Оценки китайских специалистов некоторых аспектов поставки зенитно-ракетных систем С-400 в Турецкую Республику

Как сообщают СМИ КНР, в конце сентября 2019 г. на авиационную базу ВВС Турецкой Республики Murted Akinci совершили посадку тяжелые транспортные самолеты Ан-124-100 военно-транспортной авиации ВКС РФ со второй партией зенитно-ракетных системы С-400 «Триумф». Поставка первой партии была выполнена (раньше срока на три месяца) также самолетами ВТА ВКС РФ, а именно: АН-124-100 (бортовые номера RA-82038, 82013,82014) и грузовые самолеты Ил-76 (бортовые номера RA76363, 76841) МЧС РФ. Привлечение самолетов спасательной авиации указывает на возможность взаимодействия оборонно-промышленного комплекса РФ с МЧС при выполнении заданий государственной важности.

Использование тяжелых транспортных самолетов позволяет сократить сроки поставки – продолжительность прямого рейса с аэродрома Мигалово до АвБ Murted Akinci составляет всего 2 часа (1400 км по прямой). Кроме того, доставка авиационным способом позволяет исключить риски повреждения техники при перегрузке с железнодорожных платформ на грузовые суда, позволяющие перевозить подобные крупногабаритные машины. Следует отметить, что основной и запасной боекомплект зенитных управляемых ракет к ЗРС С-400 доставлены в Турцию морским путем.

Кадровый аспект

Одновременно с доставкой первой партии ЗРС на турецкую авиабазу прибыли специалисты для отладки систем на месте. По данным китайских источников, Командование ПВО Турции еще в начале мая 2019 г. направило в РФ группу военнослужащих – операторов боевых постов и технических специалистов (около 20 человек) для прохождения подготовки.

Вторая группа турецких военных в количестве 80 человек прибыла в РФ в июле (по другой версии в августе) 2019 г. также для подготовки к работе на С-400. По оценкам китайских аналитиков, военнослужащие ПВО Турции смогут самостоятельно нести боевое дежурство на С-400 не ранее чем с декабря 2019 г.

Одновременно с передачей техники и боеприпасов российская сторона также предоставила турецким партнерам технологическую документацию на ряд комплектующих, которая позволит предприятия ОПК Турции наладить выпуск некоторых сменно-запасных частей, узлов и агрегатов и снизить стоимость технического обслуживания ЗРС в будущем. Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают высокую сложность конструирования ЗРС С-400 и полагают, что турецким инженерам и оружейникам не удастся в кратчайшие сроки скопировать даже часть данной системы, чтобы внедрить ее элементы в свою продукцию.

Аспект размещения дивизионов ЗРС

В отношении АвБ Murted Akinci, которая расположена на незначительном удалении к северо-западу от Анкары известно, что турецкие военные инженеры провели модернизацию данного пункта базирования с учетом развертывания одного дивизиона С-400, который будет обеспечивать защиту столичного региона. В данном аспекте отметим, что С-400 может функционировать полностью автономно, т.е. без подключения к национальной системе ПВО Турции, которая, по мнению Р.Т.Эрдогана чрезвычайно «вестернизирована» и нуждается в серьезной перестройке. Именно независимая работа С-400 позволяет операторам данной системы уверенно действовать даже в условиях активного радиоэлектронного и сетевого противодействия любого вероятного противника.

По данным китайских источников, личный состав рассматриваемой АвБ был подвергнут жесточайшим проверкам на благонадежность и лояльность к действующему президенту. Очевидно, что повод к жестким кадровым «чисткам» — неудачная попытка политического переворота в Турции, который был организован внешними силами. После этих событий, Президент ТР Реджеп Тайип Эдоган  в полной мере осознал, что с учетом  внешней и внутренней политики его может ожидать судьба лидера Ирака – Саддама Хусейна.

Китайские обозреватели отмечают, что турецкие военные не будут сосредотачивать два полка С-400 в западных регионах страны, а наоборот распределят дивизионы по нескольким военным базам. В качестве одного из наиболее вероятных пунктов постоянной дислокации С-400 может выступать АвБ «Инджирлик», что позволит турецким военным взять под радиолокационное наблюдение приграничные с Сирией районы, часть акватории Средиземного моря и другие важные регионы страны. При таком размещении с большой долей вероятности официальная Анкара получит ноту протеста от союзников по НАТО, которые дислоцируют свои военные самолеты на указанной АвБ.

В качестве третьего места дислокации одного из дивизионов С-400 турецкие военные могут выбрать подконтрольную часть острова Кипр и тем самым они смогут наблюдать за действиями как союзников по НАТО, так и за полетами самолетов оперативно-тактической и разведывательной авиации ВВС Израиля. При таком размещении, свое недовольство однозначно выразит официальный Лондон, поскольку ВВС Великобритании базируют на данном острове новейшие истребители F-35. В свою очередь, Израиль также не будет рад такому близкому размещению С-400 и с большой долей вероятности постарается оказать давление на Анкару с тем, чтобы Командование ПВО Турции не размещало рассматриваемую ЗРС на о.Кипр.

Некоторые китайские аналитики отмечают, что один из дивизионов С-400 ПВО Турции вполне может «внезапно» оказаться на территории Эмирата Катар с которым у официальной Анкары установлены достаточно тесные военно-политические контакты. Подобный «сюрприз» будет равно неприятен как для Королевства Саудовская Аравия, так и для США.

 Военно-технический аспект

Как отмечают китайские аналитики, основной положительный момент российских ЗРС — высокие тактико-технические характеристики, к которым западные конкуренты даже не могут приблизиться. Фактически, С-400 «на голову» превосходит иностранных конкурентов по дальности обнаружения (по некоторым оценкам до 600 км для истребителей третьего и четвертого поколений) и перехвата аэродинамических целей, а также по количеству одновременно сопровождаемых воздушных объектов.

Очевидно, что турецкие военные в полной мере осознают широкие тактические возможности ЗРС российского производства, поскольку в транспортно-пусковые контейнеры могут быть установлены зенитные управляемые ракеты восьми разных моделей, позволяющие поражать цели на дальности до 250 км.

По оценкам китайских специалистов, турецкие военные смогли оценить возможности российских ЗРС С-300 на примере комплексов, поставленных в Исламскую Республику Иран, Социалистическую Республику Вьетнам, Алжир, Армению и другие страны с разными климатическими условиями.

Промежуточный итог

В дополнение к вышесказанному отметим, что китайские обозреватели и аналитики пристально наблюдают за размещением С-400 в Турции, поскольку полагают, что американские спецслужбы и военные постараются склонить турецких военных к сотрудничеству в целях получения доступа элементной базе С-400 для ознакомления с реальными возможностями данной системы. Подобные сведения необходимы для  последующей выработки рекомендаций ВВС и ОПК США по разработке тактических приемов и оборудования, позволяющих  нивелировать возможности С-400 в вероятном вооруженном конфликте. Вероятность доступа американских военных и технических специалистов полностью исключать не приходится, поскольку официальная Анкара вполне способна вести «двойную игру» в своих интересах.

           Военно-политический аспект

Китайские специалисты отмечают, что официальный Вашингтон начал оказывать давление на Р.Т.Эрдогана сразу после получения достоверной информации о намерениях военно-политического руководства Турции приобрести в РФ партию ЗРС С-400. Американские политики, законодатели и высокопоставленные военные неоднократно предупреждали официальную Анкару о возможных последствиях военно-технического сотрудничества с РФ, однако Р.Т.Эрдоган в ответных выступлениях назвал США «бумажным тигром», а угрозы со стороны Д.Трампа «пустой болтовней, которая никогда не будет реализована».

По словам  турецкого президента, «выбор страны-поставщика ВВТ для национальной обороны это суверенное право Турции». Вполне очевидно, что Р.Т.Эрдоган усвоил уроки истории и в полной мере осознал, что наступательный потенциал для создания «Новой Оттоманской империи» должен базироваться на прочной системе обороны и защиты, неотъемлемой частью которой и являются ЗРС С-400 «Триумф»,а в последствии и С-500 «Прометей», которые должны поступить на вооружение ПВО РФ в ближайшее время.

Подобная позиция руководителя турецкого государства основана на важности ВС ТР для НАТО в целом и необходимости «турецких активов» для ВС США, в частности. Как известно, Турция обладает вторыми по численности ВС среди стран-членов НАТО. Кроме того, ВС США дислоцируют свои подразделения на 10 различных военных базах в Турции, а также Стратегический командный оперативный центр (СКОЦ) ВС США, операторы которого управляют действиями подразделений в странах Северной Африки и Ближнего Востока. При ухудшении военно-политических отношений (тенденция наблюдается фактически с лета 2016 г.), официальная Анкара может потребовать вывода американских военных и закрытия СКОЦ, что приведет к серьезным последствиям для США.

Китайские аналитики отмечают уверенность руководителя турецкого государства в ОПК РФ, поскольку для официальной Москвы контракт на поставку С-400 имеет и региональное стратегическое значение. Фактически, это возможность при минимальных рисках «утереть нос» США и ЕС, которые традиционно считались основными военно-техническими партнерами Анкары.  Официальному Вашингтону необходимо проявить смекалку и сообразительность в вопросе продолжения сотрудничества с Анкарой поскольку без турецкого содействия невозможны достаточно чувствительные операции в сопредельной Сирийской Арабской Республике

Экономический аспект

Обозреватели китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий пристально наблюдают за процессом поставки двух полковых комплектов зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф» в Турецкую Республику, который проходит с опережением графика, оговоренного в российско-турецком контракте стоимостью 2,5 млрд долл. США из которых 55% это кредитные средства, которые официальная Москва выделила Анкаре в рамках данной поставки. Китайские аналитики отмечают, что решение о выдели турецким военным кредита было заимствовано военно-политическим руководством РФ из мировой практики торговли вооружением и военной техник и вполне отвечает коренным интересам российской экономики, поскольку при таком формате сотрудничества финансовые средства остаются в РФ.

Вторая составляющая экономического аспекта российско-турецкого контракта по С-400 состоит в том, что при равном количестве пусковых установок и зенитных управляемых ракет (в количестве 120 ед.) стоимость ЗРС серии Aster европейского производства составит 4 млрд долл. США, американские ЗРС типа MIM-104 PAC3 будут стоить около 6 млрд долл. США, а самый дешевый вариант – китайские ЗРС «Красное знамя-9» могут обойтись в 3 млрд долл. США.

Завышенная стоимость и неоднозначные технические возможности американских ЗРС были продемонстрированы всему миру в рамках ракетного удара йеменских хоуситов по объектам национальной нефтедобывающей компании Saudi Aramco. Для сравнения страны, ВС которых имеют на вооружении ЗРС С-300, оставляют свои воздушные границы нетронутыми.

Военно-технические последствия поставки С-400 для Турции

Китайские аналитики отмечают, что решимость президента ТР Реджепа Тайипа Эрдогана в вопросе приобретения С-400 привела к серьезным осложнениям для турецкого ОПК, а именно для тех предприятий, которые ранее приобретали разработки и комплектующие в США и Великобритании. Первыми пострадали авиаремонтные предприятия ОПК Турции, поскольку американская сторона остановила поставки сменно-запасных частей для истребителей F-16, которые составляют основу боевой авиации ВВС Турции. В данном аспекте отмечается прямая и серьезная зависимость обороноспособности Турции от поставок комплектующих из США. Кроме  того, США применяют положения «Закона о борьбе с оппонентами США посредством санкций» в отношении других предприятий ОПК Турции, а именно заблокировали поставки турбовальных двигателей и других компонентов, необходимых для серийного строительства легких ударных вертолетов Т-129 АТАК. Очевидно, что такое осложнение в военно-техническом сотрудничестве самым серьезным образом повлияет на ход выполнения опытно-конструкторских работ по перспективному среднему ударному вертолету Т-130 АТАК 2.

Кроме приостановки поставок СЗЧ для обслуживания истребителей F-16 и силовых агрегатов для вертолетов Т-129 официальный Вашингтон вполне может нарушить «букву договора» и исключить Турцию из списка участников программы разработки и серийного строительства малозаметного истребителя пятого поколения F-35 Lightning II, что повлечет серьезные политические, имиджевые и финансовые последствия для США. Следует отметить, что в документах, регламентирующих участие в проекте F-35 не предусмотрена возможность исключения страны-участницы. К настоящему моменту, на территории США находятся на хранении четыре F-35, предназначенные для ВВС ТР, подготовлено не менее четырех пилотов, а также более 20 специалистов группы наземного инженерного обеспечения, однако официальный Вашингтон приостановил действие данной программы и отказывается передавать самолеты.

Как отмечают китайские специалисты на предприятиях ОПК Турции осуществляется выпуск 935 компонентов (элементы фюзеляжа и другие детали) для истребителей F-35, а также сборка центроплана, а исключение Анкары из программы серийного строительства повлечет за собой срыв сроков поставок для остальных заказчиков. Фактически действия США подрывают боеготовность ВВС Турции, а также срывают планы перевооружения ВВС и формирования первого морского авианосного соединения ВМС Турции. Одновременно се6реьзный удар был нанесен по программе разработки малозаметной крылатой ракеты воздушного базирования SOM, которую турецкие оружейники создавали именно из расчета применения F-35 как самолета-носителя.

Китайские аналитики отмечают, что при всех сложностях в военно-техническом сотрудничестве с США именно президент Турции сохраняет гибкость и отмечает, что при определенной обстановке возможно рассмотрение условий контракта на поставку ЗРС MIM-104 PAC 3.

В дополнение к вышесказанному отметим, что, по данным китайских источников, особый интерес к ЗРС С-400 имеется у военно-политического руководства Королевства Саудовская Аравия и Эмират Катар. Всего около 14 государств по всему миру намерены приобрести ЗРС С-400 «Триумф» в России, поскольку это самая дешевая система ПВО большой дальности из существующих в мире. Приобретение такой ЗРС позволит некоторым иностранным государствам инвестировать внушительные доли в программу серийного выпуска ЗРС С-500.

По информации китайских специалистов, военно-политическое руководство Турции также планирует вложить значительные финансовые средства в программу серийного изготовления С-500, поскольку данная система обладает расширенными возможностями в вопросе перехвата баллистических целей.

52.28MB | MySQL:103 | 0,633sec