К индонезийско-иракским отношениям

К успехам Индонезии по упрочению ее влияния на Ближнем Востоке, вероятно, можно отнести обращение к ней руководства Ирака об оказании помощи в деле упрочения государственности. Такую просьбу правительству Индонезии от лица своей страны выразил заместитель министра иностранных дел Ирака Лабид Аббави. Его визит в Джакарту в сентябре текущего года стал первым посещением Индонезии высокопоставленным чиновником из Ирака со времени падения режима Саддама Хусейна четыре года назад.

До этого момента отношения двух стран складывались непросто. Ирак отклонил широко прозвучавшее на весь исламский мир предложение Индонезии по выводу войск коалиции под эгидой США из Ирака и заменой их миротворческими силами из мусульманских стран, мотивируя это тем, что страна собственными силами может и должна справиться с проблемами. Иракские высшие священнослужители отказались присутствовать на проводимой в Индонезии в текущем году международной исламской конференции, посвященной преодолению кризиса во взаимоотношениях суннитов и шиитов Ирака. Кроме того, около года назад американцы, разуверившись в своей способности наладить деятельность центральной и местной администрации в Ираке, рекомендовали руководству страны обратиться за помощью к Индонезии, имеющей определенный опыт в налаживании государственной структуры при переходе от длительного тоталитарного военного режима к демократической форме управления. Тогда предложения американцев отклика не получили. Теперь можно предположить, что и при наличии заинтересованности в таких контактах иракцы хотели выдержать паузу.

Время для паузы прошло, и Лабид Аббави заявил о тех надеждах, которые питает его страна относительно подготовки управленческих кадров для центра и провинции, а также в использовании индонезийского опыта при борьбе с терроризмом. Он также подчеркнул, что опыт Индонезии исключительно важен для Ирака, учитывая схожесть ситуаций при переходе от военного тоталитаризма к демократии. Аббави, в частности, сообщил о том, что в его стране в конце года будут проводиться выборы в местные органы управления и опыт их организации в Индонезии также исключительно важен для Ирака. По его словам, проведенные под нажимом американцев провинциальные выборы в 2005 г. результатов не дали, поскольку были бойкотированы большинством суннитов и значительной частью шиитов. При этом он подчеркнул важность поддержки на местах для формирующейся новой расстановки сил в стране, рассчитывающей на собственные резервы. Аббави сказал, что иракские вооруженные силы и полицейские формирования сейчас значительно окрепли, могут шаг за шагом возложить на себя заботу о поддержании безопасности без участия иностранных войск: ”Мы не хотим видеть иностранные войска в нашей стране. В конечном счете, мы полностью возложим на себя заботу по безопасности, и мы готовимся к этому. Однако пока трудно сказать, когда иностранные войска могут быть выведены. Я полагаю, по крайней мере, не ранее конца первого квартала следующего года” [1]. Аббави выразил заинтересованность в заимствовании индонезийского опыта в борьбе с терроризмом, высказав мнение, что, как и в Индонезии, источником всех связанных с терроризмом бед в его стране являются отдельные террористические группы и методы борьбы могут иметь много общего.

Министр иностранных дел Индонезии Хасан Вираюда обсудил с иракским посланником вопросы преодоления кризисных и критических ситуаций. Он пригласил иракских дипломатов на совместный с индонезийскими дипломатами семинар, а также иракских полицейских на совместные учения с индонезийскими полицейскими. Индонезия предложила Ираку программу подготовки чиновников и полицейских офицеров. Со своей стороны, Аббави призвал индонезийское правительство в полном объеме восстановить деятельность своего посольства в Багдаде, углублять взаимные отношения, включая экономическую кооперацию. Иракский посланник также призвал индонезийских бизнесменов инвестировать средства в иракскую экономику, учитывая исходящие из этого огромные возможности. Имелось в виду сотрудничество в области восстановления инфраструктуры, в нефтегазовом секторе, обрабатывающей промышленности.

Следует отметить, что эти переговоры практически совпали с заявлениями индонезийской дипломатии на международной арене о том, что Индонезия имеет богатый опыт перестройки тоталитарной государственной структуры на демократическую и что этот опыт принадлежит всему мировому сообществу. При этом также было подчеркнуто, что в мусульманском обществе гарантом гармонии являются продемонстрированные Индонезией демократия и модернизация. В этих словах явно просматривается претензия Индонезии на особую роль во всемирной умме. Индонезийская пресса откровенно заявляет об этом. Эти высказывания были произнесены постоянным представителем Индонезии при ООН во время вручения им верительной грамоты Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну [2].

Важно отметить и другое. Отмеченные события произошли в преддверии визита в Индонезию короля Саудовской Аравии Абдаллы. На переговорах, вне всякого сомнения, возникнут вопросы, связанные с переделом сфер влияния в исламском мире, и Индонезия, по всей вероятности, подобным образом к ним готовится.

1. Jakarta Post, 12.09.2007.

2. Там же, 13.09.2007.

62.86MB | MySQL:102 | 0,506sec