Воздушный транспорт Катара, как и в других государствах-членах ССАГПЗ, является одним из основных и перспективных направлений для диверсификации экономического развития. Основное предназначение отрасли не ограничивается обеспечением логистическими услугами собственных граждан и трудовых мигрантов, а также предприятий, осуществляющих экспорт и импорт товаров. Гражданская авиация развивает ряд других направлений, в том числе расширяет долю эмирата на мировом рынке воздушных перевозок и способствует превращению страны в логистический хаб.
Важным преимуществом Катара, как и всех государств-членов ССАГПЗ, является его географическое расположение, которое способствует спросу на использование инфраструктуры эмирата в качестве транзитного пункта между АТР, Америкой и Европой, а также Африкой. В период с 2011 по 2015 гг. регион демонстрировал ежегодное увеличение рынка авиаперевозок на 12 %, что вдвое выше среднемирового показателя 6 %. Согласно некоторым прогнозам, темпы расширения сектора в государствах ССАГПЗ в следующие годы будут скромнее, но АТР и страны Персидского залива будут являться самыми быстрорастущими рынками авиаперевозок в течение следующего десятилетия, увеличиваясь на 5 – 6 % в год. Самые высокие темпы роста количества перевозимых пассажиров за период с 2004 по 2014 гг. в государствах-членах ССАГПЗ продемонстрировала компания Emirates (19 % ежегодно), на втором месте Qatar Airways (17 % ежегодно). При этом Катар, хотя и уступает ОАЭ по количеству пассажиров, обслуживаемых в национальных аэропортах (Доха, с 2014 года – Хамад), до событий 2017 года демонстрировал самые высокие темпы роста по этому показателю и является сегодня вторым по загруженности в регионе (с 3,7 млн в 2004 до 10 млн в 2014 и до 30 млн в 2016). Для сравнения: Аль-Мактум (Дубай) – более 70 млн пассажиров, Абу-Даби – более 16 млн пассажиров (данные 2016 года). По данным агентства Bloomberg, по состоянию на 2016 год Qatar Airways является вторым перевозчиком после Emirates на всем Ближнем Востоке, удерживая 17 % от общего объема грузовых и пассажирских перевозок региона. Количество обслуживаемых маршрутов по состоянию на 2017 год было 150, в том числе 30 – в города с населением более 10 млн человек. По итогам 2016 года авиакомпания выполнила боле 165 тыс. пассажирских рейсов, перевезла 32 млн человек, а Qatar Airways Cargo (дочерняя структура) осуществила транспортировку более 954 тыс. тонн грузов. Помимо компаний, обслуживающих процесс перевозок и самолетный парк, в состав Qatar Airways входят аэропорт Хамад, сеть отелей, магазинов беспошлинной торговли, сервисные и охранные предприятия, которые являются дочерними структурами. Помимо обслуживания и обеспечения деятельности аэропорта и авиаперевозок, на группу компаний возлагается и функция по развитию туризма.
Большая часть авиаперевозок Qatar Airways приходятся на далекие расстояния (средняя протяженность маршрута – около 2 500 км), наиболее активно присутствие в Европе, Северной Америке, АТР, Австралии, Восточной Африке. В настоящее время в качестве приоритетного направления для расширения присутствия рассматривается ЕС, осуществляются переговоры об облегчении доступа для катарской группы компаний. Менее интенсивно расширяются позиции в Южной Америке, в Западной и в Центральной Африке.
Существенную роль играет и наличие мощного финансового ресурса у эмирата, который позволяет инвестировать в проекты по развитию инфраструктуры, создание современного флота авиационной техники и обеспечивать высокий уровень сервиса. Особенностью Катара, как и всего региона ССАГПЗ, является высокая доля присутствия государства на рынке авиаперевозок. Так, с момента создания в 1994 году 50 % акций Qatar Airways принадлежали государству, остальные – частным инвесторам, но в 2013 году компания стала полностью государственной. Очевидно, что развитие сектора авиационных перевозок рассматривается правительством эмирата в качестве одного из приоритетных направлений дальнейшего развития страны, поэтому группа компаний Qatar Airways пользуется широкой системой субсидирования, объемы которой в 2000 – 2010-х гг. исчисляются десятками миллиардов долларов США. При этом стоит отметить, что сфера развития транспортной инфраструктуры остается одной из приоритетных во всех государствах-членов ССАГПЗ, однако объемы инвестиций в Катаре превосходят аналогичные показатели соседних стран. К примеру, стоимость строительства аэропорта Хамад (16 млрд долл. США) является самой высокой из всех логистических проектов региона. Кроме того, ряд инициатив по расширению и модернизации строительства инфраструктуры для авиаперевозок в ССАГПЗ были свернуты или отложены (например, в ОАЭ), тогда как в случае Катара подобной тенденции не наблюдается.
При этом неоднократно отмечалось, что далеко не все направления авиакомпании являются оправданными с экономической точки зрения. Например, регион Восточной Европы, Австралия, США не предлагают тот объем спроса, который достаточен для обеспечения рентабельности при такой интенсивности полетов. Вероятно, «вспомогательной» целью Qatar Airways является продвижение имиджа Катара и напоминание миру о существовании страны. Ввиду этого реальная доля рынка перевозок в авиакомпании, по всей видимости, существенно ниже ее присутствия в мире, а сама она является не только бизнес-структурой, но и неким брендом, продвигаемым за счет государственных средств, что не всегда оправдано с точки зрения экономических интересов.
Точная статистика доли отрасли в экономике страны отсутствует, но приблизительные подсчеты указывают 10 млрд долл. США по итогам 2016 года, или 6 % в ВВП эмирата. Количество рабочих мест, которые обеспечивает группа компаний – более 45 тысяч.
Самолетный парк состоит из более чем 250 единиц, при этом он является одним из самых молодых в мире (средний возраст менее 5 лет). Как эксплуатируемая техника, так и планируемая к поставкам (по утверждению авиакомпании, заказано более 250 единиц) представлена производителями Airbus и Boeing, последний доминирует в секторе грузовых перевозок. По информации телеканала «Аль-Джазира», особую важность сотрудничества с Катаром в сфере поставок авиационной техники для экономики США была подчеркнута лично президентом Д. Трампом. Однако возникает вопрос, для чего крошечному эмирату такой огромный флот гражданской авиации стоимостью в несколько десятков миллиардов долларов при том, что рынок авиаперевозок не растет такими высокими темпами. По всей видимости, Доха намеревается расширять присутствие во многих регионах, в первую очередь отнимая часть рынка у конкурентов.
Важным конкурентным преимуществом для всего региона ССАГПЗ пока является более дешевая стоимость топлива (на 5 % ниже чем среднемировое значение в 2015 году) для авиационной техники.
В отличие от других стран ССАГПЗ, стимулирующее влияние таких факторов, как высокий уровень доходов населения, численность трудовых мигрантов более ограничены ввиду небольших размеров страны для обеспечения спроса на услуги, что существенно усложняет развитие всего логистического сектора. Но расширению отрасли способствует дешевая стоимость рабочей силы за счет почти полного (около 98 %) использования труда иностранных рабочих, а также отсутствие налоговых сборов с предприятий, задействованных в процессе авиаперевозок.
Следует отметить особую роль Qatar Airways в экономическом развитии эмирата. Для ОАЭ, которые характеризуются наличием развитого сектора туризма и торговли, наличие авиакомпаний, предоставляющих оптимальные и комфортные услуги для перевозки пассажиров является фактором, обеспечивающим и способствующим этим направлениям. Однако в случае Катара, где упомянутые отрасли находятся в зачаточном состоянии, сфера гражданской авиации описывается в качестве двигателя экономического развития, функция которого пока не столько в обеспечении, сколько в стимулировании. К примеру, в настоящее время одним из основных способов привлечения иностранных туристов в Катар является предоставление экскурсий лицам, которые находятся на территории эмирата в качестве транзитных пассажиров.
Кроме того, развитие сферы авиаперевозок осуществляется одновременно с реализацией проектов по созданию, расширению и модернизации другой логистической инфраструктуры (порт Хамад, метро, автомобильное сообщение), состояние которой еще в середине 2010-х описывалось как не отвечающее современным требованиям. Однако объемы инвестиционных проектов и темпы их реализации способствовали существенному улучшению привлекательности Катара в качестве логистического звена как регионального, так и мирового масштаба. При этом ключевым фактором, который стимулирует дальнейшее развитие всей транспортной отрасли, является проведение Чемпионата мира по футболу: масштабные стройки и наплыв туристов создадут огромный спрос на услуги логистических компаний в эмирате, в результате чего эта отрасль преобразится. Некоторые аналитики указывали на возможность превращения Катара в центр по предоставлению логистических услуг, обслуживающий значительную часть потребностей ССАГПЗ в импорте, каковым сегодня являются ОАЭ. При этом некоторых преимуществ по сравнению с соседней страной Дохе уже удалось достичь (например, более дешевая стоимость некоторых услуг). Однако в условиях введения санкций со стороны Эр-Рияда и Абу-Даби такое развитие событий маловероятно. Для логистических компаний ОАЭ, которые могут больше всех пострадать от конкуренции с Катаром, дипломатический кризис 2017 года пришелся очень кстати, особенно для позиций на региональном уровне.
Помимо ограниченного внутреннего спроса и сомнительной рентабельности, препятствием для расширения Qatar Airways является конкуренция с перевозчиками как из государств-членов ССАГПЗ (в первую очередь, ОАЭ), так и из других стран (Индия, ЕС, США). В условиях, когда конкурентные преимущества арабских авиакомпаний (претензии высказываются не только в адрес Qatar Airways, но и Emirates) в виде широкой государственной поддержки и других факторов неоспоримы, правительства стран-конкурентов неоднократно были вынуждены принимать меры административного характера для ограничения позиций Qatar Airways. В качестве основных претензий со стороны конкурентов указывается недопустимо высокий уровень госсподдержки, оказываемый авиаперевозчикам, что, по их мнению, нарушает принципы рыночной экономики. Летом 2019 года к президенту США Д. Трампу с призывом принять меры в отношении двух арабских компаний обратилось руководство Delta Air Lines, American Aillines и United Airlines, причем, подобный инцидент является не первым не только в США.
Не менее значимым является и конкуренция со стороны региональных компаний, в первую очередь из ОАЭ. Хотя доля рынка и объемы перевозок, осуществляемых Qatar Airways, существенно уступают Emirates, обе компании стали основными конкурентами друг друга еще в начале 2010-х гг. При этом, как мы описывали выше, ряд факторов способствуют укреплению позиций Qatar Airways, которые в течение десятилетия могут отобрать часть рынка у ОАЭ. Ввиду этого дипломатический кризис 2017 года, одним из последствий которого стало ограничение сотрудничества с катарской группой компаний со стороны Египта, Бахрейна, ОАЭ и Саудовской Аравии, следует воспринимать в том числе и как инструмент в конкурентной борьбе за рынок авиаперевозок. Помимо упомянутых перевозчиков, соперниками Qatar Airways являются Malaysian Airlines, Flydubai, Oman Air, Turkish Airlines, AirAsia, Southwest Airlines.
Ранее эксперты ИБВ уже описывали масштабы и статистику негативных последствий событий 2017 года на позиции Qatar Airways. Отметим, что несмотря на частичную потерю рынка в 2017 и 2018 гг., а также появление ограничений на использование воздушного пространства соседних государств, что повлекло за собой удорожание стоимости и снижение привлекательности некоторых маршрутов, Доха продолжает укреплять позиции своего авиаперевозчика, в том числе путем расширения географии, инвестиций в проекты в других странах, а также массовых закупок авиатехники. При этом очевидно, что ключевым фактором для поддержки отрасли является широкое государственное субсидирование, объемы которого после 2017 года расширились. Судя по всему, Qatar Airways пока не намерено отступать и продолжать завоевывать рынок даже в условиях сомнительной экономической целесообразности. При этом отметим, что, с одной стороны, введенные санкции со стороны соседних стран оказались болезненным, но не смертельным ударом для катарского авиаперевозчика. Но с другой стороны, вряд ли дальнейшая поддержка маршрутов в условиях увеличенной себестоимости является приемлемым вариантом для Дохи в долгосрочной перспективе. Хотя со стороны ОАЭ были озвучены некоторые намерения облегчить «режим блокады» в отношении Катара, сферы авиаперевозок они пока не касались.
С начала 2000-х гг. Qatar Airways являлась одной из самых быстро растущих авиакомпаний в мире, а темпы расширения присутствия, которые стали возможными благодаря наличию огромных финансовых ресурсов, были слишком активными и, к некоторой степени, агрессивными, что, конечно, вызывало недовольство многих представителей этого бизнеса не только в регионе, но и за его пределами. Возможно, этот фактор тоже внес свой вклад при принятии решения об объявлении бойкота Катару со стороны соседних стран. Дальнейшая экспансия Qatar Airways тоже может осложнить политические отношения Дохи со своими партнерами.