Ситуация в Марокко /август 2007г./

Главным событием августа в Марокко стал не теракт, совершенный боевиком-смертником 13 августа в Мекнесе — к сожалению, в королевстве уже привыкли к подобным происшествиям — а политическая принадлежность террориста. Если раньше теракт совершали боевики сравнительно немногочисленных экстремистских группировок, то на сей раз «отличился» активист пусть и не разрешенной, но терпимой властями исламистской организации «Аль-Адль валь-Ихсан» /»Справедливость и благочестие»/. Она считается самой влиятельной в Марокко среди прочих исламистских структур.

И пусть представитель «Аль-Адль» по понятным причинам поторопился отречься от Хишама Доккали, теракт, совершенный 30-летним боевиком, может указывать на тревожную тенденцию радикализации «Аль-Адль» в условиях, когда ее лидер Абдессалям Ясин стал слишком старым для того, чтобы сдерживать экстремистские выходки своих сторонников.

В то же время по данным следствия, Доккали вступил в ряды «Аль-Адль» еще в 1998г., когда он изучал математику в университете Танжера. Затем в 2001г.завершил курс обучения в престижной Инженерной школе Хасания в Касабланке. Все то же следствие установило, что и в этот период он поддерживал тесные связи с «Аль-Адль». Впрочем, нельзя исключать, что следствие подтасовало факты для обвинения скромного чиновника налоговой службы в принадлежности к «Аль-Адль» с тем, чтобы обрушить на последнюю кампанию репрессий, как это уже бывало не один раз в предыдущие годы.

Что касается самого теракта, то при его совершении Доккали совершил неудачную попытку подрыва баллона с газом близ автобуса с иностранными туристами. В результате тяжелые ранения получил сам террорист, никто из окружавших его лиц не пострадал.

В августе дальнейшее развитие получил скандал, связанный с еженедельником «Аль-Ватан». Ранее марокканские власти арестовали двух журналистов этого издания, которые опубликовали ряд конфиденциальных документов спецслужб, связанных с введением в июле в Марокко усиленных мер безопасности. Карательные санкции были предприняты в отношении 43-летнего руководителя еженедельника Абдеррахима Арири и журналиста Мустафы Хормата Аллаха, а также тех, кто передал им документы, относящиеся к ведению одной из контразведывательных служб Дирексьон де ля сюрте дю территуар /ДСТ/ и 5-го бюро /Служба военной разведки и контрразведки/. Еще 29 июля стало известно, что военный трибунал Рабата приступил к рассмотрению дела восьми офицеров, обвиненных в разглашении секретных сведений. Среди них, в частности, полковник королевских ВМС Мохаммед Фадель.

15 августа уголовный суд Касабланки приговорил к 8-ми месяцам тюрьмы строгого режима М.Х.Аллаха и к шести месяцам тюрьмы условно — А.Арири. Предыдущий случай осуждения марокканского журналиста к содержанию в тюрьме строгого режима относится к 2003 году. Новый приговор журналистов сразу же попал под огонь критики со стороны профессиональных и правозащитных организаций Марокко, а также со стороны международной организации «Репортеры без границ» /РБГ/. «Этот приговор отражает пренебрежение /марокканскими властями/ положений международного права, которое утверждает, что не бросают в тюрьму журналиста за то, как он исполняет свои профессиональные обязанности», — отмечалось в заявлении РБГ. В нем «с сожалением констатировалось, что продолжает расти пропасть между обязательствами марокканских властей в части, касающейся демократизации королевства, и текущей практикой все тех же властей».

Не менее суровый приговор неделей ранее прозвучал в отношении восьми военных, проходивших по делу «Аль-Ватан». Они получили от шести месяцев до пяти лет тюрьмы строгого режима. В частности, по максимуму получил капитан Мохаммед Мааджи, признавший, что именно он передал журналистам «Аль-Ватан» конфиденциальные документы. Капитан объяснил свои действия тем, что был неудовлетворен «оценкой его работы прямыми начальниками, а также проблемами, связанными с психикой». Его адвокат в этой связи потребовал, чтобы дело его подзащитного было выделено из общего производства в отдельное. Он также потребовал провести психиатрическое обследование своего подзащитного, однако это требование было отклонено военным трибуналом.

Пять лет получил и бывший помощник главы 5-го бюро Хасан Басин. В ходе следствия он утверждал, что «передал журналистам фальшивые документы с тем, чтобы через них получить достоверную информацию». Шестеро других осужденных, среди которых — трое полковников, признали, что имели контакты с журналистами, однако они утверждали, что не передавали им какую-либо конфиденциальную информацию.

Из других событий на антитеррористическом «фронте» следует отметить начавшийся 2 августа в Сале суд над 9-ю марокканцами, обвиняемыми в намерении перебраться в Алжир с тем, чтобы присоединиться к «Аль-Каиде в странах исламского Магриба» /АКМ/. Уроженцы Уджды, Надора и Феса были арестованы в районе Уджды при попытке перебраться в Алжир. Точная дата ареста неизвестна, однако ясно, что они попалит в руки марокканских спецслужб после того, как 6 июля в Марокко был объявлен максимальный уровень террористической опасности.

27 августа в Париже в возрасте 69-ти лет скончался бывший «серый кардинал» покойного монарха Хасана П Дрис Басри. Этот человек получил статус самого доверенного лица отца действующего монарха вместе с постом главы министерства внутренних дел, который он занимал в течение 20-ти лет. С 1985 года он кроме МВД курировал и министерство информации королевства — сочетание, ставшее марокканским ноу-хау. После отстранения Басри от дел в 1999 году — через несколько месяцев после интронизации Мохаммеда У1 — в чем только его не обвиняли в одночасье осмелевшие представители марокканских СМИ. Что касается отношения к Басри автора этих строк, несколько раз «пересекавшегося» с экс-министром, то он полагает, что покойник — что бы ему сейчас не вменялось в вину — просто был умным, верным и преданным слугой своего хозяина. Это отличало его в выгодную сторону от генерала Мохаммеда Уфкира и Ахмеда Длими — «доверенных лиц» прежнего марокканского монарха, предавших Хасана П и организовавших серию попыток госпереворотов в начале 70-х годов прошлого столетия. Басри стал третьим и последним доверенным /без кавычек/ лицом современника Сталина, Рузвельта и Черчилля. Похоронили Басри в Рабате 29 августа. Действующую власть на церемонии похорон представлял в единственном числе действующий глава МВД Шакиб Бенмуса.

10 — 11 августа близ Нью-Йорка прошел второй раунд прямых переговоров между Марокко и сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО, проводимых под патронажем ООН. Как и ожидалось, никаких результатов не было достигнуто, поскольку стороны придерживаются диаметрально противоположных подходов к проблеме западносахарского урегулирования. Единственный результат встречи — стороны договорились продолжить контакты. Ожидается, что третий раунд переговоров состоится до начала 2008 года, возможно, в одной из европейских стран. Как известно, Фронт ПОЛИСАРИО требует проведения под эгидой ООН референдума о будущем сахарских провинций, который предложит сахарцам три возможных выбора: марокканскую принадлежность этой территории, независимость или автономию под эгидой Рабата. Со своей стороны Марокко называет третий вариант единственно возможным выбором, позволяющим всем сторонам сохранить свое лицо. Что касается самой идеи референдума, то она ущербна по определению — это прекрасно показала практика конца 90-х годов прошлого столетия, когда стороны не смогли договориться /и никогда не договорятся/ относительно состава избирательного корпуса.

Из военных новостей следует отметить сообщение об участии Марокко в многонациональных учениях «Флинтлок-2007», проводимых в конце августе — начале сентября на территории Мали под эгидой США. Кроме американских военных в них участвуют представители 13-ти стран Африки и Европы. Объявленная главная цель учений — обучение африканских партнеров планированию, обеспечению и проведению антитеррористических операций. На учениях, проводимых в рамках программы «транссахарского партнерства в борьбе против терроризма», кроме американцев представлены военные из Алжира, Буркина-Фасо, Мавритании, Марокко, Нигера, Нигерии, Сенегала, Туниса, Чада, а также от Великобритании, Нидерландов и Франции.

Другая новость, имеющая определенное отношение к марокканским военным, пришла 21 августа из Сенегала. В тот день официальный Дакар объявил, что с 2005 года использует марокканский опыт по провоцированию осадков с целью борьбы с поразившей эту страну засухой. Стоит напомнить, что после войны во Вьетнаме американцы именно в Марокко в начале 90-хь годов прошлого столетия проводили опыты по провоцированию осадков в пустынной местности. Затем, по имеющейся информации, они передали свои технологии марокканцам. В Марокко этими вопросами занимаются ВВС и королевская жандармерия.

Главной экономической новостью августа стало официальное открытие нового порта Танжер-Мед на средиземноморском побережье Марокко. Новый порт находится примерно в 30-ти км к востоку от Танжера. Первым кораблем, который он принял, стал один из самых больших контейнеровозов в мире «Эвелин Маерск», способный перевозить 11 тысяч контейнеров. К 2012 году, когда строительство Танжер-Мед будет завершено, он сможет обрабатывать 8,5 млн контейнеров в год. Новый порт несет определенную политическую нагрузку — он замышлялся в период осложнения мароккано-испанских отношений как основной конкурент испанскому Альхесирасу.

52.28MB | MySQL:103 | 0,534sec