О деятельности авиационного компонента МООФ на территории САР

Известно, что для проведения операции «Непоколебимая решимость» Многонациональное объединенное оперативное формирование (МООФ) было сформировано из четырех компонентов: авиационный, наземный, морской и сил специальных операций. Военными обозревателями китайского ежемесячного журнала «Мир авиации» (официальное издание Китайской авиастроительной корпорации) в октябре 2019 был рассмотрен авиационный компонент МООФ действующий на территории Сирийской Арабской Республики (САР). Авторами китайского издания отмечается, что авиационная группировка МООФ включала в себя свыше 160 боевых самолетов бомбардировочной и тактической авиации, а также около 170 стратегических и оперативно-тактических БПЛА. Примечательно, что подавляющее число летательных аппаратов принадлежало ВВС США. Ими и (или) с их участием выполнено около 75% боевых вылетов и до 90% задач по ведению воздушной разведки, дозаправке в воздухе и транспортировке войск и грузов. Воздушная группировка носителей крылатых ракет США составляла 7 самолетов В-52Н и 64 самолета тактической авиации разных типов. Вся бомбардировочная авиация базируется на авиабазе «Эль-Удейд» в Катаре. Самолеты тактической авиации базируются: F-15Е – авиабаза «Ас-Салти» в Иордании, F/A-18 – авианосец «Нимитц» ВМС США. Китайскими обозревателями отмечается, что особенностью применения авиации против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) является отход от нанесения «стандартных» массированных ракетно-авиационных ударов по причине рассредоточенности формирований боевиков и использования ими трудноразведываемых подземных коммуникаций (тоннелей), наличия объектов гражданской социальной инфраструктуры и мест нахождения большого количества мирных жителей. Актуальность приобретали одиночные и групповые авиационные удары с максимальным использованием высокоточного оружия (ВТО). Хотя, как отмечают китайские обозреватели, примеры бомбардировок Ракки и других городов свидетельствуют об исключениях в реализации этой стратегии. Для оценки интенсивности боевых действий авиации китайские специалисты приводят данные за 2018 год. В течение года американской авиацией было выполнено более 36 000 вылетов, из них свыше 18 000 – для решения задач непосредственной авиационной поддержки наземных войск, воздушного прикрытия и нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям. Нанесено свыше 13 300 авиационных ударов, израсходовано около 25 000 ед. авиационных средств поражения. Для сравнения приводятся данные за 2017 год, когда основные усилия авиационной группировки МООФ в Сирии были сосредоточены на оказании авиационной поддержки курдским ополченцам и «умеренной» сирийской оппозиции в районах населенных пунктов Ракка (более 50%), Дейр-эз-Зор (до 25%), Эт-Табка (около 15%). По состоянию на июль 2017 года при решении этих задач ВВС США совершили около 48 000 самолето-вылетов и нанесли более 16 000 авиационных ударов. За весь активный период операции ВВС США совершили около 200 000 самолето-вылетов, в том числе около 60 000 – для решения боевых задач. При этом американская авиация нанесла по объектам ИГ на территории Сирии около 20 000 ударов.

Анализ состава применяемых авиационных средств, приведенных в китайском военно-техническом издании, показывает повышение роли беспилотных летательных аппаратов в военном конфликте. В интересах решения задачи авиационной поддержки войск интенсивно применяются многоцелевые БПЛА MQ-1 «Предатор» и MQ-9 «Рипер» ВВС США. Так, по подтвержденной из разных источников информации в ходе наступления «Сил демократической Сирии» (СДС) на сирийский город Манбидж, с мая по август 2016 года, операторы многоцелевых БЛА MQ-1 «Предатор» и MQ-9 «Рипер» осуществили управление почти 500 боевыми вылетами, в ходе которых было израсходовано более 300 высокоточных управляемых ракет AGM-114 «Хеллфайр». Кроме того, с борта MQ-9А «Рипер» была впервые применена управляемая авиационная бомба GBU-38, оснащенная инерциальной системой наведения с коррекцией по данным космической радионавигационной системы «Навстар». Также командованием ВВС США в ходе операции изучались и использовались новые способы применения многоцелевых БПЛА. В частности, при решении боевых задач отрабатывались порядок их применения в составе пар и малых групп. Основной формой выполнения боевых задач авиационным компонентом МООФ в САР являлись боевые действия и систематические боевые действия. Основными способами применения стратегической, тактической и авианосной авиации в операции против ИГ на территории Сирии являлись нанесение авиационных ударов и выполнение специальных полетов. Основными способами действий тактической авиации ВВС США являлись нанесение одиночных групповых авиационных ударов, которые осуществляются, как правило, парами по одному или нескольким объектам с высот, не доступных ЗРК. Исключение составляли штурмовики А-10 с бронированной защитой, атакующие наземные цели с малых высот, применяющие неуправляемые авиационные ракеты и пушечное вооружение. Выход из атаки осуществляется с противоракетным маневрированием и использованием отстреливаемых тепловых ловушек. При этом тактическая авиация привлекалась, в основном, к нанесению ударов по заранее заданным целям из положения дежурства на земле. Постановка задачи экипажам самолетов тактической авиации осуществлялась, в основном, до вылета. В этом случае доводится информация о вновь выявленных, в том числе мобильных, целях. Кроме того, предусматривается способ действий тактической авиации по запросу наземных сил. Для этого привлекались находящиеся в зонах воздушного патрулирования самолеты F-15, F-16, F/А-18 и А-10. Отмечается, что целеуказания в данном случае поступали от передовых авианаводчиков, а объектами атаки являлись скопления боевиков, их техника и районы нахождения лидеров ИГ.

Стратегическая авиация ВВС США применялась преимущественно одиночными самолетами, имеющими боевую зарядку обычными вооружениями. Кроме того, обозреватели китайского издания акцентируют внимание на следующем моменте: самолеты В-52 ВВС США применялась для решения задач психологической борьбы путем «залистования» территорий (проведение психологических операций путем сброса агитационных листовок), подконтрольных боевикам ИГ. Анализ применения самолетов В-52 ВВС США в ходе операций в Афганистане, Ираке и Сирии показывает, что для решения задач ежедневно задействовался один стратегический бомбардировщик В-52, сопровождаемый четырьмя-шестью самолетами тактической авиации. При этом можно отметить постепенный рост случаев использования данных самолетов для нанесения ударов по вновь выявленным и критичным по времени целям способом из положения дежурства в воздухе.

Отмечается, что особое внимание уделялось разведывательному обеспечению. В этих целях ежемесячно совершались до 170 самолето-вылетов, из которых около 130 приходятся на БПЛА. Сведения о местах дислокации и передвижения формирований ИГ добывались американскими средствами воздушной и космической разведки. Использовались самолеты RC-135 «Ривет Джойнт», U-2S «Дрэгон Леди», а также БЛА RQ-4 «Глобал Хок», MQ-9 «Рипер» и MQ-1 «Предатор». По китайской оценке, самолеты стратегической разведывательной авиации выполняли разведывательные задачи одиночно, как правило, на больших высотах. Интенсивность полетов самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) составляла один-два вылета в сутки, что обеспечивает непрерывный контроль воздушного пространства и эффективное управление деятельностью боевой авиации ВВС США. Основными районами ведения разведки были северные и северо-западные провинции Сирии. Добываемые пилотируемой разведывательной авиацией сведения передавались по спутниковым каналам связи и через центр управления воздушными операциями командования ВВС ОЦК ВС США для обработки и распределения между заинтересованными потребителями. Китайские эксперты предполагают, что обработка разведывательных сведений, полученных от БПЛА, осуществлялось в центре управления полетами БПЛА (авиабаза «Бил», шт.Калифорния). Для решения задач разведки на постоянной основе также задействуется американская орбитальная группировка космических разведывательных систем в составе 36 спутников. Общее руководство силами и средствами разведки в интересах обеспечения коалиционных ВВС в зоне конфликта осуществлялось разведывательным центром ОЦК ВС США (авиабаза «Мак-Дилл», шт.Флорида).

 Авиабазы, задействованные для передового базирования ВС государств, принимающих участие в операции «Непоколебимая решимость» (по данным издания «Мир авиации»)

п/п

Страна Авиабаза Пункт базирования
1. ОАЭ Аль-Минхад Дубай
2. ОАЭ Эль-Дафра Абу-Даби
3. Иордания Ас-Салти Аль-Азрак
4. Иордания Король Абдулла II Зарка
5. Ирак Эль-Асад Багдад
6. Кувейт Ахмед Аль-Джабер район горы Руджм эд-Джихтан
(50 км юго-западнее Эль-Кувейт)
7. Кувейт Аc-Салем 10 км западнее Эль-Джахра
8. Саудовская Аравия Король Фейсал Табук
9. Саудовская Аравия Король Фахд Таиф
10. Саудовская Аравия Король Халед Хамис-Мушайт
11. Великобритания Брайз Нортон Брайз Нортон
12. Великобритания Уоддингтон Линкольн
13. Великобритания Акротири Кипр
14. США Элсуэрт штат Южная Дакота
15. США Дайс штат Техас
16. США Эль-Удейд Катар
17. Турция Инджирлик Адана

В заключении необходимо отметить, что в связи с удаленностью объектов огневого поражения от пунктов дислокации экспедиционных авиационных формирований ВС США в Ближневосточном регионе существенная нагрузка приходилась на парк стратегических транспортно-заправочных самолетов, экипажи которых по оценке обозревателей китайского издания «Мир авиации» за первое полугодие 2019 года выполнили более 34 000 самолето-вылетов, осуществив более 160 000 дозаправок топливом в воздухе. Общее количество перекаченного с борта на борт топлива составляет более 1 млн. тонн, поскольку ежемесячно экипажи транспортно-заправочных самолетов совершали не менее 200 самолето-вылетов.

52.72MB | MySQL:104 | 0,385sec