Оценки китайских специалистов некоторых аспектов сотрудничества КНР и КСА в сфере обеспечения национальной безопасности

Характеризуя китайско-саудовское сотрудничество в сфере обеспечения национальной безопасности, китайские эксперты зачастую затрудняются дать комплексную оценку. Обозреватели СМИ КНР отмечают, что отношения двух стран в данной области «кажутся сильными, но ограниченными по объему». Аналитики издания South China Morning Post называют двусторонние военные связи между Китаем и Саудовской Аравией «слабо освещенными». Обе стороны считают отношения в сфере безопасности взаимовыгодными. В то время как Эр-Рияд заинтересован в активизации участия Китая в обеспечении безопасности на Ближнем Востоке (а Пекин в принципе восприимчив к изменениям военно-политической обстановки в регионе), до сих пор отношения в сфере обеспечения безопасности были сосредоточены в основном на продажах китайского оружия.

Известно, что во время визита в Пекин в марте 2014 года наследный принц и министр обороны КСА Мухаммед бен Сальман заявил: «Саудовская Аравия готова расширять сотрудничество с Китаем в целях защиты мира, безопасности и стабильности в регионе». Мухаммед бен Сальман заявил, что саудиты хотят, чтобы Китай использовал свой «большой политический и экономический вес, чтобы сыграть заметную роль в достижении мира и безопасности в регионе». Но, китайские специалисты приходя к выводу, что Эр-Рияд не стремится к неким эксклюзивным отношениям с Пекином в сфере обеспечения национальной безопасности; Саудовская Аравия также укрепила связи с Индией и Индонезией, подписав соглашения об оборонном сотрудничестве с обеими странами в 2013 году. Министр обороны КНР Чан Ванцюань тогда заявил своему саудовскому коллеге во время визита в 2014 году, что Китай «сильно «дорожит» своей «дружбой с Саудовской Аравией… независимо от того, как меняется международная ситуация, Китай привержен [этому] в долгосрочной перспективе». На сегодняшний день двусторонние отношения сильно искажены в сторону скрытной продажи оружия, причем деятельность в других сферах, таких как военный обмен и проведение учений гораздо более ограничена. Действительно, Саудовская Аравия, похоже, больше всего интересуется Китаем как источником вооружения. Отмечается, что военный обмен между Китаем и Саудовской Аравией не кажется активным, по крайней мере тот, что проводятся на высшем уровне. Проведенный обзор китайскими исследователями периода с 2001 по 2008 год не выявил визитов высокопоставленных лидеров НОАК в Эр-Рияд, в том числе не было зафиксировано визитов министра обороны, начальников или заместителей четырех основных структурных единиц ВС КНР: Генерального штаба, Политического управления, Управления материально-технического обеспечения и Управления общего вооружения. Отмечается, что хотя Китай участвовал в ряде двусторонних и многосторонних учений начиная с 2003 года, ни одно из них не проводилось с подразделениями Вооруженных сил Саудовской Аравии. Несмотря на ограниченную сферу связей, официальная китайская риторика была эффективной на тему собственно военных отношений. В официальном китайском пресс-релизе, посвященном визиту министра обороны Саудовской Аравии в Пекин в 2014 году, говорится: «В последние годы эти два военнослужащих (главы ведомств КНР и КСА – авт.) стали свидетелями постоянных взаимных визитов на высоком уровне и отличного сотрудничества в области подготовки кадров, а также оборудования и технологий». Китайские обозреватели отмечают факт, что доказательств реальной совместной военной подготовки мало, хотя по информации из непроверенных источников (в основном китайские социальные сети и новостной портал «Соуху»), с 1990-х годов около 1000 китайских военных советников работали на саудовских ракетных установках.

Китайские обозреватели военно-технических изданий обращают внимание на тот факт, что Саудовская Аравия, безусловно, является крупнейшим импортером оружия в Персидском заливе. Отчет о зарегистрированных сделках с оружием между Пекином и Эр-Риядом с 1990 года незначителен, особенно по сравнению с продажей оружия из Соединенных Штатов в Саудовскую Аравию. Безусловно, наиболее важными источниками импортируемых саудовских вооружений были Соединенные Штаты и Соединенное Королевство. Например, Соединенное Королевство предоставило высокотехнологичные боевые самолеты, а Соединенные Штаты в последние годы продали Саудовской Аравии реактивные истребители и вертолеты. В период с 2005 по 2009 год 43% объема импорта оружия Саудовской Аравии приходилось на Соединенное Королевство, 40% — на Соединенные Штаты, и только 6% общего объема импорта оружия Саудовской Аравией приходилось на Китай. В период с 1990 года и в 2013 году Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI) зарегистрировал только продажу 54 54-мм самоходных гаубиц PLZ-45, доставленных Саудовской Аравией в 2008 и 2009 годах.

Китайские специалисты рассматривая подход к исследованию отношений КНР и КСА отмечают, что есть два способа оценить транзакции – по финансовой стоимости и по значению индикатора тренда. Первый относится к предполагаемой сумме, фактически уплаченной заказчиком за вооружение; второй, согласно SIPRI, – это сметные производственные затраты на вооружение, которые предназначены для «представления стоимости военных ресурсов, а не финансовой стоимости их передачи». Первый метод подсчета говорит о том, что общая сумма сделок за 2008-2009 гг. составила 400 млн долларов; При использовании второго метода подсчета стоимость намного скромнее – всего 66 млн долларов. Соединенные Штаты, напротив, продали на несколько миллиардов единиц оружия с 1990 года. Более того, эта сумма была каплей в море по сравнению с большим объемом военных расходов Саудовской Аравии за эти два года. Согласно данным SIPRI, общая сумма расходов Эр-Рияда на оборону в 2008 и 2009 годах составила более 72 млрд долл. США. Но фактические продажи оружия в Саудовскую Аравию Китаем могут быть более значительными, чем предполагается этими данными. Существуют сообщения американских СМИ о тайной передаче КСА китайских баллистических ракет и китайских крылатых ракет. Эксперты по распространению вооружений, такие как Джеффри Льюис, директор Восточноазиатского проекта по нераспространению Центра исследований по нераспространению оружия в Монтерее (Калифорния), считают, что эти отчеты заслуживают доверия, так как они основаны на анализе спутниковых снимков ракетных баз в Саудовской Аравии и других открытых косвенных доказательствах. Льюис подозревает, что «Саудовская Аравия вложила значительные средства в обычные баллистические и крылатые ракеты, чтобы предоставить королевству шанс стратегического сдерживания». Льюис подчеркивает, что Эр-Рияд, по его мнению, преследует обычную политику сдерживания и что нет никаких признаков того, что саудиты заинтересованы в дальнейшем приобретении ядерного арсенала. Американские военные обозреватели отмечают, что Китай предоставил МБР для Саудовской Аравии.

Более того, похоже, что Саудовская Аравия по-прежнему заинтересована в приобретении военной техники и систем вооружения у Китая. Когда министр обороны Саудовской Аравии встретился со своим китайским коллегой в Пекине в марте 2014 года, генерал Лю Шэн, заместитель директора Департамента вооружений НОАК, также, как сообщалось, присутствовал на встрече. Кроме того, российские СМИ сообщили, что между Китаем и Саудовской Аравией в апреле 2014 года было подписано соглашение о предоставлении неизвестного количества беспилотных летательных аппаратов. Существует обеспокоенность по поводу скрытности этих заявленных продаж, а также очевидного полного игнорирования режимов нераспространения. Но, возможно, наибольшую обеспокоенность вызывает то, что эти сделки могут угрожать хрупкому балансу сил в Персидском заливе и на всем Ближнем Востоке. Ситуация в регионе неурегулирована, и призрак непрекращающегося насилия на религиозной почве в Сирии и Ираке распространяется на соседние государства. Саудовская Аравия с большим подозрением воспринимается рядом других хорошо вооруженных государств, в частности Ираном. Любое из этих государств может отреагировать на то, что может быть воспринято как наращивание вооружений Саудовской Аравии, несколькими способами, которые могут усугубить региональную напряженность.

Таким образом, проведенный анализ использования Китаем дипломатических, экономических и военных инструментов в его отношениях с Саудовской Аравией показывает, что Пекин умело продвигает свои интересы и достигает своих целей. Так, представляется возможным сделать некоторые частные выводы:

  1. КНР имеет гарантированный доступ к энергетическим ресурсам КСА и преуспевает в расширении экономических связей с Саудовской Аравией.
  2. Стратегическое партнерство с Саудовской Аравией было заключено КНР, чтобы уравновесить влияние США в регионе.
  3. КСА подавляет большую часть критики по вопросу обращения Пекина с мусульманским населением Китая, включая уйгуров.
  4. Обзор усилий Китая в отношении развития отношений с Саудовской Аравией показывает, что стратегия Пекина на Ближнем Востоке на сегодняшний день в значительной степени была успешной для Китая. Тем не менее возникают вопросы о том, является ли эта стратегия устойчивой. В то время как двусторонние энергетические и экономические связи прочны и углубляются, дипломатические и военные связи Китая с Саудовской Аравией являются поверхностными и относительно скромными.
  5. Пекин и Эр-Рияд объединены в своей «оппозиции глобальным политическим нормам», продвигаемым Соединенными Штатами и другими западными демократиями. И КПК, и Королевская семья Саудовской Аравии считают защиту прав человека и демократизацию в США опасной и чувствуют угрозу со стороны арабской весны. Однако есть много проблем, по которым Китай и Саудовская Аравия различаются — например, по Сирии и Ирану. Более того, несмотря на официальные заявления Саудовской Аравии о «традиционной дружбе и стратегическом сближении» между Эр-Риядом и Пекином, существует отчетливое ощущение, что Китай не является ни «другом, ни врагом» Саудовской Аравии.
  6. Сотрудничество между Пекином и Эр-Риядом основано на взаимной нестабильности и рождено прагматической необходимости. Хотя такое положение вещей может поддержать продолжающееся экономическое сотрудничество, оно не обязательно станет основой для прочного стратегического партнерства.
  7. Краеугольным камнем двусторонних отношений является энергетическое сотрудничество — сфера, где интересы Пекина и Эр-Рияда дополняют друг друга: КНР желает стабильного, надежного и долгосрочного доступа к энергетическим запасам, а Саудовская Аравия стремится обеспечить себе устойчивого и надежного партнера в сфере энергетики. Кроме того, оба режима в целом согласны с политическими системами и геостратегическими взглядами друг друга — ни одна из сторон не стремится трансформировать другую, и ни одна из сторон не рассматривает другую как угрозу ее внутренней стабильности или территориальной целостности.
  8. Китайско-саудовские интересы в сфере безопасности также пересекаются. Дипломатические отношения относительно стабильны. Но самым слабым инструментом, используемым в рамках стратегии Китая в отношении Ближнего Востока и Саудовской Аравии, остается крайне ограниченная военная мощь Китая в регионе.
  9. Тем не менее обе страны видят взаимную выгоду в продолжающемся ограниченном, но заслуживающем внимания сотрудничестве в области безопасности. В то время как Саудовская Аравия выглядит позитивно в укреплении оборонных связей с Китаем, качественное наращивание представляется маловероятной перспективой без существенного снижения в обязательствах США в отношении безопасности Саудовской Аравии и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Более того, оборонное ведомство Китая просто не может предоставить такое же высокотехнологичное оружие и уровень оперативной совместимости или сопоставить боевой опыт, предлагаемый Соединенными Штатами. А проводимая стратегия «осторожного дракона» означает, что Пекин будет колебаться в улучшении отношений в сфере безопасности, хотя готов оставаться ценным поставщиком ключевых систем вооружений, которые Соединенные Штаты, возможно, не захотят предоставлять. Эти системы включают в себя МБР и беспилотные летательные аппараты, которые, по сообщениям зарубежных СМИ, Пекин уже предоставил Эр-Рияду.
62.87MB | MySQL:102 | 0,578sec