Противоречивые вехи экономической дипломатии Катара

В условиях продолжающейся обструкции со стороны Саудовской Аравии и ее союзников, а также ужесточенной позиции администрации США в отношении проводимой Катаром политики в регионе, в том числе связанной со спонсированием радикальных исламистских организаций «на самом высоком уровне» (Д.Трамп, 2017 г.), Доха активно маневрирует и ищет альтернативные способы укрепления своего статуса в регионе. В качестве одного из таких инструментов Катар недавно выбрал для себя путь активной экономической дипломатии.

Новый курс многовекторной торгово-экономической дипломатии, диссонирующий с политическими амбициями и устремлениями Дохи, оказался вынужденной мерой в условиях ограниченного маневра. Неудивительно, что сразу же после введения дипломатической и торгово-экономической блокады Катара со стороны Саудовской Аравии и ее союзников летом 2017 года, власти страны оказались в сложном положении. И потому последовательно занялись укреплением национальной экономики, уделяя приоритетное внимание диверсификации торговых связей, развитию туризма и укреплению национальной продовольственной безопасности. Катар активно готовится принять у себя следующий Чемпионат мира по футболу в 2022 году, который катарские власти рассчитывают использовать в качестве важного репутационного бонуса в своей публичной дипломатии. Разумеется, патронаж и спонсирование базирующегося в стране влиятельного новостного агентства Аль-Джазиры идет в этом же русле.

Сегодня катарская экономика демонстрирует устойчивый рост, один из самых стабильных в регионе. По данным Всемирного банка, до 2021 года экономика Катара будет расти в среднем по 3.4% в год, а локомотивом этого роста может стать не только нефть, но и сфера услуг, особенно по мере приближения чемпионата мира по футболу. Напомним, что в 2018 году вследствие дипломатического кризиса вокруг Катара и блокады со стороны Саудовской Аравии, рост экономики составлял упал до 1%. В итоге Катару удалось восстановиться, и его экономика признается сегодня международными экспертами и авторитетными финансовыми институтами стабильной и конкурентоспособной в регионе.

Одной из слабых звеньев катарской экономики в условиях внешней обструкции является продовольственный сектор. Ведение сельского хозяйства в стране было всегда ограничено климатическими и ресурсными сложностями (дефицит почвы и воды), и являлось энергозатратным. В условиях дипломатической блокады устойчивое обеспечение местного населения продовольствием было оценено в качестве одного из самых серьезных рисков для безопасности страны. Именно поэтому Катар в последние два года не жалеет сил и средств от экспорта нефти, инвестируя в рост местного производства и добиваясь таким образом самообеспеченности по стратегическим видам продовольственной номенклатуры. В итоге, в этом году Катар стал лидером среди арабских стран по уровню национальной продовольственной безопасности, заняв первое место по Глобальному продовольственному индексу и 22-ую строку в мировом масштабе. Если ещё до блокады Катар обеспечивал около 15% своих потребностей в молочной продукции и курятине, то сейчас он полностью обеспечивает себя сам. Рост производства овощей и фруктов оставляет в среднем 20% в год, и планируется в следующем году вырасти на 30-60%. Также Катар производит сейчас 85% своих потребностей пшеницы и 75% рыбной продукции. Причем, оба сектора находятся в активной фазе роста.

Успеху катарского экономического развития в 2017-2019 гг. в немалой степени способствовала и активная торговая дипломатия. Несмотря на имеющиеся политические противоречия, Дохе удалось открыть новые торговые маршруты и расширить торговый оборот со многими партнёрами в регионе и за его пределами. Этому способствовали устойчивые финансовые поступления о нефти и газа, которые власти Катара инвестировали через государственно-частные партнерства в диверсификацию торговых связей. Кроме того, Катар выделил за последний год миллиарды долларов в сооружение и создание нового транспортного порта в регионе Залива.

Быстрое восстановление катарской экономики также способствовало развитию активно стимулируемого малого и среднего бизнеса. За короткий период, в сфере услуг, промышленного производства и продовольственной отрасли открылись 823 новые частные катарские компании. Только в промышленном производстве было реализовано более 300 новых проектов. Все это привело к динамичному росту сектора, не связанного с экспортом углеводородов катарской экономики и стимулировало развитие частного сектора и приток новых инвестиций в эти отрасли. Также власти Катара начали реформу в сфере лицензирования и патентов, поставив задачу снижения бюрократических барьеров и упрощения соответствующих процедур, особенно для коммерческих и промышленных лицензий, в целях привлечения инвесторов.  Большая роль также отводится дальнейшему развитию и расширению свободных экономических зон.

По примеру других богатых стран Залива Катар последовательно наращивает свои донорские взносы на гуманитарное содействие. Реализуется это по линии Катарского национального фонда развития. Деятельность фонда осуществляется под патронажем Министра иностранных дел и вице-премьера А.Аль Тани. Начиная с 2015 года по линии катарского фонда развития было выделено 2.24 млрд донорских средств, причем общий объем донорской помощи последовательно рос в среднем на 19% ежегодно.

Географические приоритеты политики Катара в области развития, разумеется, имеют политическую подоплеку и сфокусированы на ближневосточном регионе (77% всей донорской помощи Катара в 2018 году), но не ограничиваются этим. В прошлом году они охватывали более 70 стран в Азии, Африки и Латинской Америки. Очевидно, что гуманитарные интервенции Катара имеют четкий политический фокус и направлены на поддержание имиджевой составляющей страны. Кроме того, гуманитарные интервенции, особенно по двусторонним каналам, в обход институтов ООН, часто удобно использовать для того, чтобы камуфлировать поддержку партнерским радикальным организациям в регионе, особенно движению ХАМАС в секторе Газа.

В целом, реализуемая Дохой новая экономическая стратегия является вынужденным выбором в условиях растущего внешнего давления и прозвучавших в адрес Катара серьёзных обвинений от соседей в «раскачивании ситуации с безопасностью и стабильностью» в регионе. Не говоря уже о позиции внешних игроков, включая Вашингтон. Запущенный в ответ новый экономический курс был призван сгладить имиджевые потери, нивелировать риск внутреннего кризиса (особенно в контексте мер по укреплению национальной продовольственной безопасности и самообеспеченности) и стабилизировать экономический и инвестиционный климат. Первые шаги по реализации этой стратегии оказались для катарских властей положительными, и в краткосрочной перспективе им удалось отыграть несколько важных позиций. Однако насколько длительным будет эффект нового экономического курса, с учетом его противоречивого характера и явных расхождений с политическими амбициями катарских властей, на нынешнем этапе спрогнозировать трудно.

52.25MB | MySQL:103 | 0,481sec