О расширении экономического сотрудничества между Ираком и КНР

На фоне социальных протестов, продолжающихся в Ираке с 20 сентября с.г., правительство этой страны изыскивает средства для улучшения экономической ситуации, как опираясь на внутренние ресурсы, так и пытаясь привлечь иностранных инвесторов. Народные протесты в Ираке уже стали традиционным явлением. В 2016 году протестующие под руководством известного шиитского политика и религиозного деятеля Муктады ас-Садра штурмовали «Зеленую зону» Багдада. В июле-августе 2018 года произошли массовые волнения в шиитских провинциях на юге Ирака, в частности, в Басре. При этом в нынешнем году в отличие от прошлых лет протестные выступления являются стихийными и не имеют четко выраженного политического подтекста. Причиной данных митингов и демонстраций, часто перерастающих в насильственные действия, являются крайне низкий уровень жизни большинства иракцев, высокая безработица   и отсутствие во многих провинциях доступа к базовым нуждам: чистой питьевой воде и электроэнергии. В последние годы в Ираке наблюдается нефтяной бум. Добыча нефти в Ираке в 2017 году составила рекордные 4 млн 465 тысяч баррелей в сутки. Однако внутриполитические проблемы, продолжавшаяся до 2017 года война против террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) и значительная коррупция приводят к тому, что большинство иракцев не получают выгоды от нефтяных сверхдоходов. По оценкам Transparency International, утечка капиталов, украденных коррупционерами из этой ближневосточной страны, составила 450 млрд долларов.

Тем не менее, правительство Ирака вынашивает ряд амбициозных проектов, включая создание современной системы энергоснабжения, проектов по добыче и использованию природного газа (в настоящее время большая часть газа и значительная часть электроэнергии импортируются из Ирана), модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В поисках путей для реализации этих проектов правительство обращается в том числе к китайским инвесторам. Китайские нефтяные компании успешно работают в Ираке с 2009-2010 годов. В 2009 году конкурс на эксплуатацию месторождения «Румейла» (17,8 млрд баррелей) выиграл альянс British Petroleum и китайской компании CNPC. CNPC в союзе с французской компанией Total (25%) и малайзийской Petronas (25%) получила также месторождение «Халфайя» к юго-востоку от города Амара. китайская компания  «Женхуа» (полное название China ZhenHua Oil Co., Ltd.) проводит в настоящее время переговоры с Директоратом по контрактам и лицензированию Министерства нефти Ирака касательно работ на Восточном Багдадском нефтяном месторождении, находящемся в управлении «Серединной нефтяной компании» (Midland Oil Company, MdOC). Это месторождение, оценочно располагающее 8 млрд баррелями нефти производит на сегодня всего 10 тысяч баррелей нефти в сутки. Привлечение к добыче «Женхуа» по расчетам Министерства нефти Ирака позволит увеличить добычу до 40 тыс. баррелей нефти и 20 млн куб. футов связанного газа. КНР является значительным импортером нефти из Ирака. После выхода США из СВПД в 2018 году и объявления новых американских санкций против этой страны Пекин сократил импорт нефти из Ирана в пользу иракского направления. В результате Ирак вошел в тройку основных поставщиков нефти в КНР наряду с Саудовской Аравией и Анголой. Правда, в последнее время это место у Ирака все более оспаривает Россия. Объем двусторонней торговли Ирака с КНР достиг 30 млрд долларов. Китайские инвестиции в экономику этой ближневосточной страны составляют 20 млрд долларов, в основном в нефтегазовый сектор или в строительство электростанций в составе международных консорциумов.

В сентябре с.г. правительственная делегация Ирака во главе с премьер-министром Аделем Абдель Махди посетила Китай. Основным вопросом на переговорах стало обсуждение сделки «нефть в обмен на реконструкцию». Как планируется, китайские компании будут работать в Ираке в обмен на поставки нефти в ежесуточном объеме в 100 тысяч баррелей в КНР. В настоящее время это ближневосточное государство нуждается в 88 млрд долларов для восстановления своей инфраструктуры, разрушенной пятнадцатью годами конфликтов.  По словам Аделя Абдель Махди, в случае реализации данного проекта 20% иракского экспорта нефти будет приходиться на Китай. Премьер отметил: «Мы согласились с Пекином о создании совместного инвестиционного фонда, наполнение которого будет происходить за счет доходов от нефти».

Необходимо отметить, что Багдад и ранее пытался установить с КНР отношения стратегического партнерства в экономике.  В 2015 году, когда Адель Абдель Махди занимал пост министра нефти в кабинете Хайдера аль-Абади, Ирак официально присоединился к китайской программе «Один пояс, один путь». Был принят протокол о намерениях о поставках иракской нефти в обмен на китайские инвестиции и участие компаний из КНР в строительстве и промышленном развитии Ирака. Китайской стороне предоставили 100 перспективных проектов в Ираке. Однако из-за долгого правительственного кризиса после парламентских выборов 2018 года, когда почти год иракские политики не могли сформировать правительство, эта программа оказалась нереализованной.

В настоящее время Ирак находится в процессе принятия  закона, регулирующего работу Совета по реконструкции во главе с премьер-министром, который будет рассматривать и принимать все проекты стоимостью более 210 млн долларов. Данная мера направлена на борьбу с коррупцией, так как отраслевые министерства и провинциальные советы уже не смогут самостоятельно распоряжаться такими большими суммами. Министр электроэнергии Ирака Луай аль-Хатыб написал на своей страничке в «Фейсбуке»: «Китай является первым кандидатом на роль нашего стратегического партнера в долгосрочном плане. Мы начинаем с позиции в 10 миллиардов долларов, вырученных от нефти, в обмен на участие китайских компаний в инфраструктурных проектах. Китайское финансирование имеет тенденцию к увеличению в связи с ростом нашей нефтедобычи. Эти деньги будут использоваться с большим отличием от нашей предыдущей экономической политики. Они  будут направлены на инвестиции, строительство и операционализацию Совета по реконструкции». Сообщается, что в ближайшее время в Ирак прибудет китайская делегация для обсуждения таких проектов как скоростной поезд (наземное метро) в Багдаде и международный аэропорт в Насирии.

Советник премьер-министра Ирака Абдель Хусейн аль-Ханин отметил в интервью порталу «Аль-Монитор»: «Сделка между правительствами наших стран рассчитана на 20 лет. Согласно этому соглашению мы будем поставлять китайцам 3 млн баррелей нефти каждый месяц. Поставки будут проводиться по мировым ценам. На сегодняшний день это 180 млн долларов США».

Необходимо отметить, что в последнее время иракское руководство прилагает усилия для того, чтобы диверсифицировать свои экономические связи. До сих пор главными акторами на иранской экономической сцене были США и Иран. Ирак серьезно зависит от импорта электроэнергии и природного газа из ИРИ. Что касается американской стороны, то компании из США занимают серьезные позиции в нефтяном секторе Ирака. Речь идет, прежде всего, об Exxon Mobil, подписавшей с правительством Ирака в апреле 2018 года меморандум о развитии грандиозного «Южного мегапроекта». Помимо эксплуатации одного из крупнейших иракских нефтяных месторождений «Западная Курна-1»  эта компания анонсировала свое участие в строительстве двух нефтепроводов по дну Персидского залива, а также проект по отработке применения технологии биполярной электрочастотной очистки нефти. Речь идет о применении горизонтальных электростатических нефтяных дегидраторов и сепараторов – сложного, но достаточно эффективного оборудование для обезвоживания и обессоливания нефти. Общая стоимость «Южного мегапроекта» была оценена в 53 мллр долларов.

Однако в последнее время иракское руководство приняло решение об ограничении участии   Exxon Mobil в «Южном мегапроекте». В частности, проект двух нефтепроводов был отдан британской компании British Petroleum и итальянской Eni. Одновременно кабинет министров отдал немецкой компании Siemens контракт стоимостью в 15 млрд долларов по реабилитации системы энергоснабжения в стране, который ранее был обещан американской General Electric. В то же время некоторые эксперты считают, что именно китайско-американские отношения могут стать помехой в реализации китайских инвестиций. Если китайско-американская торговая война будет окончена компромиссом на выгодных для Пекина условиях, то в качестве отступного китайская сторона может отказаться от осуществления масштабных проектов в  Ираке.

52.2MB | MySQL:103 | 0,470sec