О дискуссиях в ФРГ относительно признания BDS-Movement антиконституционным

После принятия Бундестагом в мае текущего года резолюции, признающей антисемитским движение по бойкоту Израиля (BDS-Movement), в ФРГ разгорелись новые дискуссии относительно того, не является ли эта международная кампания, подстрекающая к давлению на ближневосточное государство, опасной с точки зрения конституционных основ Германии. Как сообщают немецкие СМИ, в настоящее время Федеральное ведомство по защите конституции (BfV), а также региональные власти уже рассматривают это вопрос, полагая, что раз основу движения составляет именно антисемитизм и оспаривание права Израиля на существование, то оно должно быть официально признано антиконституционным. Так, по опубликованной на этой неделе информации Zeit, с начала года, т.е. еще до одобрения резолюции, разведывательные службы на федеральном и земельном уровне собрали материалы против BDS-Movement, а во вторник по данной теме состоялось совещание в Берлине.

В настоящее время среди немецких политиков, принимающих участие в обсуждении указанной проблематики, особенно выделился министр внутренних дел Берлина А.Гейзель (СДПГ). С его точки зрения,  «антисемитизм – индикатор противостояния демократическому порядку», в то время как осуждение кого-то за принадлежность к еврейскому народу напрямую противоречат уже первой статье Основного закона Германии. На днях политик дал подробное интервью изданию Zeit, в котором отметил, что ошибочно понимать эту кампанию  исключительно как борьбу за то, чтобы Израиль вернулся к т.н. «границам 1967 г.», хотя именно так свою активность зачастую пытаются подать представители BDS-Germany. В действительно суть движения ставит под угрозу само существование Израиля. Впрочем, по мнению политика, в Германии оно пока не имеет насильственного характера, пусть и будучи связанным с ХАМАС.

Наконец, А.Гейзель ответил на вопрос о том, где, на его взгляд, проходит грань между антисемитизмом и критикой Израиля. Последняя должна считаться легитимной только в том случае, если направлена против решений конкретных должностных лиц, не затрагивая основ существования Израиля. Более того, представитель СДПГ считает, что хождение с плакатом «Бойкот Израилю!» означает уже фундаментальную враждебность, а следующим шагом является призыв «не покупать у евреев», возвращающий современную страну к самым трагическим страницам ее истории. Таким образом, с точки зрения А.Гейзеля, постановка активности движения по бойкоту Израиля под контроль BfV станет способом выявить потенциальную опасность от него на наиболее ранних стадиях.

Вместе с тем СДПГ сейчас находится сама в крайне сложной ситуации, ставшей следствием ее конфронтации с партией «Альтернатива для Германии». Причем столкновение интересов между двумя политическими силами таково, что позволяет последней самой попасть под обвинения в антисемитизме. Так, активисты СДПГ  в Гейдельберге в открытом письме в адрес отеля  Schlosshotel Molkenkur призвали владельцев не сдавать помещение для съезда еврейской секции партии АдГ на том основании, что она является антидемократической, антимигрантской и радикальной. Представители АдГ со своей стороны, комментируя данный призыв, отметили, что видят в нем тоталитарный характер СДПГ и ее стремление создать преграды для политического участия евреев. Также они сообщили, что в современной Германии опасен именно левый антисемитизм, который представляет собой табуированную тему, а СДПГ причастна к миграционному кризису, спровоцировавшему всплеск антисемитизма.

Примечательно также, что критику политики Германии в отношении BDS-Movement высказывают арабские СМИ, приводя в качестве примеров участившуюся в последнее время практику ограничений для деятелей культуры и представителей гражданского общества на том основании, что они связаны с движением по бойкоту Израиля.  Так, в начале текущей недели  в адрес федерального правительства было направлено открытое письмо 250 писателей, которые требуют вернуть их коллеге К.Шамси ранее присужденную литературную премию, отозванную из-за ее политических взглядов.

Кроме того, обращает на себя внимание то, что арабские источники трактуют такую политику Берлина как поддержку действий израильского правительства, в то время как основными мотивами все же являются внутренние. В этом контексте стоит вспомнить сам процесс принятия резолюции Бундестагом, которому предшествовали долгие дебаты. В частности, документ был утвержден только тогда, когда его спонсировала правящая коалиция, несмотря на то, что партия АдГ предлагала свой вариант, не получивший поддержки во многом из-за того, какая политическая сила его готовила. Эта инициатива считалась в Бундестаге самой жесткой, поскольку призывала к прямому запрету BDS-Movement. Наряду с ней был еще один проект резолюции от Левой партии, в котором, наоборот, содержалось стремление наложить ограничения не на само движение, а лишь антисемитские проявления в его рядах.

В целом можно говорить о том, что разворачивается новый виток столкновения интересов германских политических партий по вопросам влияния миграционного кризиса на рост антисемитизма в государстве. При этом представители каждого из политических лагерей стремятся доказать, что основной риск коренится в антисемитизме правого или левого толка. Любопытным образом со стороны враждебных Израилю медиа в арабском мире такой подход воспринимается как открытая произраильская активность, являющаяся чуть ли не родственной тому курсу, который проводит Д.Трамп, в то время как в действительности в ФРГ на официальном уровне высказывается довольно много возражений в отношении политики властей ближневосточной страны. Подобная ситуация несет в себе определенные положительные и отрицательные последствия. С одной стороны, Израилю на руку, что Германию воспринимают как его союзника в борьбе с враждебным движением, что в будущем может перерасти в трансформацию подхода к «Хизбалле». С другой  стороны, нежелание формировать такое восприятие себя в  арабском мире наоборот может толкнуть Берлин адаптировать более сдержанную линию по данной проблематике.

52.2MB | MySQL:103 | 0,423sec