О проблемах финансирования миротворческих контингентов в Сомали и зоне Сахеля

Согласно ряду источников, военнослужащие батальона «Хилл 6» вооруженных сил Джибути (ФАД), который пришел на место дислокации в рамках ротации батальона «Хилл 4» в декабре 2018 года в районе Джалалакси в секторе 4 операций АМИСОМ (миссия Африканского союза в Сомали) в районе Хирана, не получал зарплату с момента своего развертывания. Это обстоятельство создают серьезные риски возникновения серьезных волнений среди военных. При этом согласно источникам в штаб-квартире в Африканском союзе, правительство Джибути и верховное командование армии исправно и в срок получают средства, выделенные им для участия их вооруженных сил в АМИСОМ. То есть, налицо явная коррупционная составляющая этого процесса. На фоне этого бурундийские солдаты в АМИСОМ ежемесячно получают свою зарплату, несмотря на то, что президент Бурунди Пьер Нкурунзиза удерживает 20% от их зарплаты в рамках обеспечения финансирования своей перевыборной кампании в 2020 году. Одновременно с этим стало известно, что командование бурундийский контингент АМИСОМ сепаратно договорился с Пентагоном об оказании ему персонально материальной поддержки. Президент США Дональд Трамп недавно принял решение выделить Бурунди значительную долю из 25 млн долларов, предназначенных для африканских сил в Сломали. Распределение этого разового взноса было делегировано 6 сентября его заместителю госсекретарю Джону Салливану. Трамп имеет право тратить 25 млн долларов в год на программы международной помощи по своему выбору, не требуя предварительного согласия Конгресса. В Сомали часть этих средств вновь пойдет на выплату жалованья военнослужащим Народных сил обороны Уганды (НСОУ), которое они уже получили в начале октября. Отметим, что с января АС не смог выплатить Уганде вознаграждение за участие ее военных в операциях в Сомали. Ну а остальные средства поступят в распоряжение бурундийского контингента. В этой связи напомним, что годовой бюджет АМИСОМ составляет более одного миллиарда долларов, что более чем достаточно для выплаты зарплат военным. При этом с 2007 года миссия понесла потери в более чем в 1700 военных, а с этого года у нее больше нет воздушного потенциала, в связи с чем она испытывает большие проблемы с оперативным развертыванием: в этом компоненте она серьезно уступает аналогичным возможностям исламистским экстремистам «Аш-Шабаб», с которыми она должна бороться. Кроме того, в 2016 году финансирование АМИСОМ из Европейского союза сократилось на 20%. Это следует из конфиденциальной записки командования АМИСОМ летом с.г. Там же указывается и спорная ситуация с выплатой жалования бурундийскому контингенту по вине правительства этой страны, которая удержала часть этой суммы. В самом командовании миссии царит разобщенность, поскольку Народные силы обороны Уганды (НСОУ), которые хотят единолично руководить обороной исключительно городов, фактически выталкивают бурундийский контингент в буш. Кенийский контингент делает то же самое в Кисмайо, заменяя 250 бурундийских солдат, ответственных за защиту порта. По данным НСОУ, к февралю в транзитном центре в Могадишо вместо запланированных 300 человек проживала тысяча бурундийских солдат. Командование контингентом Джибути, со своей стороны, также предупредили о скором его выводе из состава миссии. Этим же постоянно пугают и в Найроби. Причина в данном случае прозаична: АС не может договориться о финансировании этой миссии, уповая на то, что ее финансирование возьмет на себя ООН. А ООН этому варианту всячески противится. В этой связи отметим, что страны региона при активной поддержке КСА, АРЕ и ОАЭ прорабатывают альтернативные варианты деятельности дышащей на ладан АМИСОМ за счет создания новой миротворческой миссии из состава эфиопских вооруженных сил. На основе сказанного и в связи с последней адресной поддержкой со стороны Вашингтона именно угандийским и бурундийским военным напрашиваться вывод о том, что именно эти силы используются американским военными в Сомали наиболее активно и находятся в орбите их влияния. прежде всего с точки зрения обеспечения миссии американских войск в Сомали с точки зрения проведения операций беспилотников. Использование дронов продолжает оставаться главным инструментом воздействия на ситуацию. Так, только в текущем году военнослужащие США нанесли в Сомали 55 авиаударов, ликвидировав более 300 боевиков. Последним таким эпизодом стала операция 30 сентября. Американские военнослужащие тогда ликвидировали 10 боевиков радикальной группировки «Аш-Шабаб» в ответ на атаку на базу в Баледогле в Сомали, находящуюся под контролем западных военных сил. Это    атака была совершена на аэродром в Баледогле близ Магадишо, где расквартировано подразделение США, занимающееся обслуживанием дронов, за два дня до ответного удара. Террористы подорвали тогда начиненную взрывчаткой машину у ворот базы, вслед за этим группа боевиков попыталась прорваться на ее территорию. Авиабаза в Баледогле является центральным элементом системы противодействия террористам в Сомали и нанесения беспилотными аппаратами ударов по объектам «Аш-Шабаб». Вот собственно интересом обеспечения безопасности этой базы и обусловлена отдельная забота американцев о благополучии бурундийцев и угандийцев, которые играют ключевую роль в охране этой базы. При этом Вашингтон очень прохладно относится к инициативе аравийцев в рамках создания подконтрольной себе миротворческой миссии в Сомали.
Остальные американские средства из этой статьи будут направлены на другой приоритет Трампа на континенте, а именно на финансирование группы G5 Сахеля. Бенефициарами при этом будут мавританские вооруженные силы, что особенно знаково на фоне того, что Европейский союз временно приостановил выплату своего взноса в размере 138 млн евро. Из-за медлительности европейских операторов, которые отвечают за финансирование сил G5, ЕС может принять решение о выделении своих средств непосредственно через бюджетную помощь. При этом, по утечкам из Еврокомиссии, объявленный главой европейской дипломатии Федерикой Могерини во время ее турне по Сахелю в июле, последний взнос в размере 138 миллионов евро от Европейского союза (ЕС) для сахельских совместных сил G5 до сих пор не выпущен и вряд ли будет выпущен до начала 2020 года. Причина этой задержки заключается в том, что ЕС в настоящее время рассматривает возможность предоставления прямой бюджетной помощи странам G5 Sahel. Первый европейский взнос в размере 100 млн евро в основном осуществлялся Францией, которая контролировала закупку около пятидесяти бронированных бастионов фирмы «Аркус» и различного нелетального оборудования (бронежилеты и др.). Несколько государств-членов Сахельской группы G5, и не в последнюю очередь Буркина-Фасо, открыто жаловались на «медлительность» французского поставщика услуг в поставках оборудования, в результате которой первые бронированные машины вряд ли прибудут в регион до первого квартала 2020 года. Глава Генерального директората ЕС по международному сотрудничеству и развитию (DEVCO) Стефано Мансервиси считает эти критические замечания обоснованными, и в настоящее время он активизирует лоббирование прямой бюджетной помощи пяти странам. Хотя процент европейского взноса, который будет проходить через этот канал, еще не определен, предоставление прямой бюджетной помощи может столкнуться с рядом бюрократических препятствий, учитывая правила соблюдения ЕС, особенно с точки зрения «прозрачности» и «отслеживаемости» средств. Некоторые из государств-членов «Большой пятерки» в настоящее время не выполняют этих предварительных условий. В июле ЕС приостановил свою финансовую помощь Вооруженным силам Мали (FAMa) после выявления «отсутствия прослеживаемости в том, как использовались его средства». На этом фоне он уже несколько недель работает над созданием нового партнерства со странами «Большой пятерки». Тем не менее, некоторые из контрактов на оборудование для Сахельских силам по-прежнему, вероятно, будут управляться Experience France, которая сталкивается с растущей конкуренцией со стороны Civipol, оператора Министерства внутренних дел Франции. При этом предполагается, что Национальное агентство развития Германии GIZ будет управлять только крошечной частью этих средств. Со своей стороны Берлин, который вместе с Парижем поддерживает совместные силы G5, также стремится обеспечить роль своего агентства по развитию GIZ в оказании помощи силам, в частности, путем управления более значительной частью нового бюджета в размере 138 млн евро. Чтобы закрепить за собой эту роль, немецкое агентство готово снизить свои довольно высокие управленческие сборы (свыше 30%). Глава GIZ Таня Гоеннер в последние месяцы стремилась развивать более тесные связи с пятью странами G5. Берлин, который в настоящее время является председателем Сахельского альянса (органа, ответственного за содействие глобальному развитию региона), также выразил желание участвовать в ряде проектов развития в Сахеле. Из всего сказанного следует только то, что задержка с финансированием этой миссии со стороны Брюсселя объясняется в основном в силу растущей конкуренции между Берлином и Парижем за право распределять средства соответствующей статьи бюджета ЕС с учетом скорой кадровой ротации в Еврокомиссии. При этом немцы не собираются наращивать непосредственно свой военный контингент в зоне Сахеля и предполагают сохранить прежний формат своего участия в этой миссии: обеспечение логистики и ремонт техники контингента африканских стран.
И на этом фоне американцы начинают активизировать свою адресную поддержку в тех точках, которые он и полагают критическими для своих национальных интересов. Причем не только с военной точки зрения. 12 сентября вашингтонская фирма Chemonics выиграла еще один контракт от USAID на сумму более 2 млн долларов. Филиал этой компании в Могадишо будет осуществлять учебную программу по вопросам транспарентности от имени этого учреждения. При этом эта компания не участвовала ни каких тендерах по этому вопросу, а получило такой контракт волевым решением. Chemonics уже активно работает в Сомали и ранее работал в парламенте. С 2012 по 2018 год фирма работала над проектом поддержки систему управления, опять же от имени USAID. В прошлом году компания Chemonics также заключила Европейский контракт через Фонд стабильности Сомали (SSF) на проведение аналогичных миссий в ассамблеях Джубаленда, Гальмудуга, юго-западного штата и Хиршабелле. USAID намерена разделить расходы по своей программе с SSF. Для Американского института главной целью этого проекта является подготовка сомалийских депутатов к управлению европейскими фондами. Европейский союз планирует профинансировать федеральный бюджет Сомали в размере 92 млн евро к 2021 году. Вторая цель Chemonics будет заключаться в том, чтобы помочь членам парламента Сомали выполнить условия, установленные Международным валютным фондом, с тем чтобы добиться облегчения долгового бремени страны. Такое участие USAID в сомалийском досье в общем-то выглядит логично с точки зрения стремления американцев переформатировать свое участие с точки зрения начала нового этапа борьбы за местную элиту. Операция ЦРУ США по расколу исламистов из «Аш-Шабаб», которую агентство проводило несколько лет, таким образом окончательно признана неудачной, что диктует необходимость нового подхода в установлении кооперации практически со всеми слоями местной племенной элиты не только в самом Могадишо, но во всех полугосударственных анклавах на сомалийской территории.

52.78MB | MySQL:104 | 0,424sec