Израиль: об интервью начальника отдела разведывательного анализа АМАН Дрора Шалома. Часть 1

Глава разведывательного управления Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Хосейн Тайеб 3 октября с.г. заявил, что была пресечена попытка израильско-арабского покушения на иранского генерала Касема Сулеймани, командира спецподразделения «Аль-Кудс» (в составе КСИР), отвечающего за проведение операций за пределами Ирана. По словам Х.Тайеба, покушение было запланировано в месте, посвященном памяти его отца, в городе Кермане, на священный для шиитов месяц мухаррам (с 1 по 29 сентября, знаменует наступление нового 1441 года по Хиджре). Планировалось использование 350-500 килограммов взрывчатки. Ликвидацию иранского генерала планировалось представить результатом внутренних разборок и спровоцировать в Иране конфликт между суннитами и шиитами.

По словам Х.Тайеба, «арабо-израильские заговорщики долгое время пытались проникнуть на базы КСИР, в том числе – в штаб-квартиру. Осознав свое поражение, они решили убить генерала Сулеймани». Как отмечают израильские СМИ, за пару дней до этого К.Сулеймани рассказал, что во время Второй ливанской войны (2006 года) Израиль упустил возможность одновременно ликвидировать его, генерального секретаря «Хизбаллы» Хасана Насраллу и главу спецслужб этой ливанской шиитской организации Имада Мугнию, когда они все вместе находились в одном из зданий Дахии, шиитского пригорода Бейрута. В эту ночь силы Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) ударили по нескольким соседним зданиям. Согласно К.Сулеймани, израильские военные располагали разведывательными данными относительно их местонахождения, но он вместе с Х.Насраллой и И.Мугнией успел перейти в другое место. Иранский генерал также отметил, что тогда израильтяне взорвали автомобиль, в котором накануне он вместе с Х.Насраллой приехал в Бейрут[i].

Бригадный генерал Дрор Шалом, начальник отдела разведывательного анализа Управления военной разведки (АМАН) израильской армии, предупреждает, что Израиль находится на опасном этапе противостояния Исламской Республике Иран и должен «крепко держаться за руль». В эксклюзивном интервью израильской проправительственной газете «Исраэль гайом» он отметил, что, несмотря на возникающие угрозы, Израиль прилагает усилия по срыву амбициозных планов Тегерана: «Мы перешли от рубки веток к рубке деревьев»[ii].

Как отмечает израильская газета, учитывая, что начальнику отдела разведанализа АМАН  по должности положено быть на чеку, тем не менее, в последнее время он обеспокоен больше обычного. По его словам, «в последнее время мы наблюдаем гораздо более пугающую картину… Мы находимся в гораздо более сложной ситуации, чем были в прошлом, и ситуация только ухудшается». При этом речь идет о всех фронтах, с которыми Израилю приходится иметь дело, но в первую очередь – об Иране. «В конце концов, все дело в Иране», – утверждает он.

Относительно иранской ядерной программы, Д.Шалом рассматривает три возможных сценария:

— США заключат новое ядерное соглашение с Ираном, которое может не повлечь за собой всего того, чего хотел бы Израиль;

— военная эскалация в Персидском заливе продолжится до тех пор, пока США будут вынуждены отреагировать на действия Ирана, что, в свою очередь, может заставить Х.Насраллу выступить против Израиля;

— Иран продолжит нарушать условия Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД от 2015 года), хотя ему по-прежнему не удастся заполучить ядерное оружие. Другими словами, Иран превысит уровень обогащения [урана] до более 3,5%, удержит более 130 кг обогащенного урана, будет использовать тяжеловодный реактор в Араке для удержания более 300 кг и в основном продолжит прикладные исследования – накопит знания и опыт, которые позволят ему быстрее продвинуться к созданию ядерного оружия в будущем.

Что касается количества времени, которого понадобится иранцам для создания ядерной бомбы, то, по мнению Д.Шалома, – это два года для бомбы и год, чтобы заполучить достаточное количество расщепляющегося материала. Происходящие сейчас процессы позволяют Ирану «наращивать мускулы», поэтому, когда иранцы действительно примут решение [о создании ядерной бомбы], они смогут это сделать быстро и легко.

Для того чтобы Израиль не упустил этот момент в условиях, когда механизм СВПД нарушен, требуется отвлечение некоторых ресурсов на решение этой задачи. «Мы попали в серую зону, в которой они продвигаются вперед, и от нас требуется быть более чуткими. Узнаем ли мы? Иранцы – очень искушенный враг, и это меня беспокоит», – сказал Д.Шалом.

Начальник отдела разведанализа АМАН всегда исходит из того, что есть вещи, о которых он не знает, поэтому в Управлении военной разведки ЦАХАЛа прилагаются серьезные усилия по решению ядерной проблемы не только в Иране, но и во всем регионе. «Мы не оставляем камня на камне, чтобы избежать сюрпризов. Как человек, который принял участие в атаке на сирийский ядерной реактор, я с настороженностью отношусь к Ирану; это изменение к худшему, которое представляет собой реальную проблему, если не будет достигнуто новое ядерное соглашение, что также скажется на Израиле», – отметил Д.Шалом.

Несмотря на то, что К.Сулеймани, совершенствует свои возможности, Израиль на протяжении последних нескольких лет был очень активным в Сирии. Превосходство в разведке и военной авиации ЦАХАЛа позволили осуществить тысячи операций, сначала направленных на противодействие попыткам «Хизбаллы» вооружиться, а затем против иранского военного закрепления на сирийской территории. При этом в своих действиях Израиль сочетает военные и дипломатические аспекты.

Так, по словам Д.Шалома, Израиль «определил напряженность, существующую в триаде Путин-Асад-Иран, и смог сманеврировать», чтобы его действия соответствовали всем трем из этих элементов. «Идея состоит в том, чтобы оставаться ниже порога войны. Нам удалось остановить многое – мы добились больших успехов», – говорит он. Имеется в виду то, что в Сирию и Ливан стало поступать гораздо меньше оружия. «Базы шиитских боевиков, которые они [иранцы] хотели создать, не строятся. Объем денежных инвестиций Ирана сократился». Эти действия были запланированы военно-политическим руководством Израиля, хотя, по его словам, желания убивать иранцев не было. «Но мы учли, что есть вероятность, что эти меры могут привести к жертвам, потому что Иран готов принести в жертву арабских шиитов, но не персидских шиитов».

На вопрос о том, знает ли Тегеран о результатах израильских атак или командующий сил «Аль-Кудс» К.Сулеймани их скрывает, Д.Шалом ответил, что не все факты подтверждаются официально и не обо всем сообщается. «К.Сулеймани очень серьезный парень. Он учится, он очень решителен, у него есть вера, и он всегда совершенствуется. Теперь он начал создавать там военные возможности, которые предназначены для нападения на нас, не ведя реальной войны». По словам Д.Шалома, он знает этого иранского генерала очень хорошо, однако не любит персонализировать или прославлять врагов Израиля, и вообще думает, «что мы [израильская военная разведка] должны иметь с ним дело посредством других каналов». «К.Сулеймани очень близок к Высшему руководителю Ирана Али Хаменеи, как сын, и это важно, потому что влияет на то, как иранский лидер смотрит на вещи. К.Сулеймани верит в исламскую революцию всем сердцем, и он – главный, кто реализовывает ее принципы, кто идеологию Хаменеи и аятоллы Хомейни воплощает на практике и влияет на регион в целом».

Когда Д.Шалома спросили о том, произошли бы изменения, если бы К.Сулемайни «вывели из игры», израильский генерал уклонился от ответа: «Я не говорю о конкретных людях. Сулеймани – ключевая фигура, которая возглавляет действия против Израиля».

Д.Шалом напомнил, что в начале 2018 года в АМАНе указали на два ожидаемые процесса. Первый заключался в том, что в результате продолжающегося давления на Иран в Сирии, иранцы могут попытаться закрепиться в Ираке. Второй – Иран будет передавать в Сирию передовые вооружения, чтобы атаковать Израиль, что может сделать период «кампании между войнами» еще более нестабильным. Происходит также усиление живой силой – суннитами, шиитами и ополченцами, которые прибывают из других областей. Оружие включает в себя снаряды, ракеты, БПЛА и, возможно, даже более сложные вещи, такие как крылатые ракеты.

Что касается ситуации в Ираке, то с геополитической точки зрения К.Сулеймани уделяет этой стране много времени и использует ее как базу для иранских военных возможностей, с ополченцами и союзниками. Он также использует все это для влияния на иракскую политику и создания еще одного района боевых действий не только против Израиля, но и против Саудовской Аравии и стран Персидского залива. Существует большая вероятность того, что иранцы атакуют Израиль с территории Ирака. Они могут это сделать ракетами класса «земля-земля», крылатыми ракетами или с помощью беспилотников большой дальности. У иранцев есть БПЛА, способные пролететь 1000–1200 километров, «которые они использовали в Персидском заливе». К тому же, по словам Д.Шалома, у К.Сулеймани есть повод ударить по Израилю, т.к. «когда он получает по носу, он хочет нанести ответный удар, а он недавно пропустил несколько ударов». Поэтому, считает израильский генерал, очередная попытка иранцев ответить – всего лишь вопрос времени.

Пока, каждый раз, когда К.Сулеймани пытался атаковать Израиль из Сирии, ему это не удавалось. «Он унижен. Он пропустил несколько серьезных ударов и обнаружил, что не все, что он хочет сделать, срабатывает. Но он активен, не сдается и не говорит «все пропало». Он совершенствует свои возможности, и то, что ему не удалось в прошлый раз, может вскоре получиться».

По мнению израильского генерала, несмотря на преобладающую точку зрения в Израиле, президент Сирии Башар Асад не в восторге  от военной активности Ирана в его стране. «Он должен понять, что Сулеймани играет с ним», – говорит Д.Шалом. «Базы, которые Иран пытается построить в восточной Сирии, определенно не то, что хочет Асад, и он также обеспокоен тем, что иранцы занимаются распространением радикальной шиитской идеологии. Но, в конце концов, его руки связаны. Русские также понимают всю сложность того, что делают иранцы», – сказал он.

Что касается того, насколько Израиль свободен в действиях на территории Сирии после того, как в прошлом году был сбит российский военный самолет в результате атаки израильских истребителей по целям на сирийской территории, то, по словам Д.Шалома, «мы ведем очень деликатный диалог с русскими». Израиль не хочет вступать с русскими в конфликт, «но они также понимают, какой ущерб мы можем нанести. Они знают, что мы не лохи. Тем не менее, мы очень осторожны и ходим на цыпочках – но, насколько я понимаю, у нас есть некоторая свобода действий в некоторой степени», – сказал он.

По мнению Д.Шалома, Израиль начинает приближаться к порогу войны. Однако работа разведки состоит в том, чтобы увидеть, что можно сделать без развязывания полномасштабной войны, и указать места, которые могли бы вывести из этой ситуации. По его словам, «на данный момент… положение вещей более шаткое, и больше возможностей скатиться к войне».

[i] איראן: סיכלנו ניסיון לחסל את סולימאני // Ynet. 03.10.2019 — https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5601935,00.html

[ii]At the end of the day, it’s all about Iran’ // Israel Hayom. 29.09.2019 — https://www.israelhayom.com/2019/09/29/at-the-end-of-the-day-its-all-about-iran/

52.27MB | MySQL:103 | 0,463sec