Взгляды китайских специалистов издания «Бинци чжиши» на базовые положения в области национальной безопасности Государства Израиль и основные пути ее обеспечения

По взглядам обозревателей военно-технического издания «Бинци чжиши» («Знание об оружии») политическое руководство Государства Израиль уделяет особое внимание развитию базовых положений в области национальной безопасности государства в современных условиях. Так, китайские эксперты отмечают, что израильская концепция национальной безопасности получила неофициальное название «четыре вектора безопасности». Первым и основным «вектором» является развитие военно-стратегического сотрудничества между США и Израилем, а также придание ему нового качественного уровня. Известно, что этот подход закреплен законодательно в «Меморандуме о военно-стратегическом сотрудничестве», подписанном в октябре 1998 года в Вашингтоне президентом США Б.Клинтоном и премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху. Вторым «вектором», по мнению китайских специалистов, являются отношения с НАТО и включение Израиля в зону ответственности данной организации, что позволит использовать в случае необходимости военный потенциал Североатлантического блока в целях «умиротворения» некоторых арабских государств. Третьим «вектором» является формирование региональной системы безопасности и подразумевает заключение Израилем двухсторонних и многосторонних мирных договоров с умеренными арабскими государствами. Данный пункт также предусматривает создание Израилем под эгидой США регионального военно-политического блока (возможно, в качестве его возможных членов рассматриваются Саудовская Аравия, Египет и Иордании). Четвертый «вектор» предусматривает привлечение в политических интересах Израиля дополнительных международных сил, способных оказать существенное влияние на мусульманские государства. Составной и важной частью данного направления является поощрение Израилем дальнейшей активизации эмиграции евреев из стран СНГ.

Известно, что как и в Китайской Народной Республике, израильская военная доктрина строится с учетом наличия враждебного окружения и носит характер активного реагирования на возможные кризисные ситуации. В случае с Израилем, ее главным элементом является так называемая стратегия устрашения, т.е. демонстрация своего военного превосходства над странами Ближнего Востока. Данная концепция удерживает арабский мир от проведения силовых акций против Израиля. При обеспечении своей национальной безопасности еврейское государства допускает возможность применения своих вооруженных сил в региональных конфликтах. При этом израильское руководство учитывает тот факт, что незначительные размеры страны и отсутствие стратегической глубины обороны обусловливают необходимость максимальной жесткости по отношению к противнику и быстрого переноса боевых действий на его территорию.

 

Оценка позиции Израиля по отношению к интеграционным процессам в регионе в военно-политической области

Рассматривая комплексно Государство Израиль, китайские военные стратеги безусловно учитывают многочисленные политические и экономические противоречия в арабском мире, взаимные территориальные претензии, разные подходы к решению проблемы ближневосточного урегулирования. Известно, что такое положение в некоторой степени выгодно Израилю, и он стремится сохранить создавшуюся ситуацию, избегая подталкивания арабских стран к интеграционным процессам. Наоборот, Израиль пытается проводить политику, направленную на вычленение из общих интеграционных процессов отдельных арабских государств и налаживания первоначально с ними экономических связей, а затем и отношений в сфере безопасности. Примером этому является развитие Израилем контактов с Марокко, Катаром, Оманом, Бахрейном и ОАЭ. В основном все имеющиеся связи с арабскими странами развиваются в торгово-промышленной сфере. На фоне заключения соглашения между международными посредниками и Ираном израильское руководство проводит активную политику по сближению своих позиций с Саудовской Аравией, выделяя ее в качестве лидера суннитского блока стран, противостоящих укреплению шиитского пояса. При этом, по информации китайских СМИ, все контакты с Эр-Риядом строятся исключительно на неофициальной основе для недопущения дискредитации королевской семьи в глазах арабского мира.

 

Сотрудничество в военно-политической и военно-технической областях с международными и региональными организациями

По взглядам обозревателей военно-технического издания «Бинци чжиши» политическое руководство Государства Израиль уделяет внимание сотрудничеству с международными и региональными организациями в военно-политической и военно-технической областях. Представляется возможным более подробно рассмотреть некоторые из них:

Развитие отношений Израиля с блоком НАТО

Отмечается, что существующий формат взаимодействия НАТО и Израиля в целом ограничивается индивидуальной программой партнерства страны в рамках «Средиземноморского диалога» и представительством вооруженных сил Израиля при штабе ОВМС НАТО (г. Неаполь, Италия). Он охватывает такие направления совместной деятельности как обмен разведывательной информацией, борьба с терроризмом, проведение операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также закупка вооружения и военной техники (например, беспилотных летательных аппаратов) для обеспечения деятельности воинских контингентов стран-членов НАТО в Афганистане. Инициатива формирования израильского военного представительства при штаб-квартире НАТО (г. Брюссель, Бельгия) на постоянной основе, а также участие израильских кораблей в операции ОВМС НАТО в Средиземном море по контролю судоходства «Эктив Индевор» долгое время блокировался Анкарой, которая фактически свернула свои военные связи с Израилем после гибели турецких граждан в ходе операции ВМС Израиля по перехвату судна «Мави Мармара» в мае 2010 года. Процесс активизации связей быстро пошел вперед в первой половине 2016 года, когда турки перестали задействовать свое «вето» на углубление диалога НАТО с Израилем. 3 мая 2016 года МИД Израиля опубликовал заявление, согласно которому «Североатлантический альянс информировал Израиль, что тот сможет открыть при штаб-квартире НАТО в Брюсселе свой офис». Во внешнеполитическом ведомстве отметили также, что это стало результатом долгих дипломатических усилий МИД, Минобороны и Совета национальной безопасности Израиля. Официальное открытие постоянного представительства еврейского государства в штаб-квартире НАТО торжественно произошло 16 сентября 2016 года. Премьер Б.Нетаньяху назвал данное событие важным шагом, который поможет обеспечить безопасность Израиля и является еще одним подтверждением статуса страны, с которой многие организации желают сотрудничать. Генсекретарь блока Й.Столтенберг, в свою очередь, заявил, что Израиль является негласным членом альянса на протяжении 20 лет и на, данном этапе очень важно активизировать сотрудничество между сторонами. Китайские специалисты отмечают тот факт, что Израиль продолжает искать пути более тесного взаимодействия с североатлантическим альянсом. В решении этого вопроса он полагается на помощь и содействие «системообразующего» участника блока НАТО — Соединенных Штатов Америки. В законе об укреплении американо-израильского сотрудничества в сфере безопасности (июль 2012 г.), указывается на оказание со стороны США всяческого содействия по выводу Израиля и блока НАТО на качественно новый уровень взаимодействия, предусматривающий повышение роли и статуса еврейского государства в.структурах альянса, а также практическое расширение участия израильских вооруженных сил в учениях и операциях НАТО. Отношения стратегического партнерства Израиля с США, в совокупности со статусом основного союзника Вашингтона вне НАТО и ежегодной американской военной помощью, позволяют еврейскому государству чувствовать себя уверенно, наращивая военный потенциал, качественно превосходящий возможности арабских стран-соседей. Вместе с тем, взаимодействие с США при наличии там влиятельного произраильского лобби удобнее для израильтян, чем членство в НАТО, требующее полного выполнения обязанностей, предусмотренных Уставом организации.

Развитие отношений Израиля с ООН

По информации китайских СМИ, в 2017 году политическое руководство Израиля активизировало деятельность по налаживанию многосторонних отношений со странами- членами ООН, особенно с государствами, входящими в состав Совета Безопасности организации. Основной целью является получение поддержки при голосовании по значимым для еврейского государства вопросам, а также при проведении своей региональной политики, в первую очередь на палестинском и иранском направлениях. Премьер-министр Б.Нетаньяху провел большое количество визитов в зарубежные государства, посетив ряд стран Европы, Африки, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Подписаны соглашения, расширяющие сотрудничество в различных сферах. Активизация внешнеполитической деятельности связана, в частности, с тем, что 23 декабря 2016 года СБ ООН большинством голосов (14 из 15, включая Российскую Федерацию) принял резолюцию № 2334. Резолюция осуждает еврейскую поселенческую деятельность на палестинских территориях Западного берега реки Иордан, рассматривает ее в качестве главного препятствия на пути к мирному урегулированию конфликта и требует ее немедленного прекращения. По мнению главы Палестинской национальной администрации, документ подтверждает, что данное строительство «не имеет юридической силы и является нарушением международного права». В ответ, в январе 2017 года Израиль приостановил выплату части взносов в ООН, равную шести миллионам долларов. А в марте 2018 года отреагировал на серию антиизраильских резолюций Совета ООН по правам человека, сократив финансирование ООН еще на два миллиона долларов. При этом сообщалось, что данные средства будут использованы для поддержки израильских проектов помощи развивающимся странам, а также для оказания помощи государствам, которые поддерживают Израиль в международных организациях. Руководство Израиля положительно оценивает деятельность воинского контингента временных сил ООН в Ливане (BCOOHJI) по обеспечению безопасности в своей зоне ответственности.

Отношения с Европейским союзом (ЕС)

Известно, что Европейский союз является одним из основных партнеров, активно присутствующим и влияющим на внутренние процессы в Израиле. Организация участвует во многих политических и экономических проектах, как на территории страны, так и в рамках сотрудничества с ее ближайшими соседями (Египет, Иордания, ПА). Израиль в рамках ЕС напрямую принимает участие лишь в «Средиземноморской региональной программе», возникшей после подписания «Норвежских соглашений». В военно-технических вопросах росту сотрудничества со странами Запада препятствует соглашение с США, которые фактически обладают эксклюзивным правом на поставки военной техники в Израиль. Поэтому Тель-Авив практически лишен финансовых возможностей напрямую закупать вооружение в Европе.

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских обозревателей военно-технического издания «Бинци чжиши» о том, что политическое руководство Государства Израиль внимательно относится к налаживанию и развитию отношений с международными организациями по широкому спектру вопросов, отстаивая свои национальные интересы. С другой стороны данная деятельность, что вполне естественно, сталкивается с большим количеством трудностей: многочисленные политические и экономические противоречия в арабском мире, взаимные территориальные претензии, разные подходы к решению проблемы ближневосточного урегулирования. Поэтому, по информации китайских СМИ, некоторые контакты с зарубежными странами строятся исключительно на неофициальной основе для недопущения дискредитации обоих сторон.

52.27MB | MySQL:103 | 0,450sec