О расследовании убийства сотрудника MIT в Иракском Курдистане

Госсекретарь США Майкл Помпео назвал в июле актом немотивированного насилия убийство турецкого дипломата и сопровождавшего его иракца в провинции Эрбиль (входит в состав Курдского автономного района (КАР), имеющего статус широкой автономии в составе Ирака). Соответствующее письменное заявление шефа американской дипломатии распространил Госдепартамент. «Мы самым решительным образом осуждаем нынешнее нападение в Эрбиле, где был убит по меньшей мере один турецкий дипломат. Не может быть никаких оправданий таким актам немотивированного насилия», — отметил госсекретарь. «США подтверждают свою приверженность поддержке правительства и народа Турции и Ирака», — заключил Помпео. Ранее телеканал «Скай ньюс – Арабия» сообщил о гибели трех турецких дипломатов, в том числе заместителя генерального консула в городе Эрбиль. По данным телеканала, двое вооруженных людей открыли огонь по дипломатам в одном из ресторанов Эрбиля. Силы безопасности региона оцепили место происшествия и ведут поиск нападавших. Это первый случай, когда дипломаты подверглись нападению в Эрбиле.  Как информирует телеканал «Рудау», служба безопасности Иракского Курдистана («Асаиш») подтвердила гибель сотрудника турецкого генконсульства и жителя Иракского Курдистана, а также ранение еще одного человека. МИД Турции ранее подтвердил гибель сотрудника генерального консульства в Ираке во время нападения в Эрбиле. В сообщении ведомства отмечалось, что Анкара «продолжает тесно сотрудничать с иракскими властями для оперативного установления нападавших». Мы вернулись к этому эпизоду по принципиальному соображению: все дело в том, что Национальная разведывательная организация Турции (MIT) по итогам своего расследования подготовило меморандум о том, что за этим покушением стояли американские спецслужбы. И пока он остается под сукном, и его возможная публикация связывается экспертами с динамикой развития турецко-американских отношений и перспектив уголовного расследования дела «Халкбанка». При этом общий вывод меморандума следующий: смерть Османа Кесе, офицера Национальной разведывательной организации Турции (MIT), который работал под дипломатическим прикрытием и был застрелен в Северном Ираке 17 июля 2019 года, была операцией ЦРУ США и возможно УОР КСА с целью блокирования канала коммуникаций между спецслужбами Ирана и Турции в рамках их антикурдской деятельности. Если брать еще конкретней, то совместных операциях против РПК и ее филиалов.
Согласно ряду источников, Кесе был отправлен в город Эрбиль примерно за шесть месяцев до покушения под дипломатическим прикрытием. До этого он работал аналитиком по иранскому досье в Массачусетском технологическом институте, что и привлекло к нему внимание главы турецкой спецслужбы Хакана Фидана, который решил его использовать как офицера по связи с иранскими спецслужбами в Иракском Курдистане. Уточним, что Кесе уже в США работал на MIT. Опять же уточним, что его убийство нельзя рассматривать именно как акцию ЦРУ. Ровно по той причине, что, судя по всему, Кесе был перевербован американцами в период своего пребывания в США, и вместо того, чтобы просто отозвать его и предать суду, стратеги турецкой спецслужбы разыграли долгосрочную комбинацию с решением сразу нескольких задач внутренней и внешней повестки дня. Источники говорят, что его назначение в Эрбиль было первым этапом этой комбинации с целью отстранить Кесе от работы над иранским досье в штаб-квартире MIT (и тем самым лишить ЦРУ своего источника) с последующим проведением громкой пропагандистской операции против внутренних и внешних оппонентов президента Турции Р.Т.Эрдогана. И сделано это было в рамках не только компрометации РПК, но и курдов внутри самой Турции. Это не первый случай, когда РПК обвиняется в убийствах, которые не были санкционированы руководством этой партии, а в этом случае дело обстояло именно так.
Турецкая разведка, как известно, имеет очень серьезные агентурные позиции в РПК, и несколько судебных расследований террористических актов РПК в прошлом показали, что некоторые из задержанных подозреваемых, которые участвовали в террористических атаках, на самом деле работали на MIT. 7 февраля 2012 года прокуроры направили Фидану повестку в связи с его ролью в таких эпизодах, но президент Реджеп Тайип Эрдоган не позволил главе MIT дать показания. Позже это дело было прекращено. Источники утверждают, что Кесе был не дипломатом, а сотрудником MIT, которая часто использует должности в турецких диппредставительствах за рубежом для прикрытия оперативников. Если бы 36-летний Кесе был карьерным турецким дипломатом, как это утверждалось правительством Турции, его послужной список был бы в открытом доступе. Нет никакой информации о том, где он служил в качестве дипломата в прошлом, и, как сообщается, в Министерстве иностранных дел не было проведено никакой панихиды, что является нонсенсом. При этом сам Фидан находился в первом ряду перед его гробом во время траурной церемонии в мечети турецкой столицы. По тем же данным, Кесе находился в Эрбиле в шестимесячной командировке и должен был вернуться в Турцию непосредственно перед мусульманским праздником Курбан-Байрам, отмечаемым 11-15 августа.
По итогам расследования, региональное правительство Курдистана объявило, что Мазлум Даг, 27-летний курд из турецкой провинции с преимущественно курдским населением Диярбакыр, является главным подозреваемым в организации нападения. Примечательно, что Даг является братом Дерсима Дага, депутата прокурдской Партии демократии народов (ПДН) от провинции Диярбакыр. Выступая на телеканале РПК 24 июля, старший командир РПК Бахоз Эрдал отрицал ответственность РПК за этот теракт, но похвалил ее исполнителей, заявив, что удар, по-видимому, был работой молодых людей, которые «инициативно посвятили себя делу РПК». Эрдал также сказал, что Кесе был не дипломатом, а сотрудником MIT, которому было поручено координировать с иранцами операции в отношении руководства РПК. Тем не менее, по итогам этого покушения, турки быстро провели операцию возмездия именно против командиров РПК.   Турецкая разведка и армия 8 августа ликвидировали в ходе совместной операции двух организаторов покушения на сотрудников генконсульства Турции в Эрбиле (Северный Ирак).     Операция была проведена в северном иракском регионе Гара. Была уничтожена автомашина, в которой передвигались члены запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК). Былииквидированы Хаджи Курхан и Метин Акгюн, ответственные за деятельность так называемых отрядов спецназначения РПК. Как отмечает телеканал, эти лица участвовали во многих терактах и находились в списках разыскиваемых террористов в Турции. Анкара одновременно подготовила досье для экстрадиции Дага, который уже был до этого фигурантом пяти уголовных дел в Диярбакыре по нескольким обвинениям, в связи с чем он был субъектом ордера на арест с 2014 года. Но он не выдан до сих пор. Таким образом, турки одновременно ликвидировали двойника, получили повод для операции возмездия и заодно скомпрометировали ПДН.
Теперь о самом покушении. Кадры видеонаблюдения из ресторана HuQQabaz показывают, что Даг и еще один неизвестный нападавший открыли огонь по Кесе и его помощнику за столом. Сразу после выстрела из пистолета Даг сразу же поднимает сумку, которая была рядом с Кесе, что дает основания полагать, что еще одной целью этой операции было получение материалов из этой сумки. Свидетели говорят, что нападавшие использовали глушители при нападении. В общем и целом, алгоритм ликвидации Кесе соответствует модели, которую использует руководство турецкой спецслужбы в ходе такого рода операций. Одновременно эксперты указывают на то, что ликвидация Кесе укладывается в ход общей кампании в MIT в рамках кадровой чистки сотрудников, которые подозреваются в работе на американские службы и которые до этого занимались Ираном. Широкомасштабные чистки или увольнение сотрудников, которые работали над отслеживанием и мониторингом деятельности Ирана в Турции, начались с января 2014 года. И поводом для этого стали факты секретного расследования MIT деятельности Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и его агентуры в Турции. После этого сотрудники MIT, полицейские следователи, прокуроры и судьи, которые были вовлечены в это дело с 2010 года, были спешно отправлены в отставку, дело было замято как раз накануне выдачи ордеров на задержание десятков подозреваемых, в том числе старших офицеров КСИР в Турции. Это уголовное расследование также выявило связи Х.Фидана с КСИР. Были оперативно задокументированны его тайные встречи с неким генералом КСИР и передачи ему конфиденциальной информации.
Всего в результате кадровой чистки с 2013 года было уволено и арестовано 7% сотрудников разведки из MIT, когда часть этой структуры сумела собрать серьезное досье на членов семьи турецкого президента в рамках их коррупционных связей с КСА и Ираном. Согласно секретному меморандуму руководства MIT, всего из этой структуры с 2013 года было уволено 558 сотрудников. Из них 181 были уволены сразу после крупных антикоррупционных расследований в декабре 2013 года, которые выявили, что близкий круг Р.Т.Эрдогана вел бизнес с иранцем Бастером Реза Заррабом, осужденным в США, и саудовским бизнесменом Ясином аль-Кади, который затем был внесен в список финансистов Аль-Каиды» (запрещена в России) ООН и США. Отметим, что именно через саудовца ряд высокопоставленных чинов в спецслужбе страны получали откаты от незаконных схем по финансированию радикальных и джихадистских групп в Сирии. Судьба и местонахождение некоторых уволенных сотрудников разведки не известны, хотя некоторые из них, как полагают эксперты, были убиты. В общем и целом такие шаги свидетельствует лишь о том, что: а) турецкие службы очень агрессивно работают над нивелированием американского влияния в силовом блоке в рамках попытки раскрутить в США дело «Халкбанка»;  б) Анкара старается максимально засекретить их доверительные отношения с Тегераном в рамках минимизации возможных санкционных шагов со стороны Вашингтона в этой связи.
Сразу же после убийства Кесе проправительственные СМИ Турции пытались свалить его убийство на спецслужбы США и страны антииранского блока, такие как Саудовская Аравия, Египет, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты. В статье от 21 июля 2019 года в газете Sabah daily, принадлежащей семье Эрдогана, Ферхат Улю предположил, что за убийством, как и в случае с убитыми офицерами MIT в 1990-х годах в Курдистане, могут стоять спецслужбы США, которые таким образом отреагировали на покупку российских ракет С-400. Он также добавил, что арабские страны и Израиль ведут антитурецкую разведывательную деятельность в регионе. Все это конечно не имеет отношения к действительности, и в реальности только лишь направлены на обработку внутреннего потребителя. 23 июля 2019 года проправительственная группа во главе с Махмутом Аланом, главой Ассоциации под названием Köroğlu Gençlik Derneği Başkanı, провела серьезный митинг перед посольством США в Анкаре, протестуя против смерти Кесе и обвиняя в этом напрямую правительство США. И безусловно эта операция сыграла свою роль в подготовке общественного мнения внутри Турции в рамках последней военной  операции турецких сил против позиций курдов в Сирии.

52.22MB | MySQL:103 | 0,558sec