Об участии КНР в борьбе с пиратством в Аденском заливе

Министерство иностранных дел КНР рассматривает антипиратскую деятельность в качестве одной из основных задач, решаемых государством с целью защиты национальных интересов в сфере обеспечения энергетической безопасности, финансово-экономического развития, а также укрепления взаимодоверия между военно-морскими силами (ВМС) стран, участвующих в мероприятиях по противодействию вооруженному разбою на море. При этом особое внимание в Пекине уделяется борьбе с пиратством в Аденском и Гвинейском заливах, а также в Юго-Восточной Азии (Малаккском и Сингапурском проливах).

Координацию деятельности в рамках миссии по борьбе с пиратством в Аденском заливе и у побережья Сомали осуществляет международная Контактная группа по борьбе с пиратством (КГПС). Китай входит в нее на правах полноправного участника. Однако обеспокоенность Пекина в настоящее время вызывает лидерство в ней Соединенных Штатов Америки и стран Евросоюза. Несмотря на желание китайской стороны председательствовать в КГПС, ни США, ни европейские государства с таким предложением к Китаю не обращались. Фактически все основные вопросы решаются в данной структуре без участия Пекина.

При этом не учитывается заинтересованность руководства КНР в расширении мандата КГПС на Гвинейский залив и Малаккский пролив, а также необходимость переговоров по данному вопросу на многосторонней основе. Вместе с этим в Пекине обращается внимание на более чем осторожную позицию Индонезии, политическое руководство которой не готово к обсуждению этой тематики.

Также в Китае вызывает опасения позиция стран Евросоюза по расширению зоны повышенного риска захвата пиратами гражданских судов. По мнению КНР, такой подход европейских государств обусловлен интересами компаний, занимающихся страховым обеспечением, частной охраной и получающих большую часть прибыли с судовладельцев. Зона повышенного риска – акватория, в границах которой существует наибольшая вероятность пиратских нападений на гражданские суда. Налагает ряд обязательств на экипаж судна и судовладельца. На западе – береговая линия на границе Джибути и Сомали до точки 11°СШ, 45°ВД; от 12°00 СШ, 45°ВД до острова Майюн (Перим) в Баб-эль-Мандебском проливе. Восточная граница – по 78° ВД, южная граница – по 10° ЮШ и северная граница – по 26° СШ.

С целью снижения напряженности между участниками миссии по борьбе с пиратством в Аденском заливе, вызванными указанными выше вопросами, политическое руководство Китая выступает с рядом предложений. Во-первых, повышать координацию между министерствами иностранных дел всех участвующих в миссии стран, выносить вопросы, обсуждаемые в двустороннем формате, на рассмотрение КГПС. При этом в целях достижения единства мнений по борьбе с пиратством в Аденском заливе Пекин обозначил свою позицию решать возникающие проблемы преимущественно в рамках КГПС без задействования других структур. В частности, КНР не планирует участие в работе группы «Рефлекс». Во-вторых, оказывать экономическую и гуманитарную поддержку правительству Сомали. В этой связи обратить особое внимание на повышение уровня жизни населения государства. В случае необходимости предоставлять финансовую помощь для борьбы с бедностью, тем самым устранять условия для развития пиратской деятельности. В-третьих, поддерживать российскую сторону по вопросу сокращения размеров зоны повышенного риска. Кроме того, немаловажным считается повышение эффективности участия ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в миссии по борьбе с пиратством в Аденском заливе.

Всего с момента привлечения ВМС НОАК к работе в этой миссии в 2008 году в ней приняли участие 48 боевых кораблей и вспомогательных судов. По состоянию на середину 2019 года они осуществили конвоирование более 6500 судов различного назначения, половина из которых принадлежала иностранным государствам. Китайские корабли оказали помощь в освобождении от пиратов восьми, в отражении восьми и избежании преследования 43 судам. По сложившейся практике отряд ВМС НОАК в Аденском заливе включает два боевых корабля, одно судно комплексного снабжения, два вертолета и одно формирование специального назначения (численностью до 70 военнослужащих). Продолжительность боевой службы для кораблей составляет 3-4 месяца, судов комплексного снабжения – 6-8 месяцев.

В настоящее время задачи по конвоированию судов в Аденском заливе и у побережья Сомали выполняет отряд китайских кораблей. В него входят сторожевые корабли «Линьи» (бортовой номер 547) и «Вэйфан» (бортовой номер 550) из состава 10-й бригады эскадренных миноносцев Северного флота, а также судно комплексного снабжения «Вэйшаньху» (бортовой номер 887) ВМС НОАК. Ранее данный отряд в период с 29 марта по 6 апреля 2014 года привлекался к решению задач гуманитарного характера, связанных с обострением обстановки в Йемене. Им осуществлена эвакуация 619 граждан КНР и 278 иностранцев из йеменских портов Аден и Ходейда в Джибути. Обращение иностранных государств к Пекину с просьбой об оказании помощи в спасении своих граждан показало возрастающую степень международного доверия к КНР.

Для передачи миссии от одного отряда другому определены два места – в акватории Аравийского моря севернее острова Сокотры (Йемен) и на севере Баб-эль- Мандебского пролива. Ширина коридора патрулирования составляет 180, протяженность – от 430 до 610 морских миль в зависимости от метеорологических условий, а также пиратской активности. Боевые корабли, закончившие выполнять задачи по борьбе с пиратством, наносят дружественные визиты в страны Африки, Европы, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В отдельных случаях с рядом ВМС иностранных государств проводятся совместные учения.

В настоящее время у китайской стороны на фоне улучшения обстановки в Аденском заливе и у побережья Сомали наибольшее опасение вызывает активизация противоправной деятельности в Гвинейском заливе (Нигерия, Ангола, Экваториальная Гвинея и Демократическая Республика Конго). Пиратство в этом регионе затрудняет доставку углеводородов в Китай, что в свою очередь является серьезной угрозой энергетической безопасности КНР.

В связи с этим Китай предпринимает усилия к снижению пиратской активности в Гвинейском заливе. В частности, КНР инвестировала в Фонд Международной морской организации, который контролирует реализацию Кодекса  поведения в Гвинейском заливе, 100 тыс. долларов США. Китай также обозначил свое желание стать членом организации «G8++Друзья по международному сотрудничеству в сфере морской безопасности в Гвинейском заливе». КНР передала ВМС Нигерии экспортный вариант сторожевого корабля проекта 056. 16-й отряд ВМС НОАК провел совместные антипиратские учения с ВМС Нигерии и Камеруна. Одновременно с этим Китай поставил в Сьерра-Леоне сторожевой катер (экспортный вариант тип «Шанхай»), а также выделил грант для Бенина в размере 3,5 млн долларов США на производство аналогичной техники.

С 2008 года на базе Академии морского права в г. Нинбо для представителей стран Гвинейского залива регулярно проводятся тренировочные курсы по обеспечению морского законодательства. В них включаются лекции по криминальному праву, противодействию пиратской деятельности и спасательным операциям. Наряду с этим политическое руководство КНР в контексте борьбы с пиратством уделяет серьезное внимание ситуации в юго-восточной части Южно-Китайского моря. Однако в связи с позицией Сингапура, Малайзии и Индонезии, являющихся противниками задействования ВМС других государств в борьбе с пиратством в Малаккском и Сингапурском проливах, и несмотря на готовность политического руководства Китая, ВМС НОАК участия в данной деятельности не принимают. В целом КНР ведет активную борьбу с пиратством и осуществляет по этому вопросу тесное взаимодействие с другими странами. В ближайшей перспективе Пекин планирует продолжать участие в миссии в Аденском заливе, а также развивать сотрудничество с заинтересованными государствами в сфере противодействия преступной деятельности на море в районах Гвинейского залива, а также Малаккского и Сингапурского проливов.

52.19MB | MySQL:103 | 0,488sec