Иракский нефтяной рынок снова открыт для России?

Ирак по праву является одним из государств, наиболее богатых углеводородным сырьем. По имеющимся оценкам, он обладает вторым в мире запасом нефти – 115 млрд баррелей. Большинство месторождений расположено на юге, но богаты нефтью и земли курдов на севере страны. Сегодня 95% доходов госбюджета формируется именно за счет экспорта нефти: ежедневные доходы Ирака от продажи нефти составляют почти 0,1 млрд долларов.

До 2003 года Ирак добывал 3 млн баррелей нефти в сутки (около 150 млн тонн в год), из которых 2 млн шло на экспорт. Сегодня добывается, по разным оценкам, от 2,0 до 2,5 млн баррелей в сутки. Можно прогнозировать, что при некотором улучшении ситуации в стране этот показатель реально может возрасти до 3 млн баррелей. В среднесрочной перспективе имеющиеся запасы нефти позволят иракцам добывать гораздо больше нефти (притом в течение не менее 50 лет). Поэтому министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахристани имел все основания заявить в Москве (8-10 августа с.г.), не скрывая своего удовлетворения, что последний баррель нефти в мире будет добыт в Ираке.

По оценке Х. аш-Шахристани, Ирак планирует к 2010 году добывать 4 млн баррелей нефти в сутки и к 2012 году — 6 млн баррелей. Это позволит Ираку выйти по добыче нефти на четвертое место в мире после России, Саудовской Аравии и США.

Следует особо подчеркнуть, что на территории Ирака имеется 500 перспективных геологических структур по нефти и газу, из них разведаны только 80. Кроме того, 70% бурений на перспективных структурах приводит к успешным открытиям месторождений.

Именно поэтому ТЭК Ирака так привлекателен для российских инвестиций. Вопрос о возобновлении деятельности отечественных нефтяных компаний в Ираке стал центральным на прошедших в Москве российско-иракских переговорах во время визита в Москву министра нефти Ирака Х. аш-Шахристани С российской стороны в них принимали участие министр промышленности и энергетики В. Христенко и представители компаний “Лукойл”, “Роснефть”, ТНК-ВР, “Зарубежнефть”.

Для того чтобы четче понять значимость возобновления российско-иракского сотрудничества в нефтяной сфере, следует обратиться к истории зарождения и развития этих двусторонних отношений.

До войны российские компании работали на иракской территории. Главным совместным проектом обещало стать освоение крупного месторождения “Западная Курна-2”, расположенного в 100 км к северо-западу от города Басры. Требуемые инвестиции в разработку оценивались специалистами в 4 млрд долларов. Доказанные извлекаемые запасы месторождения составляют около 6 млрд баррелей нефти. При планируемом уровне добычи в 1 млн баррелей в день (т.е. около 50 млн тонн в год) нефти хватило бы примерно на 16–17 лет.

В 1997 году “Лукойл”, “Зарубежнефть” и “Машиноимпорт” подписали с Министерством нефти Ирака контракт по этому проекту на условиях соглашения о разделе продукции. Однако перед началом войны иракский президент, стремясь заручиться активной поддержкой Москвы в противостоянии американо-британской коалиции, фактически стал шантажировать российскую сторону угрозой расторжения контракта. В итоге так и случилось. С. Хусейн заявил о расторжении контракта в конце 2002 года, хотя, надо заметить, правительство Ирака юридически не могло это сделать в одностороннем порядке, т.к. в договоре имелся пункт о том, что расторгнуть контракт можно только в Международном арбитражном суде в Женеве.

После падения режима Хусейна российские нефтяные компании при дипломатической поддержке государства неоднократно пытались договориться с американцами и представителями новой власти в Ираке о возобновлении контрактов. Поначалу иракское руководство давало понять, что намерено рекомендовать правительственным структурам и парламенту изучить возможность возобновления контракта на разработку месторождения “Западная Курна-2” именно с “Лукойлом”, обладающим высокой технической квалификацией и большими финансовыми возможностями, а также уникальными данными геологоразведки.

Таким образом, появлялись сигналы, что участие российского бизнеса в проекте не вызывает возражений со стороны иракского руководства и поддерживается специалистами Министерства нефти Ирака. Более того, “Лукойлу” высказывалась благодарность за помощь, которую компания оказывает в подготовке иракских специалистов-нефтяников, и за поставки в Ирак гуманитарной помощи. Так, за последние два года на обучение иракских специалистов на российских нефтяных месторождениях и в университетах, а также на поставку оборудования для иракской нефтяной промышленности потрачено 20 млн долларов.

По оценкам экспертов, “Лукойл” действительно сможет вести разработки на месторождении “Западная Курна-2” в два-три раза быстрее, чем любая другая иностранная компания, обеспечив уровень добычи до 1 млн баррелей в сутки. Однако достичь каких-либо конкретных договоренностей с Ираком пока не удалось. Не помогло и то, что российская компания объявила о вхождении в проект “Западная Курна-2” своего стратегического партнера из США – Conoco Phillips. В 2005 году названные компании заключили соглашение, в соответствии с которым американцы приобретут до 20% акций российской компании (уже купили), а также долю в 17,5% в консорциуме, разрабатывающем “Западную Курну-2”. Казалось бы, официальный Вашингтон должен был поддержать устремления своей крупной нефтяной компании, но этого не произошло.

Некоторые надежды все же связывались с приездом в Москву иракского министра нефти, тем более что Багдад заинтересован в списании нашей страной иракских долгов на общую сумму 10 млрд долларов (она образовалась в основном за счет поставок вооружения правительству Хусейна в советские времена). Однако пресс-конференция Х. аш-Шахристани избавила от иллюзий. В ходе переговоров он отметил, что Ирак сейчас открыт всем международным нефтяным компаниям. Прибыв к нам, министр нефти хотел воодушевить российские компании принять, подчеркнем, на общих основаниях, участие в тендерах по разработке нефтяных и газовых месторождений Ирака. Он также выразил надежду, что его визит откроет новые горизонты для дальнейшего развития и укрепления отношений между Ираком и Россией.

Однако российским компаниям, на наш взгляд, не стоит обольщаться. При возможном осуществлении сегодня деятельности в Ираке им придется столкнуться с более сложными и в какой-то степени противоречивыми условиями сотрудничества. Оставив в стороне вопрос о том, насколько будущие тендеры окажутся действительно “свободными и прозрачными” в условиях фактической американской оккупации государства, можно предположить, что качество и размеры иракских месторождений не остановят российских “игроков” на пути приобщения к нефти Ирака.

Для того чтобы хоть как-то облегчить нашим компаниям этот нелегкий путь, проанализируем степень различных политических, экономических и правовых рисков, с которыми они вплотную столкнулись и могут столкнуться в Ираке.

Возвращаясь к визиту иракского министра нефти в российскую столицу, отметим, что по итогам переговоров он заявил о “потере” “Лукойлом” контракта на разработку месторождения “Западная Курна-2”. Министр сослался на то, что контракт был подписан прежним режимом и был прерван, т.к. не исполнялся в соответствии с содержащимися в нем условиями. Тем не менее Х. аш-Шахристани особо подчеркнул, что окончательное решение по всем контрактам на разработку недр будет принимать специальный совет под руководством премьера страны. Иракские власти также указывают, что контроля в проектах иностранные компании не получат. В то же время не исключено, что Иракская национальная компания будет осваивать месторождения в кооперации с иностранными инвесторами.

По мнению Х. аш-Шахристани, “Лукойл” имеет серьезные шансы снова получить это месторождение, но уже на тендере. В Ираке считают, что российская компания обладает определенными преимуществами с точки зрения возможности выиграть эти свободные и прозрачные тендеры в условиях конкуренции. Связано это с тем, что “Лукойлом” накоплен большой опыт работы в Ираке и он владеет обширной информацией о залежах нефти в стране.

Позиция России, высказанная В. Христенко, заключалась в следующем. Российские компании, несомненно, готовы к сотрудничеству с компаниями третьих стран для реализации важнейших для иракцев крупных международных нефтяных проектов. При этом российский министр отметил, что наша сторона достигла многого как на государственном уровне, так и на уровне компаний.

Тем не менее, несмотря на все заявления российских должностных лиц, итоги переговоров с Х. аш-Шахристани нельзя назвать удачными. Россия подтвердила, что в рамках договоренностей Парижского клуба спишет 8 млрд из 10 млрд долларов иракского долга, не получив гарантий доступа к нефтяным богатствам страны, как рассчитывала ранее.

Похоже, проамериканское правительство Ирака не устраивает, что “Лукойл” получил столь привлекательный контракт. И оно всячески пытается, как минимум, пересмотреть его условия, отыскав для этого формальный повод. В частности, Х. аш-Шахристани заявил, что практически на всех месторождениях Ирака, в том числе на “Западной Курне” (соседнее с “Западной Курной-2”), запасы выросли в четыре раза.

Не без участия Белого дома власти в Багдаде разработали новый закон о нефти, принятие которого может привести к тому, что “Лукойл” и его партнеры потеряют все права на “Западную Курну-2”. Согласно подготовленному законопроекту, любой контракт, заключенный с режимом Хусейна и с властями курдской автономии, подлежит пересмотру и приведению в соответствие с новым законом. Законопроект, помимо прочего, делит все нефтяные месторождения страны на разведанные и уже работающие. Последние будут отданы Иракской национальной нефтяной компании INOC (27 месторождений, в том числе “Западная Курна-2”), которая будет вольна привлекать другие компании в качестве партнеров, исходя из коммерческой эффективности проектов.

Однако принять проект нового закона парламенту пока не удается из-за труднопреодолимых разногласий между различными этноконфессиональными группами населения Ирака. Некоторые эксперты считают, что заминка с принятием закона вызвана вмешательством представителей администрации США. Законопроект в редакции, которая лоббируется американцами, фактически передаст 3/4 нефтяных месторождений от иракского правительства в руки крупных западных компаний на выгодных для них условиях. Они будут свободны от каких-либо обязательств касательно партнерства с иракскими фирмами, найма иракских рабочих, вложений прибыли в иракскую экономику.

Лондонский еженедельник “Independent on Sunday” откровенно писал, что крупнейшие иракские месторождения нефти будут передаваться ведущим западным частным нефтедобывающим компаниям на 32 года в “полное и эксклюзивное управление”. Не удивительно, что, в соответствии с законопроектом, содержание контрактов будет засекречено.

В “Лукойле”, правда, продолжают оптимистично оценивать перспективы возвращения компании в Ирак, попытаются восстановить свои права на месторождение “Западная Курна-2”, настаивая на том, что договор остается в силе. Примечательно, что прецедент “возрождения” саддамовской нефтяной сделки уже имеется. Так, находясь в июне 2007 года с визитом в Пекине, министр нефти Ирака Х. аш-Шахристани возобновил подписанный в том же 1997 году контракт с Китаем. При этом КНР тоже заявила о готовности списать значительную часть крупного иракского долга.

Стоит добавить, что в среднесрочной перспективе присутствие российского нефтяного бизнеса в Ираке может стать вполне солидным. На иракский нефтяной рынок постараются выйти отечественные компании “Роснефть”, “Зарубежнефть” и “Нефтегазэкспорт”.

Пока же приходится с сожалением констатировать, что достигнутые с нынешним руководством Ирака договоренности, по-видимому, столь же ненадежны, как и те, что были подписаны во времена С. Хусейна. Дело даже не в продолжающемся в стране насилии. Глубокий политический кризис, который в последнее время резко усугубился, делает судьбу любого контракта абсолютно непредсказуемой. Гарантом его реализации, на наш взгляд, сегодня выступить просто некому. Кроме того, согласно докладу, подготовленному Службой исследований конгресса США в июне 2007 года, “действующие” месторождения относятся к компетенции центрального правительства в Багдаде, в то время как “новые” проекты попадают в ведение администраций иракских провинций. Значит, на иракской нефтяной арене российским нефтяным компаниям придется лавировать между центральными и региональными “игроками”.

Таким образом, в борьбе за иракскую нефть “Лукойл” может столкнуться не только с американскими компаниями, которые хотят хотя бы частично возместить потери бюджета США от военных действий на Ближнем Востоке, но и с компаниями из других стран. В 2003 году Ирак отказал не только “Лукойлу”, но и нескольким китайским компаниям. Вполне вероятно, что за право поделить иракскую нефть будут бороться и другие крупные игроки нефтяного рынка.

Наряду с российским бизнесом обрести свое присутствие в Ираке активно пытаются китайские компании и даже украинские. Государственная китайская нефтяная компания сумела возобновить свой контракт, подписанный еще при С. Хусейне. Правда, полученное китайцами месторождение аль-Ахдаб небольшое — объем добычи на нем не превысит 90 тыс. баррелей в сутки (порядка 4,5 млн тонн нефти в год). Кстати, минувшим летом в Пекине, еще до поездки в Москву, побывал Х. аш-Шахристани. Иракский министр заявил, что Багдад будет приветствовать участие Китая в “честных и открытых торгах” за право подписания следующих контрактов.

Эксперты объясняют успех Пекина его умелой дипломатией и готовностью списать значительную часть иракского долга. Известно, что Багдад хотел бы добиться списания 8 млрд долларов, на что китайская сторона, обладающая огромными золотовалютными запасами, может пойти.

В свою очередь, Украина еще в 2006 году предложила Ираку техническую помощь по осуществлению разведки и добычи нефти и газа, а также строительство нефте- и газопроводов. По инициативе Киева создана межправительственная украинско-иракская комиссия по вопросам торгового экономического, научного и технического сотрудничества. В начале августа с.г. правительство Украины поручило Министерству топлива и энергетики создать к 2011 году нефтетранспортный коридор из Ирака на Украину. Предполагается, что он пройдет по маршруту Киркук – Трабзон (Турция) – Украина.

Складывается впечатление, что, находясь в условиях фактической военной оккупации США, Ирак пытается проводить в хозяйственной сфере курс, учитывающий наличие в мире и других геоэкономических центров. В частности, по мнению экспертов, первые новые контракты по добыче нефти будут заключены иракцами не с западными “игроками”, а с компаниями из Китая, Индии, Вьетнама и Индонезии. По некоторым прогнозам, индийцы получат контракты на месторождения вдоль границы с Кувейтом, индонезийцы – в Западной пустыне, китайцы – в центральной и южной частях Ирака, а вьетнамцы – на юге. Преимущества азиатских компаний перед американскими и английскими заключаются в том, что их страны не принимали участия в военном конфликте в Ираке. Поэтому отношение к ним иракского населения будет гораздо более позитивным.

Крупные западные компании вроде “Chevron”, “Exxon Mobil”, “British Petroleum” и “Shell” пока не торопятся приступать к разработкам месторождений в Ираке, ожидая улучшения ситуации в сфере безопасности. Например, довольно непредсказуемо оценивается ситуация в районе, расположенном недалеко от южного порта Басра, где доминируют шииты (там находится и месторождение “Западная Курна”). Однако это не значит, что иностранные компании не заинтересованы в реализации крупных нефтяных проектов в Ираке, где затраты на добычу 1 барреля нефти составляют всего несколько долларов при цене на мировом рынке свыше 70.

Сами иракцы заинтересованы в присутствии нефтяных гигантов Запада, чьи большие технические возможности хорошо известны. Поэтому именно они при поддержке США и Великобритании скорее всего окажутся победителями в конкурсе на участие в крупнейших проектах, который намечен на конец текущего года.

А каковы перспективы российского нефтяного бизнеса в Ираке, покажет время.

52.27MB | MySQL:103 | 0,627sec