну точку зрения совета министров своей страны, заключающуюся в том, что возможности внесения этого вклада «не смогут помешать и те силы, которые слишком громко говорят, сеют раздоры, строят свою политику на основе, абсолютно далекой от истинного положения дел, и стремятся лишь к удовлетворению своих непосредственных эгоистических интересов. Путь к решению региональных конфликтов и обеспечению прогресса народов региона пролегает через преодоление действий этих сил, их лозунгов и идеологии».

Итак, слова короля Абдаллы, произнесенные им 6 августа с.г., должны отныне стать основополагающим принципом саудовской внешней политики. Под этим углом зрения королевство будет рассматривать те проблемы и вызовы, которые являются сегодня итогом развития региональной и международной обстановки.

Естественно, что основной темой пресс-конференции стал вопрос об арабской мирной инициативе и предложенной Дж. Бушем будущей мирной конференции по Ближнему Востоку, которая, как это предполагается, может начать свою работу в ноябре текущего года.

С. Аль-Фейсал подчеркнул, что «Саудовская Аравия участвовала в работе чрезвычайной сессии Совещания Совета Лиги арабских государств, где рассматривался отчет министерской комиссии по арабской мирной инициативе в связи с ее усилиями, направленными на содействие успеху инициативы». Этот отчет содержал, по его словам, важные положения, связанные со встречами между этой комиссией, с одной стороны, и «представителями международного квартета, Европейского союза, международных и региональных организаций, а также государствами — постоянными членами Совета Безопасности, с другой». Принципиально важным моментом, по мнению С. Аль-Фейсала, стал визит делегации этой комиссии в «некоторые страны региона и проведенные там переговоры в поддержку арабской мирной инициативы». Не приходится сомневаться, что в этом случае речь шла, конечно же, о поездке министров иностранных дел Египта и Иордании в их качестве членов этой министерской комиссии в Израиль.

По словам саудовского министра иностранных дел, «Саудовская Аравия отмечает широкую арабскую и международную поддержку положительных элементов американской инициативы», тем более, как он заявил, «идея созыва международной конференции всегда была требованием арабов». Но вместе с тем, по его мнению, «успех этой конференции будет гарантирован, если она будет рассматривать основополагающие моменты (палестино-израильского. — Г.К.) конфликта, связанные с всеобъемлющим характером урегулирования, — созданием жизнеспособного и территориально связанного палестинского государства, ликвидацией поселений, решением проблем беженцев и Иерусалима». Собственно, эти «положительные элементы американской инициативы» и совпадают «с точки зрения их содержания с положениями арабской мирной инициативы», подчеркнул принц С. Аль-Фейсал, отметивший, что «на это обстоятельство было обращено особое внимание на совместном совещании представителей государств Залива, Египта и Иордании с представителями Соединенных Штатов в Шарм-аш-Шейхе, а также во время визита в Саудовскую Аравию глав американского Государственного департамента и Министерства обороны». Не менее важно и то, что, как считает саудовский министр, для «соответствующих начинаний сегодня возникают дополнительные предпосылки».

Было бы опрометчиво считать, что в этой связи принц С. Аль-Фейсал говорил об инициативе нынешнего израильского президента Ш. Переса. Однако время проведения его пресс-конференции совпало с датой публикации в израильской газете «Гаарец» документа, уже получившего название «мирного плана Шимона Переса».

Основные положения этого плана включают полный уход израильских войск с территории Западного берега реки Иордан и из Восточного Иерусалима и возвращение к границам 1967 г. при возможности двустороннего и равного обмена территориями между еврейским и палестинским государствами. По мнению опубликовавшей основные положения «мирного плана Шимона Переса» лондонской «Аш-Шарк Аль-Аусат», этот план, уже переданный на рассмотрение М. Аббаса, а также Египта и Иордании, «совпадает в своей основе с арабской мирной инициативой, резолюциями Совета Безопасности и видением Дж. Буша». Это очевидно, поскольку, согласно плану Ш. Переса, должно возникнуть «жизнеспособное и территориально связанное палестинское государство». Инициатива израильского президента признает «право палестинцев на Восточный Иерусалим», предлагая, чтобы в течение времени проведения соответствующих переговоров «над мечетями Аль-Акса и Омара развевался бы палестинский или какой-либо другой арабский флаг», а также урегулирование религиозных вопросов на основе создания трехсторонней комиссии, представляющей три конфессии — ислам, иудаизм и христианство. Принципиально важным, как подчеркивает «Аш-Шарк Аль-Аусат», представляется содержащееся в плане Ш. Переса признание прав палестинских беженцев, что, естественно, не означает его немедленного практического претворения в жизнь. Напротив, речь может идти о получении возмещения или о переселении части беженцев в пределы собственно палестинской территории.

Во всяком случае, если упомянутые С. Аль-Фейсалом «дополнительные предпосылки» связаны с планом Ш. Переса, то идея реализации Саудовской Аравией в первую очередь «собственных национальных интересов» и исключения «громко говорящих» и «сеющих раздоры сил» может получить дополнительное подтверждение. Отвечая на вопрос о том, будет ли созван новый саммит Лиги арабских государств для обсуждения вопроса о мирной инициативе Дж. Буша по Ближнему Востоку, С. Аль-Фейсал ответил: «Я не считаю, что этот вопрос требует созыва общеарабской встречи в верхах. Важнейшие арабские страны уже высказали свою точку зрения в отношении инициативы президента Буша, указав, что эта инициатива содержит важные элементы, уже включенные в арабскую инициативу. Это позволило этим странам считать эту инициативу в общем плане позитивной, так как она настаивает на всеобъемлющем характере решения, при условии, что будущая конференция обсудит вопрос об Иерусалиме, границах 1967 г. и возвращении палестинских беженцев».

В ходе пресс-конференции С. Аль-Фейсал не мог не затронуть вопросы, связанные с палестинцами. Естественно, что эти вопросы имеют прямое отношение к недавним событиям в Газе и последующему развитию ситуации в обоих регионах Палестинской национальной администрации (ПНА).

По его словам, «Служитель Двух Благородных Святынь (король Абдалла. — Г.К.) однажды уже смог заложить основы внутрипалестинского согласия, но он не теряет надежды на то, что палестинское единство будет восстановлено с тем, чтобы осуществляемые мирные усилия были действительно успешны». Это означает, подчеркнул принц С. Аль-Фейсал, что его страна, как и другие заинтересованные стороны, «прилагает упорные усилия к достижению палестинского примирения и возвращению положения в Газе в законные рамки, отвечающие палестинским конституционным положениям». Вопрос заключается лишь в том, чтобы «сами палестинские братья предприняли усилия к урегулированию противоречий и вместе бы пошли к миру в соответствии с арабской мирной инициативой».

В этой связи саудовский министр иностранных дел коснулся и вопроса о саудовско-российских политических контактах, отметив важность недавней поездки принца Бандара Ас-Султана, главы Саудовского национального совета безопасности в Москву и состоявшейся 2 августа его встречи с российским президентом. Конечно же, С. Аль-Фейсал отметил, что «Саудовская Аравия считает, что роль России велика в том, что касается ближневосточного мирного процесса и, в особенности, решения вопроса об иранском ядерном досье». Именно поэтому (имея в виду и то, что Россия — один из постоянных членов Совета Безопасности) «в рамках двусторонних контактов» и «для передачи личного послания Служителя Двух Благородных Святынь президенту Путину» и состоялась поездка Б. Ас-Султана в Москву. Саудовская делегация, по словам С. Аль-Фейсала, обсуждала в российской столице «волнующие обе стороны вопросы как по Ближнему Востоку, Балканам и Центральной Азии», так и (что отмечалось С. Аль-Фейсалом особенно) по «палестинской проблеме, в ходе рассмотрения которой обе стороны подчеркнули, что решение этой проблемы или подход к ее решению невозможен без единства палестинской позиции».

Видимо, не случайно, что накануне пресс-конференции С. Аль-Фейсала обе издающиеся в Лондоне саудовские газеты — «Аш-Шарк Аль-Аусат» и «Аль-Хайят» — опубликовали сообщения о новой российской инициативе по палестинскому вопросу. Эта инициатива опирается на два основных положения — возвращение к ситуации до установления контроля движения ХАМАС в секторе Газы, включая восстановление палестинского правительства «национального единства и перестройку палестинской службы безопасности на профессиональной основе. По сообщению обеих газет, опирающихся на информацию из палестинских источников, российские дипломаты уже изложили эту инициативу главе политбюро ХАМАСа Халеду Машалю, отметившему, что российское предложение «может быть основой для переговоров (с Махмудом Аббасом. — Г.К.)». А, кроме того, эта инициатива была изложена главе ПНА М. Аббасу во время его встречи в Москве 31 июля с президентом Путиным. Хотя М. Аббас и отверг российское предложение, российские дипломаты (как отметили «Аш-Шарк Аль-Аусат» и «Аль-Хайят») сообщили Х. Машалю, что существует вероятность того, что глава ПНА «в скором будущем проявит большую гибкость» в отношении российской инициативы. Вероятность согласования действий российской и саудовской сторон по вопросу о палестинском расколе кажется в этой связи возможной.

Немалое место в пресс-конференции С. Аль-Фейсала заняли вопросы, касающиеся Ирака. Прежде всего, саудовский министр иностранных дел официально заявил, что «на будущей неделе (после пятницы, 10 августа с.г. — Г.К.) в Багдад, даст Бог, будет направлена саудовская делегация для обсуждения вопроса об открытии саудовского посольства в Ираке». С. Аль-Фейсал подтвердил также, что вопрос об открытии посольства никоим образом не связан с отставками некоторых иракских министров: «Саудовское посольство в Ираке, — заметил он, — не имеет никакого отношения к формированию иракского правительства, оно занимается интересами обеих стран, а его открытие станет положительным фактором в отношениях между обеими странами». Кроме того, он сообщил, что «совсем недавно Багдад посетила группа саудовских экспертов в области безопасности, обсудившая вопрос о сотрудничестве обеих стран в области борьбы с терроризмом, а также о возможности заключения соответствующего саудовско-иракского межгосударственного соглашения».

Наконец, в связи с событиями в Ираке С. Аль-Фейсал подтвердил, что его страна считает достигнутые в мае 2007 г. в египетском Шарм-аш-Шейхе соглашения по Ираку принципиальной основой для восстановления стабильности и безопасности в соседнем государстве. Как известно, в совещании в Шарм-аш-Шейхе участвовали страны — соседи Ирака, Египет, постоянные члены Совета Безопасности и члены «Группы восьми». Их решения, как отметил принц С. Аль-Фейсал, «могут и должны стать основой политической и экономической поддержки Ирака в деле преодоления той трагической ситуации, в которой он находится».

52.25MB | MySQL:103 | 0,653sec