К вопросу о разработке пакта о ненападении Израиля и стран Персидского залива

Очередным шагом на пути реализации стратегии развития отношений Израиля с умеренными региональными режимами, продвижением которой занимается министр иностранных дел И.Кац, стало сообщение о разработке пакта о ненападении между Израилем и странами Персидского залива. Этот документ, несмотря на то, что обсуждение его пока находится на начальной стадии, уже получил статус «исторического». По данным 12 канала израильского телевидения, во время участия в сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре, где, кстати сказать, была упомянута инициатива Tracks for Regional Peace, И.Кац встретился с представителями нескольких стран региона. По данным СМИ, итоговый документ в случае его подписания, будет включать в себя несколько составляющих, среди которых собственно нормализация отношений упомянутых игроков, развитие кооперации между ними в различных отраслях, а также отказ от вступления в войну или подстрекательства друг против друга в случае столкновения с Ираном.

В настоящий момент, по данным израильских источников, стороны договорились о создании рабочих групп, которые должны заниматься работой над документов. Как написал сам И.Кац в твиттере еще в ходе сессии Генеральной Ассамблеи, на полях ООН он обсуждал с контрпартнерами из стран Персидского залива вопросы противодействия иранской агрессии, а также перспективы продвижения сотрудничества. Внешнеполитическое ведомство страны тогда воздержалось от комментариев относительно возможности заключения исторического соглашения. Только в минувшее воскресенье И.Кац вновь через твиттер подтвердил факт работы над инициативой, отметив, что она станет основой для развития невоенных направлений взаимодействия, а также позволит нормализовать контакты еще до урегулирования палестинской проблемы.

Отдельно И.Кац сообщил, что план пакта подготовлен при личному участии Б.Нетаньяху, а также предоставлен на ознакомление спецпредставителю президента США на международных переговорах Дж.Гринблатту. Первый факт является логическим продолжением выступления И.Каца с трибуны ООН, где, говоря о Tracks for Regional Peace, глава внешнеполитического ведомства также подчеркнул роль премьер-министра в работе над инициативой. Предоставление проекта американской администрации фактически позволяет продолжить реализацию задумок, начатых под эгидой Д.Трампа сразу после вступления в должность президента, когда он стал отстаивать идею необходимости подписания широко регионально мирного соглашения, позволяющего добиться прогресса в сотрудничества Израиля с соседями по региону, снижая таким образом давление враждебных игроков. Особую важность это имеет в условиях фактического замораживания работы над «сделкой века», что продиктовано во многом политической неопределенностью в Израиле после выборов в Кнессет. Все в совокупности главным образом работает на поддержание имиджа Б.Нетаньяху, как главы правительства, который занимается продвижением проекта, укрепляющего положение Израиля в регионе и в мире при опоре на администрацию США, с которой у него сложился особо доверительный диалог, отсутствующий у конкурентов Ликуд.

Явная цель работы над пактом заключается в противодействии Ирану. При этом Тегеран, как полагает эксперт Jerusalem Center for Public Affairs Й.Бен-Менахем, разработал против США и Израиля новую стратегию, задача противодействия которой вписывается в содержание предполагаемого пакта. В частности, он утверждает, что в Иране свои последние акты агрессии рассматривают как оправдавшие поставленные задачи. Израиль со своей стороны снизил интенсивность противодействия иранскому расширению в регионе, что можно трактовать,  с точки зрения иранцев, как  опасения, что ИРИ атакует израильские стратегические объекты, такие как порты или ядерный центр в Димоне.

Примечательно также, в статье упоминается, что в качестве ударной силы против Израиля может быть задействована не «Хизбалла», а отряды иракской шиитской милиции «Аль-Хашед аш-Шааби». Косвенным подтверждением этой версии можно считать оценки израильских СМИ, в соответствии с которыми американские санкции на «Хизбаллу»  привели к ухудшению и без того крайне сложной экономической ситуации в Ливане. Таким образом Вашингтон пытается побудить Бейрут дистанцироваться от шиитской группировки. В дополнение к этому  недавно посетивший Ливан помощник министра финансов США по борьбе с финансированием терроризма М.Биллингсли на пресс-конференции для представителей местных СМИ пообещал 10 млн долларов тем, кто сможет предоставить данные о финансах «Хизбаллы». Любопытно, что в случае участия журналистов в данной кампании, она будет напоминать израильскую охоту на германские банки, которые проводят сделки, имеющие отношение к Ирану или BDS-Movement, с той лишь разницей, что израильские СМИ действуют не из финансовых соображений.

Наконец, Й.Бен-Менахем, отмечает, что изменился и образ действий США. С точки зрения эксперта, стратегия американского президента заключается в том, чтобы сберечь собственные силы, действуя при этом через региональных союзников их руками. Добавляется к этому готовность М. бин Сальмана трансформировать курс КСА в отношении хуситов в йемене, заявляя о готовности вести с ними диалог с целью достижения перемирия.

Таким образом, риск лишиться фактического участия США, оставшись один на один с Ираном в сочетании с тем, что  страны Персидского залива, также противостоящие его агрессии, с целью достижения своих интересов могут снизить давление на иранский режим, толкает Израиль на разработку пакта, позволяющего сторонам взаимодействовать в ходе возможной будущей войны. Во многом это отражает старые израильские выводы о том, что в случае открытого конфликта аравийские монархии будут пытаться бороться с ИРИ израильскими силами, в то время как Иерусалим хотел бы на равных разделить это бремя и уж тем более не бороться за чужие интересы, жертвуя собственными ресурсами.

Кроме того, за счет документа, получившего статус исторического еще до подписания, возможно добиться прогресса в нормализации на двухстороннем треке, что повысит международный престиж Израиля. Вместе с тем этот пакт делает арабских участников еще более желанной мишенью для ИРИ, а также усилит давление на них со стороны палестинцев, которые непременно выразят недовольство тем, что связи были установлены в условиях нерешенности палестинской проблемы. Эти факторы были и останутся основными ограничителями в вопросе о заключении подобного соглашения.

52.2MB | MySQL:103 | 0,462sec