Об экономической ситуации в Афганистане

Рост объема производства в Афганистане замедлился примерно до 1,0% в 2018 году по сравнению с 2,7% в 2017 году. Снижение произошло из-за сильной засухи, которая повлияла на производство пшеницы и выпас скота. Несмотря на снижение объемов сельскохозяйственного производства, показатели инфляции в стране оставались умеренными и составляли в среднем 0,6% в 2018 году из-за снижения региональных цен на продовольствие и повышения обменного курса по отношению к валютам государств, являющихся основными торговыми партнерами страны. По оценкам Всемирного банка, уровень бедности в Афганистане за этот период заметно увеличился. Сильная засуха привела к снижению доходов сельских домохозяйств и высокому уровню миграции внутри страны. Низкие темпы экономического роста снижают показатели уровня жизни населения, что в свою очередь приводит к снижению доходов на душу населения. Засуха негативно повлияла на уровень жизни 82% граждан Афганистана, живущих за чертой бедности в сельской местности, включая тех, чье материальное благополучие зависит от выращивания мака, производство которого за данный период сократилось на 30%. Снижение экспорта и умеренный рост импорта увеличили торговый дефицит примерно до 35,9% ВВП в 2018 году. Номинальный экспорт, после сильного роста в 28% в 2017 году, сократился на 4% в 2018 году, что потенциально может отражать укрепление афганской национальной валюты по отношению к валютам торговых партнеров, а также свидетельствовать об экономической нестабильности ключевых для Афганистана соседствующих экономик. Импорт в стране за этот период увеличился на 0,7%, что обусловлено значительным увеличением закупок овощей из-за засухи в стране. В 2018 году был достигнут общий бюджетный профицит в размере около 0,7% ВВП. Несмотря на медленный рост, внутренние доходы достигли рекордно высокого уровня – 189,7 млрд афгани (около 2,5 млрд долларов США), что на 12% больше уровня 2017 года. Исполнение бюджета увеличилось с 83% в 2017 году до 92% в 2018 году. Отражая высокий уровень неопределенности, кредитный сектор сократился на 4% в 2018 году и в настоящее время составляет всего 3% ВВП. Функция кредитного посредничества банковской системы оставалась крайне слабой, поскольку кредит частного сектора в 2018 году составлял всего 12,8% банковских активов. Избыточная ликвидность в банковском секторе достигла 63% совокупных банковских активов. Центральный банк Афганистана недавно предпринял меры для облегчения доступа к кредитам, включая расширение перечня приемлемых залогов и охвата государственного кредитного реестра. Немногие афганцы имеют доступ к оплачиваемому труду: четверть рабочей силы страны является безработной, а 80% работающего населения являются уязвимыми и регулярно сталкиваются с такими рисками как ненормированный рабочий график или неоплачиваемый труд. Почти три четверти населения Афганистана моложе 30 лет, примерно 25% составляют возрастную группу от 15 до 30 лет. Эта большая молодежная когорта, насчитывающая приблизительно 8 млн человек, выходит на рынок труда с невысоким уровнем образования и ограниченными возможностями трудоустройства. Такая картина является естественным следствием нестабильной внутриполитической обстановки и ограниченных ресурсов для развития населения: на протяжении долгих лет создание рабочих мест в Афганистане не происходило должным образом в соответствии с приростом населения, в результате чего количество хороших рабочих мест на данный момент сильно ограничено. Несмотря на то, что показатель грамотности среди населения Афганистана периодически растет, на данный момент грамотными можно считать чуть более половины (54%) молодых афганцев. Степень вовлечения молодых афганских женщин в сферу производства особенно низка из-за высокого уровня безработицы. Уровень безработицы среди афганцев в возрасте 15–24 лет составляет 31%, в то время как 42% не имеют ни работы, ни образования, ни профессиональной подготовки. Прогресс в сфере образования находится под угрозой из-за неутешительной ситуации с безопасностью в стране. Показатель посещаемости учреждений среднего образования в Афганистане снизился с 37 % до 35% в период с 2013 по 2016 год, в основном из-за снижения посещаемости школ девочками. Ожидается, что экономический рост по итогам 2019 года останется вялым, но немного восстановится, в основном из-за улучшения климатических условий. Рост в области промышленности и сферы услуг останется сдержанным на фоне сохраняющейся политической неопределенности в связи с президентскими выборами, дискуссиями о дальнейшей поддержке со стороны международного сообщества и срывом переговоров о мирном соглашении с талибами. В среднесрочной перспективе прогнозируется постепенное ускорение экономического роста до 3% к 2021 году, на фоне стабильных политических преобразований после президентских выборов и последующего повышения доверия со стороны инвесторов. Небольшой дефицит бюджета ожидается по итогам 2019 года. Также ожидается, что текущая отчетность будет постепенно ухудшаться в среднесрочной перспективе из-за сокращения международных дотаций. Существенный дефицит в пределах 4-6% ВВП ожидается к 2021-2022 году. При этом краткосрочные перспективы экономического роста подвержены значительным негативным рискам. Продолжающееся насилие и политическая нестабильность могут еще больше ограничить инвестиции и экономический рост. Связанные с выборами нарушения в фиксации бюджетных доходов и расходов могут подорвать фискальное управление и доверие среди населения. Любое быстрое сокращение потоков международной помощи приведет к сложным финансовым корректировкам и подорвет способность правительства поддерживать экономическую стабильность. С другой стороны, в случае, если мирные переговоры между властями Афганистана, США и «Талибаном» возобновятся, они могут привести к значительным инвестициям и экономическому росту, а также к всеобъемлющему и устойчивому росту уровня безопасности. Таким образом, без ускоренной реформы и улучшения ситуации в сфере безопасности экономический рост Афганистана, скорее всего, будет происходить медленно, а прогресс в вопросе понижения уровня бедности с нынешних крайне высоких показателей будет ограниченным. Афганскому правительству необходимо провести немедленные экономические реформы, чтобы повысить общее доверие инвесторов и мобилизовать существующий экономический потенциал, особенно в сферах сельского хозяйства и добывающей промышленности. Постоянная международная помощь в сфере безопасности имеет решающее значение для сохранения достижений афганской экономики в последние семнадцать лет. Стабильная экономическая поддержка со стороны международных партнеров поможет снизить нынешний уровень неопределенности, а также поддержать рост доверия и инвестиций в экономику Афганистана.

62.85MB | MySQL:102 | 0,576sec