Некоторые итоги парламентских выборов в Марокко

Исламистский прорыв в Марокко не прошел. Тем не менее значащаяся формально умеренной исламистская Партия справедливости и развития /ПСР/ поднялась по «лестнице политического веса» с четвертой ступени на вторую. Таковы основные итоги состоявшихся 7 сентября выборов в палату представителей /нижнюю палату марокканского парламента/.

Прошедшие выборы имели несколько особенностей. Они были вторыми, организованными в период правления короля Мохаммеда VI, взошедшего на престол в июле 1999 г. В гонке за места в палате представителей участвовали 33 политические партии, 13 списков лиц «без партийной принадлежности», а также 26 так называемых национальных списков, зарезервированных исключительно за женщинами. Они оспаривали голоса примерно 15,5 млн избирателей. Всего на местах были заявлены к участию в выборах 1870 списков людей, желающих стать депутатами, что на 5,53% превышало показатель 2002 г. Фигурировавшие в этих списках кандидаты боролись за 295 мест в палате представителей в 95 избирательных округах на местах. Фигуранты 26 национальных /женских/ списков оспаривали еще 30 депутатских мандатов. Марокканцы могли сделать свой выбор на более чем 38,6 тыс. избирательных участках.

По данным МВД страны, 18 партий представили свои списки в более чем 50% избирательных округов. В частности, во всех 95 округах были представлены национал-консервативная партия Истикляль /ПИ/ и Социалистический союз народных сил /ССНС/. В 94 округах выставили списки ПСР и левый Фронт демократических сил /ФДС/. Чуть ниже показатель у Партии прогресса и социализма /ППС — экс-компартия/ — в 92 округах. Далее шли центристское Национальное объединение независимых /НОН/ — 91 округ, проберберское Народное движение /НД/ — 90 округов, консервативный Конституционный союз /КС/ — 80 округов, левая Лейбористская партия /ЛП/ — 69 округов, левое Демократическое и социальное движение /ДСД/ — 69 округов, Социалистическая партия /СП/ — 68 округов, коалиция из левых партий — Партии демократического социалистического авангарда /ПДСА/, Национальный конгресс Итттихади /НКИ/ и Объединенная социалистическая партия /ОСП/ — 73 округа.

Фаворитом выборов заранее считалась ПСР, но на деле получилось иначе. По итогам голосования первое место заняла старейшая политическая организация Марокко — ПИ. Она получила 52 места в 325-местном парламенте. Тем самым ПИ, основанная еще в эпоху французского протектората в 1944 г., на четыре места улучшила свое представительство по сравнению с выборами 2002 г. Исламисты пришли к «финишу» лишь вторыми, добившись 46 мест. Тем не менее они улучшили показатель 5-летней давности, когда они добились 42 депутатских мандатов. Перед выборами исламисты не скрывали своих амбиций — они хотели получить 70-80 мест, что обеспечило бы им первое место. Как и положено проигравшим, исламисты тут же закричали, что победу у них якобы увели деньги, вложенные их противниками в подкуп избирателей. По их подсчетам, ПСР якобы реально получила около 80 мест.

Есть и другая, более реальная причина относительного поражения исламистов. Как считает профессор политической социологии университета Касабланки Мохаммед Лайяди, «ПСР недооценила важность традиционных нотаблей в условиях марокканского общества, в то время как их соперники широко опирались на эту категорию марокканцев, которая блокировала продвижение вперед исламистов».

Позиции ПСР ослабли также вследствие участия в выборах двух небольших исламистских партий, а также решения самой влиятельной исламистской организации страны, терпимой, но не разрешенной властями «Аль-Адль валь-Ихсан» призвать своих сторонников бойкотировать выборы.

На третье место вышло проберберское НД, получившее 41 место. За эту партию традиционно проголосовали крестьяне из берберской глубинки. Четвертую позицию заняло либеральное НОН /39 мест/.

Очевидным проигравшим стал ССНС, получивший всего 38 мест. На выборах 2002 г. социалисты были первыми — они получили 50 депутатских мандатов. Подобный провал легко объяснить. Во-первых, марокканцы были разочарованы итогами участия ССНС в правительстве страны. Во-вторых, жизнь подтвердила, что невозможно сочетать левые взгляды и следование в фарватере курса дворца. Именно разочарование в коллаборационистском курсе руководства ССНС привело к тому, что многие рядовые социалисты просто ушли в новые левые партии, не стесняющиеся критиковать марокканские власти.

Теперь руководство ССНС окажется перед очень сложным выбором. Не исключено, что социалистам будет предложено вновь войти в правительственную коалицию с тем, чтобы совместно с ПИ, НОН и, возможно, НД парировать рост влияния ПСР. Такое предложение нельзя исключать, поскольку партии предыдущей коалиции получили по итогам выборов 186 мест. В случае возобновления альянса это гарантирует им абсолютное большинство в палате представителей. Однако если это предложение будет принято, руководство ССНС — только оно выигрывает от этого шага, получая доступ к «государевой кормушке», — рискует окончательно потерять доверие рядовых партийцев. Другая возможная альтернатива для социалистов — переход в оппозицию со всеми вытекающими из этого шага неудобствами. Необходимость принять решение относительно этих двух выборов уже расколола социалистов.

Шестую позицию в марокканской «табели о рангах» занял правоконсервативный Конституционный союз /КС/ — 27 мест, что на 11 мест лучше показателя этой партии в 2002 г. В целом неплохо по сравнению с выборами 2002 г. выступила ППС, получившая 17 мест в парламенте. 13 маленьких партий получили в палате представителей в общей сложности 48 мест. Это почти столько же, сколько получила ПИ, и больше, чем добились ПСР или ССНС. В этой группе партий наиболее успешно выступили левые. Две из них — ФДС и ДСД — получили по девять мест каждая, что стало успехом как для этих партий, так и для всего левого движения. Главная особенность этих партий — они пока не попали под влияние дворца. Впервые участвовавшая в выборах ЛП также добилась хорошего для нее результата — пяти мест. Еще пять мест получила левая «тройка» из ПДСА, НКИ и ОСП. Простой подсчет голосов показывает, что, если ССНС перейдет в оппозицию (а это представляется маловероятным из-за амбиций руководства партии), то левый фланг палаты представителей был бы представлен более чем 80 депутатами, а это в марокканских условиях позволяло реально влиять на решения парламента. Эта же арифметика показывает, что левая тенденция заметно сильнее исламистской в Марокко. Одно это наблюдение придает оптимизм в отношении перспектив этой страны.

Следует отметить, что в палату представителей не попали министры культуры и по делам марокканцев, проживающих за границей /оба — представители ССНС/. Среди проигравших — бывший министр информации Набиль Бенабдалла /ППС/ и министр энергетики и шахт Мохаммед Буталеб /НД/. Одно это перечисление показывает, как марокканцы относятся к министрам прежнего кабинета.

Как и ожидалось, все меньше и меньше марокканцев принимают участие в выборах, поскольку они полагают, что выбор делается за них в другом месте. Если в 2002 г. на избирательные участки пришли 52% имевших право голоса, то на только что прошедших выборах этот показатель сократился до 37%. Это самый низкий показатель участия в парламентских выборах за всю историю Марокко. В экономической столице королевства Касабланке показатель участия составил всего 27%. Шокированные подобной активностью избирателей, многие политические партии уже заявили о необходимости пересмотреть их политику с тем, чтобы не потерять избирателей окончательно.

Отдельно следует остановиться на итогах выборов в Касабланке, поскольку именно этот город во многом определяет тенденцию развития страны в будущем. Она достаточно тревожна. Экономическая столица должна была делегировать 31 депутата. По итогам голосования первое место заняла ПСР — 8 мест, второе и третье разделили ПИ и КС — по 5 мест, по четыре получили НД и НОН, по 2 — ФДС и ССНС. Последний и тут оказался в роли аутсайдера.

Всего в нижней палате марокканского парламента представлены 24 политические партии, причем только семь из них получили право сформировать собственные фракции /для этого необходимо иметь более десяти депутатских мандатов/.

Впервые в истории Марокко за выборами следили 52 иностранных наблюдателя. В отдельном заявлении они признали состоявшиеся выборы «гласными».

Ожидается, что в ближайшие дни король Мохаммед VI назначит нового премьер-министра страны, который приступит к консультациям с политическим партиями по вопросу о формировании кабинета министров. Поскольку исламисты не победили, у монарха нет особых проблем с принятием соответствующего решения. Не исключено, что новым премьером станет представитель ПИ — партии, которая не раз уже в истории Марокко возглавляла правительственную коалицию. Однако монарх может сделать и иной выбор. ПИ уже заявила, что видит среди участников новой коалиции тех, кто входил в прежнюю коалицию — ССНС, НД, НОН и ППС. Все участники пятерки относятся к категории продворцовых партий. Не исключено, что к участию в кабинете пригласят и ПСР, причем сделают это с одной целью — «приручить» и эту партию.

Еще один вариант — новый кабинет будет составлен главным образом из так называемых технократов во главе с доверенным лицом Мохаммеда VI — бывшим заместителем главы МВД Фуадом Али эль-Химмой. Впрочем, последний уже категорически отверг возможность своего назначения на этот высокий пост. В отличие от многих своих коллег по прежнему кабинету он уже стал депутатом палаты представителей — Эль-Химма баллотировался по округу Рехамна к северу от Марракеша по списку «без политической принадлежности». Он же, возможно, указал, куда дует политический ветер, заявив, что в ходе выборов марокканцы «отдали свои голоса партиям, которые работали вместе с королем Мохаммедом VI по реализации ясного проекта».

Первое заседание новоизбранного парламента должно состояться 5 октября.

52.32MB | MySQL:103 | 0,466sec