Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (10 – 16 сентября 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и Пакистане. 13 сентября президент США Дж. Буш объявил о намерении вывести из Ирака в декабре 2007 г. 5,7 тыс. американских военнослужащих, а к июлю 2008 г. – сократить численность группировки ВС США в этой стране до 130 тыс. чел. (в настоящее время – 168 тыс. чел.). По мере приближения срока выборов президента страны (первая половина октября с. г.) внутриполитическая обстановка в Пакистане неуклонно осложняется.

10 сентября состоялся визит президента России В. В. Путина в ОАЭ – первый в истории двух государств. На переговорах в Абу-Даби стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в развитии многопланового сотрудничества, было подписано соглашение о сотрудничестве между МВД РФ и ОАЭ, ряд других документов.

В конгрессе США на минувшей неделе состоялись слушания по обстановке в Ираке, на которых выступили командующий американскими войсками в этой стране генерал Д. Петрэус и посол США в Багдаде Р. Крокер. Сразу же отметим, что в их докладах не содержалось принципиально новых оценок состояния и перспектив развития иракской ситуации, не было выдвинуто и новых идей по урегулированию конфликта в этой стране. Так, генерал Петрэус утверждал, что военные задачи операции в Ираке «в большей степени решены» и поэтому к лету 2008 г. можно будет сократить численность иракской группировки ВС США до 130 тыс. чел. По оценке генерала, американские войска во все большей степени будут переключаться от непосредственного участия в боевых операциях к «надзору» за действиями иракских силовиков, обучению местных военных. Посол Крокер заявил, что улучшение ситуации в Ираке возможно, но потребует времени и «решимости со стороны США». Позже президент Дж. Буш в своем обращении к нации подтвердил основные выводы и предложения генерала Д. Петрэуса и объявил о предстоящем сокращении численности американских войск в Ираке. В то же время Буш признал, что нынешнему иракскому правительству не удалось добиться политического примирения и обеспечить безопасность в стране. О возможности еще более радикального уменьшения американского контингента в Ираке заявил глава Пентагона Р. Гейтс. По его мнению, в случае улучшения обстановки в этой стране, к началу 2009 г. численность войск США там можно будет сократить до 100 тыс. чел.

Лидеры Демократической партии в Конгрессе в целом негативно расценили иракскую политику Белого дома, считая, что администрация Буша не смогла представить ни плана успешного окончания войны, ни «рационально убедить» их в необходимости ее продолжения. При этом демократы продолжают настаивать на установлении крайнего срока вывода американских войск из Ирака и прекращения войны.

В целом оценки ситуации в Ираке и предложения по урегулированию иракского конфликта, выдвигаемые как действующей республиканской администрацией, так и представителями демократов, зачастую основываются не только и не столько на реальном положении дел в этой стране, сколько обусловлены интересами начинающейся в США предвыборной кампании.

Между тем ситуация в самом Ираке продолжает оставаться очень сложной и напряженной. В различных районах страны не прекращаются теракты, вооруженные столкновения, другие насильственные действия, что не позволяет говорить о стабилизации обстановки в сфере безопасности. 13 сентября в г. Рамади (провинция Анбар) террористами из иракской «Аль-Каиды» был убит суннитский шейх А. С. Абу Риша, возглавлявший объединение племен, выступающих за сотрудничество с США. Сложным сохраняется положение правительства Ирака во главе с Н. аль-Малики, которое во многом не контролирует положение дел в провинциях. 15 сентября сторонники влиятельного радикального имама М. ас-Садра заявили о своем выходе из шиитской коалиции – Объединенного иракского альянса.

Внутриполитическая обстановка в Пакистане имеет тенденцию к дальнейшему осложнению. 10 сентября власти страны депортировали в Саудовскую Аравию видного деятеля оппозиции, бывшего премьер-министра Н. Шарифа, пытавшегося вернуться на родину для активного участия в политической деятельности. Одновременно были проведены массовые аресты (св. 4 тыс. чел.) сторонников Н. Шарифа. Другой влиятельный деятель оппозиции, также бывший глава правительства и лидер Пакистанской народной партии Б. Бхутто заявила о своем намерении 18 сентября вернуться на родину. Власти сообщили, что не будут препятствовать этому, одновременно подтвердив, что выдвинутые против Бхутто обвинения в коррупции все еще не сняты и по прибытию в Пакистан она может быть подвергнута судебному преследованию. Вместе с тем не исключено, что президент П. Мушарраф и Б. Бхутто смогут прийти к соглашению о создании политической коалиции.

Напряженная ситуация сохраняется на северо-западе Пакистана в районах, прилегающих к границе с Афганистаном. Здесь не прекращаются вооруженные столкновения правительственной армии и сил безопасности с отрядами племен, поддерживающих движение «Талибан» и сотрудничающих с «Аль-Каидой». 13 сентября крупный теракт против военнослужащих спецназа совершен недалеко от Исламабада. Погибли 15 человек.

Напряженная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. В результате ракетного обстрела израильской военной базы палестинскими боевиками из сектора Газа ранения получили 69 израильских военнослужащих. Боевики также продолжали ракетные обстрелы приграничных гражданских объектов Израиля. Со своей стороны, израильские военные проводили небольшими силами рейдовые операции против объектов палестинских боевиков в северной и южной частях сектора Газа. Вместе с тем, правительство Израиля пока не идет на проведение крупной войсковой операции против экстремистов в секторе Газа в ответ на ракетный обстрел военной базы. На Западном берегу реки Иордан израильские военные осуществляли активные мероприятия против боевиков палестинских экстремистских группировок. 16 сентября движение ХАМАС объявило о готовности соблюдать перемирие с Израилем.

10 сентября в Иерусалиме состоялась очередная (третья за последнее время) встреча премьер-министра Израиля Э. Ольмерта с главой ПНА М. Аббасом. По ее итогам, как и прежде, не было достигнуто каких-либо конкретных результатов. Израиль на данном этапе предпочитает не конкретизировать текст рамочного соглашения по основам будущего мирного договора с палестинцами, черновой вариант которого должен быть представлен на международной конференции по ближневосточному урегулированию (БВУ), намеченной на ноябрь с. г. Палестинцы же настаивают на обозначении конкретных путей и сроков решения таких проблем как статус Иерусалима, будущие палестино-израильские границы, проблема палестинских беженцев и др. В целом Э. Ольмерт считает, что не следует «ждать многого» от предстоящей международной конференции.

12 сентября М. Аббас провел переговоры с королем Саудовской Аравии Абдаллой, который призвал палестинцев (движения ФАТХ и ХАМАС) вернуться к диалогу и договоренностям о национальном согласии, достигнутым в Мекке в феврале 2007 г. Однако глава ПНА считает нецелесообразным ведение переговоров с ХАМАСом до тех пор, пока исламисты не восстановят «законные и легитимные структуры» власти в секторе Газа. Тем не менее, Аббас готов придерживаться мекканских договоренностей.

По вопросу о международной конференции по БВУ король Абдалла и М. Аббас заявили, что она должна предоставить возможность высказаться всем заинтересованным сторонам, включая Сирию и Ливан.

Министр Саудовской Аравии принц С. аль-Фейсал считает, что международная конференция по БВУ, созываемая по инициативе США, не будет иметь смысла, если на ней не предпримут шаги по реальному решению ключевых проблем арабо-израильского урегулирования, включая статус Иерусалима, проблемы границ, палестинских беженцев и др. Причем все эти вопросы, по мнению Эр-Рияда, должны решаться на основе арабской (саудовской) мирной инициативы 2007 г. Принц С. аль-Фейсал также дал понять, что его страна может отказаться от участия в работе конференции, если на форуме не будут приняты конкретные решения по арабо-израильскому урегулированию.

13 сентября представитель оппозиционного радикального исламистского движения «Талибан» Ю. Ахмед заявил о готовности талибов вступить в политический диалог с правительством Афганистана. Это заявление стало ответом на предложение о начале переговоров, выдвинутое президентом страны Х. Карзаем. Одновременно было заявлено, что руководство исламистов не слишком серьезно относится к инициативе Карзая, считая ее «неискренней» и «не имеющей глубокой подоплеки». Позже, 13 сентября Ю. Ахмед сообщил, что его «неправильно поняли» по вопросу о согласии талибов начать переговоры с властями и исламисты не намерены делать это до тех пор, пока США и их союзники не покинут пределы Афганистана.

На афганском юге в провинции Урузган, а также в ряде других районах страны продолжаются активные боевые действия сил международной коалиции и правительственных войск против отрядов талибских боевиков. По заявлению представителя НАТО в Кабуле, число нападений со стороны противника в последнее время значительно возросло, несмотря на то, что только с конца августа союзники уничтожили свыше 300 боевиков.

Канцлер Германии А. Меркель сообщила, что ее правительство не планирует изменять ни численность немецких войск, ни их дислокацию в Афганистане, а миссия бундесвера и в дальнейшем ограничится Кабулом и северными районами этой страны.

Постепенно вновь обостряется ситуация вокруг проблем, связанных с ядерной программой Ирана. Иранцы продолжают строительство экспериментального реактора на тяжелой воде в районе г. Арак, хотя МАГАТЭ неоднократно призывало Тегеран пересмотреть этот проект. Иран также официально отверг предложение генерального директора МАГАТЭ М. аль-Барадея об одновременном отказе ИРИ от работ по обогащению урана и отмене санкций Совета Безопасности ООН в отношении Исламской республики. При этом было заявлено, что Иран «продолжает разработки в ядерной сфере в соответствии с ранее утвержденными планами без каких-либо приостановок». В этих условиях США настаивают на введении дополнительных санкций в отношении ИРИ. Китай считает, что Иран должен в полном объеме сотрудничать с МАГАТЭ в интересах скорейшего достижения «позитивных результатов». Пекин вновь подтвердил, что выступает за мирное решение всех проблем, связанных с иранской ядерной программой.

14 сентября президент Судана О. аль-Башир предложил объявить в Дарфуре прекращение огня одновременно с началом мирных переговоров между правительством и повстанцами по урегулированию конфликта в этом регионе страны. Как известно, переговоры должны начаться 27 октября с. г. в Ливии. В то же время видные лидеры повстанцев скептически отнеслись к предложению суданского президента, не верят его обещаниям прекратить боевые действия. Они обвиняют Хартум в эскалации напряженности в Дарфуре, стремлении перед началом переговоров установить контроль над возможно большей территорией региона. В этих условиях руководители некоторых повстанческих группировок не видят смысла в политическом диалоге, что ставит под вопрос проведение нового раунда переговоров.

В столице Эритреи Асмэре прошел съезд сомалийских оппозиционных организаций, в работе которого участвовало ок. 400 человек. 12 сентября на съезде было объявлено о создании широкой коалиции – «Альянса за освобождение Сомали (АОС). Лидером коалиции избран Ш. Ахмед – руководитель наиболее крупной группировки оппозиции «Союза исламских судов». Главной задачей АОС провозглашено освобождение страны от эфиопской оккупации и свержение международно признанного временного правительства Сомали, что предполагается достичь преимущественно путем вооруженной борьбы, но не исключаются и «дипломатические усилия». Президент Эритреи Й. Афеворк заявил о поддержке борьбы сомалийской оппозиции.

Приложение

Об антитеррористической операции ливанской армии в лагере Нахр-аль-Барид

2 сентября власти Ливана официально объявили о завершении разгрома вооруженной экстремистской исламистской группировки «ФАТХ-аль-Исламий» и установлении ливанской армией полного контроля над лагерем палестинских беженцев Нахр-аль-Барид в близи г. Триполи на севере страны. В ходе ожесточенной вооруженной конфронтации, продолжавшейся 106 дней (с 20 мая), погибли 163 военнослужащих ВС Ливана, 222 боевика и 42 мирных жителя. Ранения получили до 500 солдат и офицеров (причем многие из них стали инвалидами), а 202 боевика были взяты в плен. Части боевиков удалось скрыться, главным образом в близлежащем горном районе Аккар. До настоящего времени не известна судьба главаря группировки Шакера аль-Абсси. Сам лагерь в ходе боев оказался в значительной степени разрушен, а ок. 40 тыс. человек его обитателей покинули Нахр-аль-Барид и в настоящее время в основном проживают в платках рядом с соседним палестинским лагерем Беддави. Оценочно, на восстановление лагеря и прилегающих к нему селений потребуется сумма в 382,5 млн долл. Правительство заявило, что в дальнейшем Нахр-аль-Барид перейдет под контроль ливанских властей.

Логично возникает вопрос, почему ливанским военным потребовалось три с половиной месяца для разгрома сил боевиков, насчитывавших немногим более 500 человек.

По информации зарубежных СМИ, в боевых действиях против экстремистов непосредственно участвовало всего ок. 2000 военнослужащих сухопутных войск. Кроме того, к борьбе с экстремистами привлекались подразделения ВВС и ВМС. Ряд частей сухопутных войск находилась в прилегающих к зоне боев районах, выполняя совместно с подразделениями сил внутренней безопасности МВД задачи по блокированию зоны конфликта, прочесыванию местности и др. Вместе с тем, вооруженные силы Ливана насчитывают 72,1 тыс. чел. (сухопутные войска 70 тыс., ВВС – 1,0 тыс. и ВМС – 1,1 тыс. чел.). Однако в боевых соединениях и частях насчитывается всего ок. 45 тыс. военнослужащих. Из них свыше 15 тыс. чел размещены в южных районах страны, где совместно с силами ООН (13,5 тыс. чел.) обеспечивают выполнение условий прекращения огня с Израилем. 8 тыс. солдат и офицеров дислоцированы вдоль границы с Сирией (375 км) с задачей не допустить проникновения на ливанскую территорию боевиков и контрабандного провоза оружия. Еще 8 тыс. чел. находятся в Бейруте, оказывая содействие МВД в обеспечении безопасности в столице в условиях сложной внутриполитической ситуации, обостренного противостояния правящей коалиции с оппозицией.

Операция в Нахр аль-Барид отчетливо продемонстрировала нынешнее, отнюдь не благоприятное состояние вооруженных сил Ливана: невысокий уровень подготовки личного состава, крайне слабое техническое оснащение. Вместе с тем ход боев продемонстрировал, что вооруженные силы Ливана являются единым, управляемым организмом. Солдаты и офицеры, вне зависимости от своей конфессиональной принадлежности и политических симпатий, проявили дисциплинированность, патриотизм, желание разгромить экстремистов. В этом их поддерживали все политические силы страны, ливанское население.

Как известно, на протяжении многих лет ливанская армия не получала новых образцов вооружения и военной техники. Последние крупные поставки имели место в первой половине 1990-х гг., но и тогда ливанцы получили из США и Сирии далеко не самые современные образцы. В итоге на сегодняшний день ВС Ливана совершенно не имеют современной боевой техники, а имеющееся войсках вооружение представлено разнотипными, морально устаревшими и во многом физически изношенными образцами, что затрудняет его эксплуатацию, обслуживание и ремонт, усложняет обучение личного состава. Естественно, что все это оружие не отвечает современным требованиям военного дела, не позволяет армии эффективно решать поставленные задачи, в т. ч. по борьбе с террористическими группировками. Так, танковый парк представлен советскими Т-55 и американскими М-48, легкая бронетехника – разнотипным набором американских и французских бронетранспортеров и бронемашин, артиллерия – американскими и советскими гаубицами и пушками 1950-х — начала 1960-х гг. Практически отсутствуют силы ПВО. ВВС не имеют боевых самолетов и вертолетов. Отсутствует хорошая база для технического обслуживания и ремонта оружия. Слабо развит войсковой тыл, недостаточными являются запасы вооружения, боеприпасов и материальных средств. Войска испытывают острый дефицит запасных частей, что обуславливает низкую техническую готовность техники.

После войны ливанской «Хизбаллы» с Израилем летом 2006 г. США, другие страны НАТО, аравийские монархии обещали правительству Ф. ас-Синьоры оказать помощь в модернизации ливанских ВС, в т. ч. путем поставок нового вооружения и техники. Речь, в частности, шла о предоставлении ливанцам 45 танков «Леопард-1», 20 155-мм самоходных гаубиц М-109, ЗРК ближнего действия, патрульных катерах и др. Кроме того, министерство обороны Ливана запрашивало танки М-60, модернизированные ПТУРы ТОУ, боевые вертолеты, приборы ночного видения. США в 2007 г. должны предоставить Ливану военную помощь на 270 млн долл. Однако все эти обещания к началу вооруженного конфликта с экстремистами так и не были выполнены. Лишь американцы поставили 60 автомобилей «Хамвей» и партии снаряжения.

В итоге ливанские военные в дни боев были вынуждены прибегать к различного рода импровизациям. Так, на американские транспортные вертолеты UH-1H монтировали снятые со списанных «Миражей» приспособления для бомбометания. При этом использовался запас из 1000 старых бомб весом 250 и 400 кг, закупленных еще в 1960-е гг. По оценке военных, такого рода «бомбардировщики» в целом показали себя неплохо, оказав действенную помощь наземным силам. Для продвижения штурмовых групп использовались бульдозеры с навешенными стальными листами, что хоть как-то позволило уменьшить потери от огня снайперов противника. Уже в дни боев США и аравийские монархии по воздуху перебросили в Ливан партии артиллерийских и танковых боеприпасов, а Сирия передала снаряды для советских 122-мм гаубиц и 130-мм пушек. Полученные из ОАЭ боевые вертолеты «Газель» не имели ракетного вооружения. По заявлению командующего ливанской армией генерала М. Сулеймана, именно нехватка «соответствующего вооружения» явилась одной из главных причин того, что экстремисты не были разгромлены в короткий срок.

В то же время ливанским военным противостояла хотя и не очень многочисленный, но хорошо обученный и оснащенный противник, умело использовавший для обороны особенности местности и построенные на территории лагеря силами ООП еще в 1970-е гг. бетонные укрытия и разветвленную сеть подземных туннелей и ходов сообщения. Многие подступы к позициям боевиков были заминированы. У исламистов имелось большое число снайперов, в т. ч. вооруженных винтовками с лазерными прицелами, от огня которых военные понесли большие потери. Противник располагал различного рода взрывными устройствами, противотанковыми средствами, реактивными снарядами, не испытывал нехватки боеприпасов и продовольствия. Многие боевики, среди которых были выходцы из различных стран — палестинцы, ливанцы, сирийцы, саудовцы, йеменцы, иракцы, иорданцы и др. – имели практический боевой опыт, полученный в Афганистане и Ираке. Бои на всем протяжении конфликта носили упорный и ожесточенный характер. Экстремисты неоднократно совершали вылазки из осажденного лагеря, подвергали ракетным обстрелам прилегающие к нему территории. В то же время правительственные войска буквально «на ходу» получали необходимый боевой опыт, оплачивая его большой кровью.

Таким образом, итоги операции против исламистских экстремистов показали, что ВС Ливана остро нуждаются в оснащении современным вооружением и значительным улучшении качества подготовки всех категорий личного состава. Правительство страны обещает принять для этого необходимые меры. Вопрос о возможных военных поставках и помощи в обучении ливанских военнослужащих был одним из главных на недавних переговорах в Берлине премьер-министра Ливана Ф. ас-Синьоры с канцлером Германии А. Меркель. В начале сентября Москву с визитом должен был посетить министр обороны Ливана М. Мурр (визит, как сообщается, отложен по внутриполитическим причинам), который намеревался обсудить с российскими представителями возможные поставки для ВС страны оружия (ПТРК, БМП, средства ПВО, приборы ночного видения и др.) и вопросы оказания содействия в подготовке военных кадров.

В целом в результате разгрома экстремистской исламистской группировки «ФАТХ аль-Исламий» в Ливане был ликвидирован опасный очаг напряженности, представлявший серьезную угрозу для безопасности страны.

52.29MB | MySQL:103 | 0,621sec