Израильские и американские эксперты об израильско-американском договоре о взаимной обороне. Часть 2

В мае 2018 года эксперты Еврейского института национальной безопасности Америки (JINSA) в рамках Американо-израильского проекта выработки политики в области безопасности (работа велась под руководством отставного адмирала Джеймса Ставридиса, бывшего командующего Европейским командованием Вооруженных сил США и Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе в 2009-2013 гг.) представили доклад, в котором они рекомендовали усилить взаимодействие США и Израиля в вопросах безопасности, «чтобы противостоять растущей иранской угрозе». Рекомендации включали в себя рассмотрение возможности подписания американо-израильского договора о взаимной обороне, аналогичного существующим договоренностям США с 50 странами на пяти континентах, но с более узкими определениями.

В предвыборный период в Израиле (парламентские выборы в стране прошли 17 сентября 2019 года) появились сообщения в СМИ о том, что администрация США и руководство Израиля возобновили обсуждение вопроса о заключении договора о взаимной обороне. Это побудило экспертов JINSA в конце июля с.г. опубликовать еще один доклад по данному вопросу. В работе над документом принял участие ряд отставных генералов ВВС США: Чарльз «Чак» Вальд, бывший заместитель командующего Европейским командованием ВС США; Джон Гарднер, в свое время занимавший ту же должность; Генри Оберинг, бывший директор Агентства противоракетной обороны США. Над проектом трудились: президент и генеральный директор JINSA Михаил Маковский, директор по вопросам внешней политики Джонатан Руэ, политический аналитик Гари Хошовский и др.

Отметим, что Еврейский институт национальной безопасности Америки (Jewish Institute for National Security of America, JINSA) – это про-израильский некоммерческий аналитический центр в Вашингтоне, в округе Колумбия, основанный в 1976 году, с целью анализа в основном вопросов национальной безопасности.

Цели JINSA обозначены следующим образом: консультирование лиц, принимающих решения в Конгрессе, американский военно-политический истеблишмент, а также руководство, отвечающее за гражданскую национальную безопасность, по вопросам американской оборонной политики и стратегических интересов, прежде всего на Ближнем Востоке. Краеугольным камнем этих интересов в регионе является активное сотрудничество США и Израиля в сфере безопасности. В JINSA убеждены в том, что сильная позиция США в сфере военной и национальной безопасности является лучшим гарантом мира и сохранения американских и израильских общих ценностей и цивилизации. Задача организации заключается также в том, чтобы повышать осведомленность широкой общественности, а также еврейской общины в США о важности мощного оборонного потенциала Америки[i].

Консультативный совет JINSA включал в себя бывших сенаторов США Джо Либермана (независимого демократа) и Руди Бошвица (от Республиканской партии), а также вице-президента Дика Чейни, бывшего помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона и бывшего заместителя министра обороны по политическим вопросам Дугласа Фейта (2001-2005 гг.). Таким образом, JINSA позиционирует себя в качестве беспристрастной организации, в которой задействованы советники обеих основных политических партий США.

Эксперты JINSA представили проект американо-израильского договора о взаимной обороне, который, по их мнению, будет отвечать интересам обеих стран. Для них основная цель этого договора заключается в том, чтобы обеспечить стратегическую позицию Израиля и позицию Америки на Ближнем Востоке дополнительным уровнем сдерживания, и, в конечном итоге, последним рубежом обороны. Эксперты института определили ряд принципов и условий для узкого формального альянса. В отличие от существующих договоров США с другими странами в области обороны, в которых недвусмысленно предусмотрено, что нападение на одного является нападением на все стороны, этот американо-израильский договор фиксировал бы только определенный набор исключительных обстоятельств, подвергающих любую из сторон чрезвычайной опасности. Под этим понимается угроза или применение оружия массового уничтожения; крупное вооруженное нападение мощной региональной или глобальной державы или коалиции держав; атака, угрожающая жизненно важным воздушным и морским путям; нападение, подрывающее качественное военное преимущество Израиля; или срочный запрос от одного из правительств. Эксперты JINSA предлагают учесть в договоре озабоченность каждой стороны сохранить свободу действий и не взять на себя чрезмерные обязательства, а также исключить ввод американских войск в Израиль. Договор должен обеспечить интересы США и способствовать предотвращению серьезного конфликта, который может поставить под угрозу стратегическую и экономическую жизнедеятельность и жизнеспособность Израиля[ii].

Эксперты JINSA исходят из того, что с момента своего создания четыре десятилетия назад Исламская Республика Иран (ИРИ) стремилась доминировать на Ближнем Востоке и уничтожить Израиль. В последнее время амбиции Тегерана возросли в связи с сокращением регионального присутствия Америки в сочетании с ослаблением антииранских санкций и легитимацией ядерных устремлений Ирана благодаря подписанному в 2015 году Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД). Снятие санкций способствовало продвижению иранской программы баллистических ракет и распространению в регионе новейшего современного вооружения. Возможная отмена эмбарго на поставки оружия Ирану усугубила бы эти проблемы.

Иран устанавливает свое господство над стратегическим центром Ближнего Востока, прокладывая себе прямой путь через Ирак и Сирию к Ливану, где доминирует проиранская шиитская организация «Хизбалла», и границам Израиля. Тем временем сирийский режим, пишут эксперты, категорически поддерживаемый Тегераном и Москвой, возобновил химическую войну на Ближнем Востоке. Кроме того, несмотря на фундаментальные недостатки СВПД, выход США из ядерной сделки с Ираном в 2018 году в ближайшей перспективе дает возможность активизации иранской программы создания ядерного оружия. По их мнению, у США и России нет понимания, как справиться с этой взрывоопасной ситуацией.

Тем временем, события в регионе свидетельствуют о наличии угрозы безопасности и существованию суннитских арабских союзников США и Израиля, а также другим региональным интересам Вашингтона, хотя Америка по-прежнему неохотно противостоит растущим угрозам. Существуют реальные перспективы значительного ирано-израильского столкновения из-за Сирии, Ирака и /или Ливана, в котором, вероятно, примет участие «Хизбалла» с ее более чем 120 000-м арсеналом ракет и снарядов, которые угрожают прорвать оборону Израиля и нанести ему катастрофический ущерб. Сирия также может попытаться применить свое химическое оружие против еврейского государства. Израиль столкнулся бы с большой опасностью, если бы Турция вышла за рамки враждебной риторики и начала против него активные военные действия, в одиночку или в составе коалиции. Кроме того, возобновление работы над иранским ядерным проектом может привести Тегеран к созданию мощного ядерного оружия или упреждающему удару со стороны Израиля и, как следствие, – серьезному иранскому ответному удару.

Несмотря на все трудности, Израиль доказал свою исключительную способность защищать себя на протяжении всей своей истории, при условии обеспеченности надлежащими активами. Тем не менее, полагают эксперты JINSA, любой из более или менее вероятных конфликтов в регионе может серьезно угрожать жизненно важным интересам США, будучи особенно жестоким и разрушительным для Израиля и других региональных союзников Вашингтона, в том числе с возможным применением оружия массового уничтожения. Текущее развитие событий в регионе создает потенциал для конфликта высокого уровня, который Израиль в одиночку мог бы изо всех сил попытаться сдержать или победить. Тем самым может быть нарушено обязательство американцев по соответствующему закону, принятому в 2008 году Конгрессом США, и произойдет отход от неизменной приверженности администрации США поддерживать «качественное военное превосходство» Израиля (Qualitative Military Edge, QME).

Напомним, что внешнеполитическая концепция QME была определена американским Конгрессом в 2008 году следующим образом: «Способность [Израиля] противостоять любой вероятной обычной военной угрозе со стороны любого отдельного государства, возможной коалиции государств или негосударственных субъектов при минимальном ущербе и потерях, посредством использования превосходящих военных средств, имеющихся в достаточном количестве. Имеется в виду вооружение, численность войсковой группировки, обеспечение военного господства, связь, оперативная информация, наблюдение и возможности разведывательной деятельности, которые по своим техническим характеристикам превосходят возможности другого отдельного государства, коалиции государств или негосударственных субъектов»[iii].

По мнению экспертов JINSA, обязательство США перед Израилем в области безопасности, зафиксированное в одобренном Конгрессом договоре о взаимной обороне, может изменить динамику региональных кризисов и укрепить QME Израиля. Диапазон действий США по выполнению своих договорных обязательств может включать в себя устные предупреждения агрессору, размещение американских военных кораблей, развертывание воздушных или наземных сил США, предупреждающие обстрелы и небольшие демонстративные удары и эскалация напряженности.

Угроза таких ответных действий США может отбить у Ирана и ряда стран желание начать широкомасштабную атаку на Израиль, а у других – к ним присоединиться, а также ограничить масштабы действий противника. Эксперты JINSA полагают, что военные угрозы со стороны США влияли на принятие решений Ираном в прошлом. Так, «в 1988 году верховный лидер ИРИ аятолла Хомейни сделал невероятное – согласился положить конец бесконечной ирано-иракской войне на фоне усиления американской военной поддержки противников Ирана». В качестве другого примера приводится тот факт, что в 2003 году Тегеран добровольно приостановил процесс обогащения урана, опасаясь, что его режим станет следующим после талибов и Саддама Хусейна, которые были свергнуты американцами.

По мнению экспертов, любого количества этих действий США может быть достаточно [чтобы напугать Иран и других врагов Израиля]. Тем более для них бесспорным является то, что развертывание беспрецедентных сил и средств вооруженных сил США, включая американских военных в регионе и преобладание средств для нанесения ударов на большую дальность, превратится в исключительно серьезную проблему для иранских сил или для тех, кто также непосредственно угрожает Израилю.

В JINSA полагают, что вооруженные силы США могут нанести ущерб или уничтожить большую часть военной, ядерной и соответствующей экономической инфраструктуры Ирана на его территории и в других местах региона, что может подорвать сам режим. Напоминание Тегерану и другим потенциальным агрессорам о том, что Соединенные Штаты имеют широкий спектр возможностей для выполнения своих обязательств по взаимной обороне, могло бы значительно усилить силы и средства сдерживания США и Израиля в целом ряде возможных сценариев конфликта.

В таких чрезвычайных обстоятельствах на карту будет поставлен не только Израиль и его исторически тесные связи с Соединенными Штатами, но и глобальный авторитет Америки. Другие союзники по всему миру, имеющие более слабые, чем Израиль, исторические связи с США, будут рассматривать пренебрежительное отношение Белого дома к еврейскому государству в период серьезной опасности как сигнал о том, что Вашингтон не поддержит их в нужный момент. Некоторые союзники США уже высказывали подобные сомнения на протяжении последнего десятилетия. Кроме того, Соединенные Штаты, вероятно, могут быть втянуты в крупный региональный конфликт даже при отсутствии каких-либо формальных обязательств. Так было в Ливане в 1958 году, во время ирано-иракской войны, Первой войны в Персидском заливе и войны против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Это, по словам экспертов, должно только придать Вашингтону мощный стимул предотвратить такой конфликт.

Несмотря на спорный характер ряда приводимых экспертами Еврейского института национальной безопасности Америки аргументов, а может и в связи с их неоднозначностью, представляется интересным рассмотреть предлагаемые ими пункты договора о взаимной обороне между Израилем и США в третьей части статьи.

[i]                      Jewish Institute for National Security of America — https://jinsa.org/about/

[ii]                     For a Narrow U.S.-Israel Defense Pact // JINSA. 30.07.2019 https://jinsa.org/jinsa_report/for-a-narrow-u-s-israel-defense-pact/

[iii]                   U.S. Foreign Aid to Israel // Congressional Research Service. 07.08.2019 — https://fas.org/sgp/crs/mideast/RL33222.pdf

52.21MB | MySQL:103 | 0,630sec