Китайские специалисты о сценариях возможных военных действий Израиля против Ирана

Обозреватели китайского военно-политического издания «Стратегические международные исследования» Китайского института международных стратегических исследований Народно-освободительной армии Китая (КИМСИ НОАК) основываясь на информации открытых источников и данных национальной военной разведки осуществляют попытки моделирования развития ситуации вокруг Ирана. Так, ими была предпринята попытка выработать сценарий возможных военных действий Израиля против Ирана.

Известно, что рассматривая Иран как главный источник угрозы самому существованию Израиля, его руководство стремится, как можно скорее приостановить развитие Ирана, в первую очередь осуществление его ядерной программы. Китайские специалисты отмечают, что совершенно очевидно, что взаимное географическое расположение Ирана и Израиля исключает возможность со стороны Израиля предпринять какую-либо иную военную акцию, кроме воздушной операции.

Китайские военные эксперты обращают внимание на то, что по результатам опыта последних войн только воздушными бомбардировками радикально решить вопрос о смене власти в стране или существенно затормозить реализацию ею своих военных программ невозможно, необходима сухопутная операция. Поэтому Израиль, действуя только своими силами, может рассчитывать на достижение лишь ограниченных военных целей:

  1. Спровоцировать втягивание в военный конфликт против Ирана группы других государств, прежде всего США.
  2. Задержать на некоторое время реализацию ядерной программы Ирана.

По взглядам китайских специалистов возможный авиационный удар Израиля по Ирану может быть осуществлен по одному из трех направлений:

  1. 1. Северное направление. Израильским самолетам придется лететь на север, а затем на восток вдоль границы воздушного пространства Турции, вторгаясь в воздушное пространство Сирии и Ирака. Избрание этого маршрута маловероятно в силу его большой протяженности (более 2 тыс. км) и негативного отношения к Израилю со стороны Турции и Сирии, которые могут оказать израильской авиации противодействие на маршруте полета с неизбежным нарушением воздушного пространства этих стран.
  2. Центральное направление. Предполагает полет через территорию Иордании и Ирака. При наименьшей протяженности (1500-1800 км) этот маршрут предполагает проход через воздушное пространство Иордании, которая, опасаясь негативной реакции исламского мира (особенно после «арабской весны»), может не разрешить пролет израильских самолетов через свое воздушное пространство. Ирак существенного влияния на возможность удара по Ирану оказать не сможет, так как, не имея дееспособной системы контроля воздушного пространства он, вероятнее всего, при грамотном выборе маршрута вообще не сможет обнаружить израильскую авиацию в своем воздушном пространстве.
  1. Таким образом, наиболее вероятным маршрутом пролета израильской авиации следует признать центральный маршрут. При этом для его использования Израилю придется опереться на дипломатическую поддержку третьих стран, прежде всего, США, которые должны будут добиться согласия на пролет израильской авиации от Иордании. Если такого согласия добиться не удастся, то удар по Ирану со стороны Израиля станет маловероятным. Так как прорыв израильской авиации через воздушное пространство арабской страны, не предоставившей Израилю такой возможности, будет означать начало немотивированной войны против нее, то это может повлечь за собой всеарабскую войну против Израиля, учитывая исламизацию арабского мира по итогам «арабской весны». Однако даже если все дипломатические проблемы и будут разрешены успешно, длительная воздушная операция Израиля против Ирана будет оставаться, вероятнее всего, невозможной в силу удаленности объектов удара и необходимости многократного преодоления воздушного пространства сопредельных арабских государств, которые не захотят входить ради Израиля в жесткое политическое и военное противостояние с Ираном. Поэтому Израиль может рассчитывать на нанесение одного, в самом лучшем случае двух ударов по Ирану.Южное направление. Данный маршрут предполагает пролет через воздушное пространство Египта и Саудовской Аравии. Протяженность маршрута 2400-2600 км. Здесь также будут большие дипломатические проблемы, связанные с преодолением воздушного пространства Египта, а также отчасти и Саудовской Аравии, которая хотя и весьма обеспокоена ростом военного могущества и влияния Ирана (в том числе и на ее внутриполитическую ситуацию, через шиитское население), тем не менее, претендуя на роль лидера исламского мира, может не предоставить свое воздушное пространство боевым самолетам Израиля, понимая, что политические потери для нее в результате такого шага будут значительно серьезнее, чем эфемерный успех от израильского удара.

По мнению военных аналитиков Китая и большинства мировых военных аналитиков в качестве вероятных объектов удара Израилем могут быть избраны, прежде всего те, на которых проводится обогащение урана – завод по обогащению урана в Натанзе к югу от Тегерана и подземный завод в Фордо.

Кроме этого, удары могут быть нанесены по объектам, где предположительно будет производиться тяжелая вода, прежде всего строящийся в Араке реактор на тяжелой воде, и предприятия по переработке урановой руды, в первую очередь завод в Исфахане. Эти объекты имеют хорошую инженерную защиту. Так, установки по обогащению урана на предприятии в Натанзе находятся в заглубленном помещении, а основные производственные помещения завода в Фордо расположены глубоко под основанием горного массива. Поэтому обеспечить поражение этих объектов с применением обычных боеприпасов будет практически невозможно. Для этого Израиль будет применять специализированные бомбы, способные поражать подземные сооружения, в частности такие как GBU-28 весом 2269 кг с лазерным наведением, имеющие специальные проникающие боеголовки, а также 2000-фунтовые бомбы JDAM.

Эти боеприпасы способны поражать объекты, находящиеся на глубине от 10 до 20 м под землей и защищенные железобетонными перекрытиями толщиной до 2-х м. Для достижения максимального эффекта самолеты должны их сбрасывать с высоты 10-12 тыс. м. Однако, как свидетельствуют результаты анализа китайскими специалистами системы ПВО ИРИ, характер защиты важнейших объектов иранского ядерного комплекса не позволит обеспечить поражение всех перечисленных объектов даже с применением таких боеприпасов. В лучшем случае могут быть поражены вспомогательные объекты таких предприятий, имеющие меньшую защиту. Имея достаточно большой парк авиации, Израиль сможет привлечь к удару по Ирану только относительно ограниченное количество наиболее современных самолетов, обладающих наибольшим радиусом действия – F-15 и F-16 последних модификаций. На вооружении израильских ВВС имеется 72 истребителя F-15 модели А-D «Игл», 25 истребителей-бомбардировщиков F-15 модели I «Страйк Игл», 138 многоцелевых истребителей F-16 модели C-D «Файтинг Фалкон» и около 120 F-16 модели I. Истребители F-15 модели А-D «Игл» и истребители-бомбардировщики F-15 модель I «Страйк Игл» при полёте по смешанному профилю с ПТБ имеют боевой радиус около 1,3 тыс. км при возможности ведения боя в течение 5 мин. Многоцелевые истребители F-16 перечисленных моделей в ударном варианте с конформными баками и ПТБ, 2×907 кг бомбами при полете по профилю большая-малая-малая-большая высота имеют боевой радиус 1565 км, а в истребительном варианте с ПТБ, 2×AIM-120 и 2×AIM-9 до 1700 км на больших высотах. C учетом процента боеготовности (90 %) и необходимости выделения части авиации для обеспечения ПВО территории Израиля для удара по ядерным объектам Ирана может быть выделено: до 50 истребителей F-15 модели А-D «Игл», 25 истребителей-бомбардировщиков F-15 модели I «Страйк Игл» и до 180 многоцелевых истребителей F-16 модели C-D и I. Всего около 255 самолетов.

Учитывая необходимость построения боевого порядка и согласованного полета к цели такого количества самолетов, эффективный боевой радиус применения такой группировки будет существенно меньше, чем указанные выше для одиночных машин. Это, даже при полете по кратчайшему центральному маршруту, потребует проведения дозаправки в воздухе как минимум по одному разу при полете к цели и обратно. А при полете по южному маршруту – либо промежуточной посадки на аэродромах Саудовской Аравии либо не менее двух дозаправок в воздухе. На вооружении ВВС Израиля находится 10 самолетов-заправщиков КС-130Н, каждый из которых способен передать в воздухе до 20 т горючего, обеспечив одну дозаправку максимум 50 ударных самолетов. Это обстоятельство является вторым важнейшим ограничивающим действия израильской авиации фактором, который требует обеспечения ее удара американскими самолетами-заправщиками. США отчетливо понимают, что в случае удара Израиля по Ирану и ответных действий со стороны последнего они с большой вероятностью будут втянуты в войну против Ирана. Кроме того, скрыть факт американской поддержки израильской акции будет невозможно. Поэтому вероятность того, что США предоставят Израилю необходимое количество самолетов-заправщиков (20-30 машин), по крайней мере в ближайшее время, невелика.

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских военных специалистов о том, что возможность нанести удар по Ирану Израиль получит только в случае успешного разрешения всех дипломатических проблем и получения поддержки со стороны США самолетами-заправщиками. Преодоление этих ограничений является и своеобразным индикатором для военной разведки ИРИ при определении возможности нападения. Построение группировки израильской авиации, вероятнее всего, будет включать три основных эшелона: прорыва ПВО, ударного и выявления результатов удара. Учитывая опыт войн и военных конфликтов, в первый эшелон прорыва ПВО может быть включено до 70-80 самолетов, в числе которых может быть до 40 истребителей сопровождения, а остальные – самолеты групп подавления наземных средств ПВО и доразведки.

Ударный эшелон может насчитывать до 120 самолетов, из которых 80-90 будут составлять ударные группы, предназначенные для поражения объектов ядерного комплекса Ирана, а остальные – истребители сопровождения и боевого обеспечения. В эшелон выявления результатов удара может быть включено до 20-30 самолетов разведки и истребителей сопровождения. Глубина оперативного построения всей группировки может достигать 150-200 км, при общей продолжительности ее действий над территорией Ирана от 30 минут до часа. При этом боевой порядок должен быть эшелонирован по высотам как на маршруте полета, так и в районе боевых действий. Полет такого количества авиации на маршруте в едином боевом порядке и на больших высотах, согласованные действия и дозаправка в воздухе над территорией иного государства без активного использования средств связи практически невозможна. Это обстоятельство определяет чрезвычайную сложность для Израиля при обеспечении оперативной внезапности и делает практически невозможным обеспечение тактической внезапности удара. Так, всего с учетом возможного активного противодействия сил и средств ПВО Ирана израильтяне смогут вывести из строя на весьма ограниченный срок не более двух предприятий ядерного комплекса Ирана, что незначительно скажется на его ядерной программе. Если же противодействие иранской ПВО будет неэффективным, Израиль сможет вывести на достаточно длительные сроки (от года до 3-4 лет) все намеченные к поражению объекты (это 3-5 предприятий) и затормозить на 1-3 года развитие ядерной программы Ирана, что также не будет иметь решающего значения. Все вышеизложенное дает основание сделать вывод, что удар Израиля по объектам иранского ядерного комплекса не окажет существенного влияния на ход ядерной программы Ирана. Поэтому можно предположить, что целью этого удара, если он состоится, будет не столько нарушение ядерной программы Ирана, сколько стремление Израиля спровоцировать втягивание в войну против Ирана США и некоторых стран Европы и Ближнего Востока

52.29MB | MySQL:103 | 0,464sec