Ливан на пике инвестиционного кризиса

Нереализованный инвестиционный потенциал продолжает создавать угрозы экономическому развитию Ливана. Проблема в том, что на донорской конференции по Ливану в Париже в апреле 2018 года доноры и международные финансовые институты анонсировали обязательства в форме кредитов и грантов на общую сумму в 11 млрд долларов США на поддержку реформ в Ливане. Впоследствии эти инвестиции были заморожены в свете разразившегося в стране политического кризиса после общенациональных выборов до стабилизации обстановки и формирования правительства. В начале 2019 года новое коалиционное правительство Ливана, возглавляемое Саадом Харири, приступило к своей работе и начало проводить в жизнь обещанные структурные экономические реформы. Однако обещанные донорами инвестиции по-прежнему оказались замороженными.

И вот уже в сентябре с.г. ливанский премьер-министр находясь с визитом во Франции и встречаясь с президентом Э.Макроном, пытается договориться с организаторами парижской конференции о разблокировании финансовых обязательств. Напомним, что главной целью донорской конференции являлось создание превентивных мер по упреждению угрожающего Ливану глубокого экономического кризиса, особенно под воздействием фактора сирийских беженцев.

Парижская донорская конференция весной 2018 года удалась: объем анонсированных финансовых обязательств превысил заявленные организаторами цели и составил 10.2 млрд долларов в форме льготных кредитов и 860 млн долларов в форме грантов. Это несколько меньше, чем удалось мобилизовать на предыдущей аналогичной Парижской конференции по Ливану в 2007 году – тогда доноры выделили стране аж 13 млрд долларов США. Тогда обострение ливано-израильского противостояния летом 2006 года послужило благодатной почвой для активизации донорского содействия.

Но и весной 2018 года – на фоне острой ситуации в регионе и особенно вокруг сирийского конфликта – призыв к донорам был своевременным и получил должный отклик. Обещанное финансирование доноры предполагали выделить Ливану только на первую фазу запущенной в 2018 году правительственной Программы капитального инвестирования. В рамках этой масштабной инвестиционной программы предполагалась реализация проектов развития в восьми ключевых секторах местной экономики, в том числе по таким направлениям как электроэнергия, водные ресурсы и ирригация, управление отходами. Также планировалось инвестировать в крупную инфраструктуру. Для пришедшего к власти С.Харири этот финансовый пакет стал бы ключом к выполнению предвыборных обещаний по реформированию экономики и полноценному вовлечению частного сектора в экономическую систему.

Разумеется, ожидания ливанского правительства еще более амбициозны – они рассчитывают вовлечь большее число партнеров и инвесторов в программу и нарастить приток финансовых средств на последующих фазах проекта.

Однако пока даже заявленные на прошлогодней конференции обязательства не монетизированы. Задержка в ряде случаев объясняется политическими причинами. Например, Саудовская Аравия, которая выделила Ливану в Париже около 1 млрд долларов, не спешит выполнять обязательства до улучшения двусторонних отношений. Другие арабские доноры – Кувейт и ОАЭ – обусловили свои взносы направлением их исключительно в сектор безопасности и реформы армии, и переадресовать их на экономические сектора Бейрут не в состоянии.

Положительным моментом для ливанского руководства является факт наличия разнообразных источников финансирования, что создает определенную гибкость и позволяет рассчитывать на получение в некоей обозримой перспективе замороженных взносов. Особенно это касается таких доноров как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития,  которые в целом не преследуют некую политическую повестку, а руководствуются в большей степени собственными прагматичными интересами. Их доля в общем инвестиционном пакете значительна – соответственно 4 и 1.35 млрд долларов США. В этой же категории и другие региональные институты развития, также с существенными вкладами в ливанский финансовый пакет –Европейский инвестиционный банк (1 млрд долларов) и Исламский банк развития.

Сложнее обстоит дело с западными донорами, которые серьезно вложились в ливанские реформы на словах и теперь должны будут доказать это на деле. Особенно речь идет о Франции, Великобритании, Германии и США. В частности, Франция как организатор донорской конференции обещала выделить 700 млн долларов в виде кредитов. Пока западные доноры сдержаны в реализации своих обещаний, а главное –в стимулировании финансово-кредитных институтов, где их слово также является решающим.

Недавний визит премьер-министра С.Харири в Париж наглядно это продемонстрировал. И хотя французский президент был крайне дипломатичен и позитивен, поощряя устремления Бейрута к проведению амбициозных реформ, конкретных обещаний о скором разблокировании донорского пакета он не дал. Симптоматичным стала блиц-поездка буквально накануне этого события спецпосланника Франции по региону в Ливан, где он публично раскритиковал власти за отсутствия прогресса в проведении экономических реформ, намекнув, что это прямо скажется на действиях доноров. Особенно недовольны на Западе отсутствием прогресса в реализации налоговой реформы. Следует предположить, что демарш Парижа был согласован с другими ведущими донорами (включая Вашингтон). Более того,  соответствующий посыл уже наверняка направлен представителями этих стран в советах управляющих международных финансовых институтов, предложивших себя в роли главных кредиторов ливанских реформ. Дескать, выделение заявленных инвестиций Ливану следует пока попридержать, чтобы убедиться, что реформы – как экономические, так и политические – двигаются в правильном направлении. Сомнения, нужно сказать, имеются. Особенно после попыток активизации Бейрутом прямого диалога с сирийскими властями с целью договориться о репатриации беженцев путем прямых переговоров, а также с подключением российского посредничества. Также западные страны встревожены обострением ситуации на изральско-ливанской границы между шиитской «Хизбаллой» и Израилем, усматривая в этом происки Ирана.

Таким образом, анонсированные ливанскими властями амбициозные экономические и инфраструктурные реформы пока упираются в отсутствие обещанных донорами инвестиций и кредитов. Причины имеются экономические — отсутствие структурных сдвигов в налоговой реформе, что является рискованным для правительства, поскольку тяжелым бременем ляжет на население и ударит по системе социальной защиты. Но в большей степени доноры, особенно из числа арабских стран, а также США и их европейские союзники, пока придерживают обещанные инвестиции по политическим причинам ввиду нового развития ситуации вокруг сирийского кризиса и с учетом фактора «Хизбаллы» в Ливане.

52.23MB | MySQL:103 | 0,487sec