Израильские и американские эксперты об израильско-американском договоре о взаимной обороне. Часть 1

Президент Дональд Трамп за несколько дней до состоявшихся в Израиле 17 сентября этого года всеобщих парламентских выборов сказал, что он и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху рассмотрели возможность подписания договора о взаимной обороне США и Израиля. Оба лидера планировали продолжить обсуждение этого вопроса уже после израильских выборов – при условии победы Б.Нетаньяху – во время встречи на полях Генеральной Ассамблеи ООН, которая начнет свою работу 23 сентября с.г. «Сегодня я говорил с премьер-министром Нетаньяху, мы обсудили возможность продвижения вперед в подписании Договора об обороне между Соединенными Штатами и Израилем, который еще больше укрепит грандиозный альянс….», – написал Д.Трамп в Twitter.

Б.Нетаньяху в ответных сообщениях в Twitter подтвердил слова главы Белого дома и превознес поддержку президента США Израиля, конечно же, в его, премьер-министра, лице. «Спасибо, мой дорогой друг, президент @realDonaldTrump. У еврейского государства никогда не было лучшего друга в Белом доме. Я с нетерпением жду нашей встречи в ООН для продвижения исторического договора об обороне между Соединенными Штатами и Израилем»[i].

Однако результаты выборов оказались практически проигрышными для Б.Нетаньяху, который отменил запланированное участие в сессии Генассамблеи ООН. Как отмечается в израильских СМИ, отказ (впервые с 2010 года) от участия в ежегодной сессии ГА ООН может быть связан с тем, что в среду, 25 сентября, глава Центральной избирательной комиссии Израиля передаст официальные результаты выборов президенту страны Реувену Ривлину и не исключено, что в этот же день будет названа кандидатура на пост следующего премьер-министра, которым вполне вероятно будет уже не Б.Нетаньяху[ii].

Как отмечает генерал-майор в отставке Йоси Купервассер (директор проекта регионального развития на Ближнем Востоке в Иерусалимском центре публичной политики /Jerusalem center for public affairs, JCPA/, ранее занимавший должность генерального директора израильского Министерства стратегических дел и руководителя отдела разведывательного анализа военной разведки Армии обороны Израиля), идея договора о взаимной обороне между Израилем и США уже не раз обсуждалась и отвергалась. Обе стороны проявляют осторожность в вопросе принятия на себя обязательств, которые ограничат их свободу действий и потребуют от них военных решений в ситуациях, которые в их странах не рассматриваются в качестве жизненно важных[iii].

По мнению Й.Купервассера, Израиль зарезервировал за собой право невмешательства в конфликты, которые напрямую его не затрагивают, сохраняя независимость в принятии решений, когда речь заходит об использовании его силы, и, прежде всего, поддерживая принцип, согласно которому Израиль должен быть в состоянии защитить себя сам.

На сегодняшний день ожидания Израиля в отношении США в области безопасности в целом ряде случаев не оправдались. Согласно неписаному соглашению, Израиль должен противостоять угрозам в пределах своей собственной непосредственной окружающей среды, полагаясь на помощь США в разведке, оборудовании и ресурсах, а США должны предотвращать с помощью Израиля возникновение стратегических угроз обеим странам.

На нескольких критических этапах Вашингтон решил отдать предпочтение другим интересам за счет потребностей безопасности Израиля, позволил усилить угрозы его безопасности и вынудил его максимально расширить возможности, что заставило Израиль выделить огромные бюджеты на самооборону.

Тем не менее, по словам израильского генерала, договор о взаимной обороне США и Израиля может помочь продвижению общей цели сдерживания Ирана и пресечения его деятельности, дав понять Тегерану, что агрессия против Израиля равносильна агрессии против США, и наконец-то вынудит американцев к принятию жестких контрмер на действия иранцев.

В предыдущие годы идея договора о взаимной обороне между Израилем и США уже неоднократно рассматривалась и отвергалась. Было также высказано мнение о том, что уровень безопасности и дипломатического сотрудничества между двумя сторонами и так очень высок, и преимущества такого пакта не оправдают изменений, к которым он приведет в подходе Израиля к безопасности.

Й.Купервассер признает, что возобновление к этой теме интереса, который на данном этапе представляется прагматичным и реальным, было обусловлено политическими соображениями помощи Б.Нетаньяху и Д.Трампу в получении поддержки избирателей внутри их стран. В то же время, по его убеждению, эта идея действительно заслуживает рассмотрения. В конечном счете, дьявол кроется в деталях, и если окажется, что можно получить преимущества и минимизировать риски, связанные с такой мерой, то это может принести пользу безопасности Израиля.

Тесное сотрудничество в области безопасности между Израилем и США базируется на идеологической близости, общих интересах и их взаимных обязательствах по обеспечению безопасности друг друга (в то же время четко разграничивая их соответствующие возможности и статус). Двусторонние отношения также основаны на официальных соглашениях и обязательствах (таких как «Закон о консолидированных ассигнованиях», который обеспечивает американскую военную и другую помощь Израилю, и Соглашение о создании совместной группы стратегического планирования политики между Эхудом Бараком и Биллом Клинтоном от 1999 года).

Тем не менее, на сегодняшний день ожидания Израиля в отношении действий Соединенных Штатов в области безопасности в большинстве случаев не оправдались. В качестве наиболее «ярких» примеров из многих приводятся следующие: задержка воздушных перевозок в войне Йом Кипур 1973 года, атаки Израиля на иракские (1981 г.) и сирийские ядерные реакторы (2007 г.), отсутствие решительных действий США по срыву иранского ракетного проекта в 1990-х годах и, прежде всего, подписание Вашингтоном ядерного соглашения с Ираном – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2015 году.

Политические обстоятельства и условия безопасности на данном этапе значительно отличаются от тех, в контексте которых начала рассматриваться идея заключения договора о взаимной обороне. Интенсивность и сложность угроз, по мнению Й.Купервассера, значительно возросли, и в свете активности Ирана во всем регионе (Сирия, Ирак, Ливан, сектор Газа и Йемен) различие между ближними и дальними угрозами стало размытым. В то же время, степень взаимодействия между Израилем и США в выявлении угроз и определении целей и способов борьбы с ними, является беспрецедентной. Это касается как ядерной, так и региональной угрозы, исходящей от режима в Иране, и борьбы против радикального суннитского ислама в его различных проявлениях.

Это также справедливо в отношении палестинской проблемы, поскольку в настоящее время завершается подготовка к публикации ближневосточного «плана Трампа» или «сделки века», и продолжаются усилия, направленные на то, чтобы убедить палестинцев смириться с реальностью, что, по мнению израильского генерала, позволило бы добиться прогресса в мирном процессе. Изменения, произошедшие в американском восприятии и политике, также позволяют обозначить региональные рамки для договора о взаимной обороне между США и Израилем, которые были бы невозможны в прошлом.

Таким образом, американо-израильский договор о взаимной обороне может помочь в достижении общих целей двух государств. Прежде всего, речь идет о сдерживании Ирана и его деятельности, давая понять Тегерану, что агрессия против Израиля равносильна агрессии против Соединенных Штатов и вызовет резкую ответную реакцию со стороны американцев.

Такой договор может также укрепить разведывательное и оперативное сотрудничество между сторонами. Как отмечает Й.Купервассер, в действительности оно и так далеко идущее, так как в 2014 году Израиль повысил свой статус до особого стратегического партнера США. Отныне таким статусом обладает только Израиль. До этого еврейское государство считалось особым союзником, не входящим в НАТО, т.е. пользовалось равным статусом с некоторыми другими странами, в том числе арабскими.

Договор о взаимной обороне мог бы также повысить качество технологий и военной техники, которую Соединенные Штаты предоставляют Израилю. В любом случае Израиль и так не ограничивает сотрудничество в области безопасности с Соединенными Штатами, поэтому ему не пришлось бы менять свой подход в этом отношении.

В то же время правильная формулировка такого договора должна оставить обеим сторонам возможность для принятия решений и проявления инициатив. Для этого в договоре должны быть предусмотрены совместные консультации, а не обязательно автоматическое реагирование на агрессию против одной из сторон или их общих жизненных интересов.

Такой договор должен сохранить независимость обеих сторон в принятии решений в случае разногласий по поводу совместных действий; укрепить принцип, согласно которому Израилю необходимо и впредь быть максимально способным себя защитить; такой договор не должен накладывать новых ограничений на способность Израиля развивать связи с другими важными государствами, такими как Китай и Россия.

[i] Trump, Netanyahu Discuss Possible U.S.-Israel Defense Pact // Bloomberg. 14.09.2019 — https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-09-14/trump-says-talked-with-netanyahu-on-u-s-israel-defense-pact

[ii] Биньямин Нетаниягу не поедет в ООН из-за Ривлина // Вести. Израиль. 18.09.2019 — https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5591864,00.html

[iii] A U.S.-Israeli Defense Pact: How to Ensure That Its Advantages Outweigh Its Disadvantages // JCPA. 19.09.2019 — http://jcpa.org/article/a-u-s-israeli-defense-pact-how-to-ensure-that-its-advantages-outweigh-its-disadvantages/

62.86MB | MySQL:102 | 0,556sec