Ситуация в Судане: июль 2007 г.

В самом начале июля влияние Суданского народно-освободительного движения (СНОД) на севере страны серьезно пошатнулось: в рамках предусмотренной Всеобъемлющим мирным соглашением (ВМС) ротации кадров на высших государственных должностях президент Омар Башир назначил Малика Агара, бывшего министра инвестиций и члена СНОД, губернатором штата Голубой Нил. СНОД, таким образом, потеряло серьезный и достаточно влиятельный пост в правительстве национального единства.

2 июля произошло давно ожидавшееся очень важное для политической жизни Южного Судана событие: председатель правительства Сальва Кир произвел серьезные перестановки в правительстве. В частности, министерского портфеля лишились Рик Машар, который при этом остался первым заместителем Кира, и вдова Джона Гаранга Ребекка, назначенная на пост советника председателя правительства по гендерным вопросам и правам человека. При этом ряд министерских портфелей был доверен новым людям. Многие из вновь назначенных министров – выдвиженцы самого Кира, происходящие из его родного племени динка штата Бахр-эль-Газаль, что может вызвать некоторое недовольство прочих больших племен юга. Однако в той или иной степени «свои» люди на министерских постах в правительстве Южного Судана, по всей видимости, позволят Сальве Киру лучше контролировать ситуацию в регионе, в том числе и проблемный вопрос коррупции, принимающей катастрофические масштабы.

2 июля по вопросу ситуации в Дарфуре высказался Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. На пресс-конференции в Женеве он заявил, что «в течение последних шести месяцев мы медленно, но уверенно и серьезно продвинулось вперед в оказании помощи в разрешении кризиса в Дарфуре. …Народ Дарфура слишком много страдал, а международное сообщество слишком долго бездействовало. Сейчас для нас самое время предпринять необходимые действия, и, я надеюсь, суданское правительство будет последовательно выполнять те обязательства, которые оно взяло на себя»[1].

В тот же день стало известно о новом важном контракте, подписанном правительством Судана и Китайской национальной нефтяной корпорацией (КННК). По словам официального представителя, по условиям контракта на долю КННК придется 40% акций проекта разведки нефтяных месторождений в северном регионе Судана.  Несмотря на то, что проект еще находится в стадии разработки и сумма инвестиций не оговорена, по предварительной информации по условиям контракта КННК получит двадцатилетнее право на разведку нефти на шельфе Красного моря.

Лишь несколько дней спустя, 6 июля министр промышленности Южного Судана Альбино Аколь сообщил, что руководство региона приняло решение об отзыве лицензии британской нефтяной компании White Nile Petroleum Co. и прекращении ее работы в блоке B, о разработке которого компания вела длительный спор с французской Total. Суданцы обещали рассмотреть вопрос о компенсации британской компании, которая только на сейсмическое тестирование блока потратила 18 млн. долл. США.

4 июля в Судан прибыл с визитом премьер-министр Сирии. В ходе встречи с вице-президентом Али Османом Тахой стороны обсудили перспективы развития двустороннего сотрудничества. Суданец поблагодарил своего сирийского коллегу за позицию его страны в отношении Судана по региональным и международным вопросам[2].

В тот же день на проходившем в Хартуме конференции христианских и мусульманских богословов и исследователей по проблемам межконфессионального диалога выступил президент Омар Башир, подчеркнувший долгие традиции религиозной толерантности в Судане и необходимость руководителей конфессий вместе работать для установления в стране прочного мира[3].

9 июля практически незаметно для основной массы суданцев минула очередная важная веха Всеобъемлющего мирного соглашения – к этому времени, через 2,5 года после подписания документа, с территории Южного Судана за черту границы между Севером и Югом по состоянию на 1 января 1956 г. (дата объявления независимости Судана) должны были быть выведены все войска Суданских национальных вооруженных сил (северян — арабосуданцев). К 9 июля фактически были передислоцированы лишь 30 837 военнослужащих – 66% от общей численности[4]. Полностью вывести войска северяне не успели или не захотели, так что очередной пункт ВМС оказался не выполненным в срок. В связи с тем, что такие проблемные пункты постепенно накапливаются, а важнейшие вехи – перепись 2008 г. и выборы 2009 г . – неотвратимо приближаются, вопрос реализации ВМС становится все более актуальным.

11 июля в Судане был торжественно открыт второй порт для экспорта нефти – терминал Башаир, строительство которого министерство энергетики осуществило совместно с малайзийской нефтяной компанией Petrodar. Перевалочные мощности порта включают шесть хранилищ объемом в 500 тысяч баррелей нефти каждое. Стоимость строительства составила 2 млрд. долл. США.

В июле вновь обострился нерешенный вопрос принадлежности нефтеносного района Абьей. Несмотря на выводы специальной комиссии экспертов, стороны не могут прийти к компромиссу. Ситуация ухудшилась до того, что генеральный секретарь СНОД Паган Амум заявил о готовности южан прибегнуть к помощи США, основных спонсоров ВМС, в управлении Абьеем. Эти заявления, естественно, вызвали недовольство как в Хартуме, так и среди арабского племени миссерия, наряду с динка населяющим спорный район.

14 июля суданские спецслужбы по обвинению в подготовке терактов, направленных на дестабилизации обстановки в Хартуме, арестовали руководителя «Партии Умма за реформы и обновление» Мухаммеда аль-Фадиля и нескольких армейских генералов в отставке.

15 июля в Триполи началась международная встреча по оценке ситуации в Дарфуре и подготовке к полномасштабным переговорам с «неподписантами» мирного договора. Глава суданской делегации на переговорах в Триполи госминистр иностранных дел Самани Васила, выступая на пресс-конференции по итогам  встречи, заявил, что достигнута договоренность о проведении переговоров с «неподписантами» Дарфурского мирного соглашения в г.Аруша (Танзания) 3-5 августа с.г. Суданский министр отметил, что неучастие в переговорах какой-либо из оппозиционных фракций будет чревато санкциями Совбеза ООН.  Госминистр также заявил, что достигнута договоренность о создании совместных чадско-суданских вооруженных сил численностью в две тысячи человек для патрулирования общей границы.

16 июля Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал Совбез организации как можно скорее дать санкцию на развертывание в Дарфуре 26-ти тысячного миротворческого контингента. Генсек также призвал выработать план скорейшей переброски в регион международных войск и начать переговорный процесс о политическом урегулировании.  Между тем, проект резолюции по «гибридным» силам, подготовленный Великобританией, Францией и Ганой, встретил непонимание некоторых членов Совбеза и правительства Судана. Проект, в частности, предусматривал  «дальнейшие меры» против вооруженных группировок, руководство которых отказывается от мирных переговоров. Проработки проекта продолжились.

17 июля с визитом в КНР прибыл председатель правительства Южного Судана Сальва Кир. В ходе визита и встреч с китайскими официаьлными лицами, в том числе и премьер-министром КНР, обсуждалось двустороннее экономическое сотрудничество, развитие обстановки в Дарфуре, важные для обеих сторон региональные и международные вопросы[5].

В конце июля в Южном Дарфуре вновь обострились межплеменные столкновения из-за прав на землю и воду. Особенно кровопролитными были продолжавшиеся с раннего утра до позднего вечера 30 июля перестрелки между племенем резегат и турджум, в результате которых погибли 63 человека, 65 были ранены.

Важнейшее событие политической жизни Судана и вокруг Судана, имеющее ключевое значение для развития обстановки в стране как минимум на ближайший год, произошло в самом конце июля. 31 числа Совет Безопасности ООН после нескольких переработок проектов принял Резолюцию 1769[6], санкционировавшей «создание на первоначальный период в 12 месяцев смешанной операции Африканского союза/Организации Объединенных Наций в Дарфуре (ЮНАМИД)»[7].

Июль в Судане выдался на редкость дождливым.  Связи с тем, что ни существующая инфраструктура, ни технологии строительства и используемые в стране материалы не приспособлены к таким природным условиям, многочисленные ливневые дожди вновь, как и прошлым летом,  стали причиной наводнений и настоящего национального бедствия в масштабах очень значительной части страны. В результате дождей в регионах разрушено более пяти тысяч строений, много пострадавших. Особенно тяжелая ситуация сложилась в штатах бассейна Голубого Нила (Голубой Нил, Сеннар, Аль-Джазира), несущего основной объем воды. В ряде мест оказавшиеся под открытым небом люди устраивали массовые акции протеста, полиции пришлось применять силу и слезоточивый газ Вопрос оказания помощи жителям пострадавших от дождей и наводнений районов рассматривался на заседаниях Совета министров.

 


[1] Сахафа, 3.07.07.

[2] Там же, 5.07.07.

[3] Ар-Рай аль-Амм, 5.07.07.

[4] Сахафа, 9.07.07.

[5] Sudan Vision, 18.07.07, Сахафа, 19.07.07.

[6] Резолюция 1769 (2007), 31.07.07. S/Res/1769 (2007).

[7] Подробно См. Е.А.Кудров. Резолюция Совбеза ООН 1769: важнейший шаг долгого пути к миру в Дарфуре.http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/07-08-07a.htm.

52.24MB | MySQL:103 | 0,479sec