Украина объявила об открытие своего дипломатического представительства в Иерусалиме

Борьба за официальное признание международным сообществом Иерусалима в качестве столицы Государства Израиль и перевод в этого город аккредитованных в еврейском государстве иностранных дипломатических представительств является одним из важнейших направлений деятельности израильской дипломатии под руководством премьер-министра Биньямина Нетаньяху, занимавшего в 2012-2013 и 2015 – 2019 гг. одновременно с этим постом также пост министра иностранных дел. Вне всякого сомнения, официальное признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Государства Израиль в декабре 2017 года и перевод в него из Тель-Авива американского посольства в мае 2018 года стали самым ярким достижением Биньямина Нетаньяху на этом направлении. Однако, вопреки ожиданиям, примеру США в этом отношении пока последовала только Республика Никарагуа, которая открыла свое посольство в Иерусалиме в мае того же года. Свое посольство в Иерусалим перевел также Парагвай, но после смены руководства этого латиноамериканского государства, он заявило о возвращении посольства в Тель-Авив, что привело к тяжелому кризису в двусторонних отношениях между Израилем и Парагваем.

Развитию успеха израильской дипломатии в вопросе о статусе Иерусалима помешало и продолжает мешать сильнейшее давление и даже угрозы со стороны арабских и мусульманских государств, а также со стороны Европейского союза, ведущие государства-члены которого, прежде всего Германия и Франция, решительно отвергают идею официального признания Иерусалима — даже так называемого «Западного Иерусалима», то есть той части столицы еврейского государства, которая находилась под его контролем до Шестидневной войны 1967 года, в результате которой «Восточный Иерусалим» был воссоединен с «Западным Иерусалимом» под израильским суверенитетом – столицей Государства Израиль, пока не будет урегулирован арабо-израильский конфликт. Урегулирование этого конфликта видится политическим лидерам ЕС в виде реализации формулы «два государства для двух народов», подразумевающей создание независимого палестинского арабского государства со столицей в Восточном Иерусалим. Эта формула по целому ряду причин военно-политического, эмоционального и практического характера абсолютно неприемлема для израильтян и потому нереализуема.

Серьезнейшим разочарованием для израильтян стало то, что два крупных и влиятельных государства – Австралия и Бразилия, нынешние лидеры которых публично заявляли о своем намерении перевести посольства своих государств из Тель-Авива в Иерусалим, пошли на попятную перед лицом открытых угроз со стороны мусульманских государств и ограничились половинчатыми шагами в этом направлении. Австралия объявила в декабре 2018 года об официальном признании Иерусалима (но только «Западного Иерусалима») столицей Государства Израиль, однако оставила на данном этапе свое посольство в Тель-Авиве, ограничившись открытием в столице Израиля военного и торгового представительства, имеющих дипломатический статус. Что касается Бразилии, то она ограничилась открытием в Иерусалиме в марте 2019 года своего торгового представительства, имеющего дипломатический статус.

Следует отметить, что несмотря на враждебное отношение руководящих органов Европейского союза к идее официального признания Иерусалима столицей Государства Израиль, лидеры целого ряда входящих в состав ЕС центрально-европейских государств склонны поддержать такой шаг. В первую очередь следует назвать государства-челны «Форума Вышеград», то есть, Венгрию, Польшу, Чехию и Словакию, а, помимо этого, Румынию. Однако двусторонние отношения Польши с Израилем переживают в последние полтора года острый кризис на фоне принятия польским сеймом поправок к Закону об Институте национальной памяти, которые в Израиле называют «Законом о Холокосте». Эти поправки предусматривают в частности уголовное преследование тех, кто так или иначе обвинит в поляков в сотрудничестве с нацистами в ходе уничтожения евреев на территории оккупированной Польши. Румыния не пошла на официальное признание Иерусалима столицей Государства Израиль по внутриполитическим причинам – парламент выступает за такой шаг, но президент страны Клаус Йоханнис выступает против него. А именно в его руках находятся соответствующие полномочия.

Венгрия, Чехия и Словакия из-за давления со стороны руководящих органов ЕС не решились на данном этапе переводить свои посольства в Государстве Израиль из Тель-Авива в Иерусалим, а предпочли вместо этого открыть в столице Израиля дипломатические представительства более низкого статуса. В случае Венгрии они называется «торговым представительством» (открыто в марте 2019 года). Чехия открыла в Иерусалиме свой Культурный центр. Что же касается Словакии, то она объявила еще в конце 2018 года о своем намерении открыть в Иерусалиме дипломатическое представительство под названием «Центр культуры и информации», однако до сих пор не выполнила своего обещания.

Именно на этом фоне следует рассматривать сделанное а пятницу правительством Украины официальное заявление о том, что оно откроет в Иерусалим имеющий статус дипломатического представительства «офис по продвижению инноваций и инвестиций». При этом представительство Украины в Иерусалиме будет находится в подчинении расположенного в Тель-Авиве посольства. Таким образом, Украина последовала примеру таких европейских государств, как Венгрия, Чехия и Словакия.

Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац (занимает этот пост с мая текущего года) приветствовал упомянутое заявление украинского правительства. «Открытие офиса – это результат состоявшегося летом визита премьер-министра Нетаньяху в Киев. Оно служит мощным выражением мощны политических связей между двумя государствами, а также обязательств сторон продвигаться вперед во всех сферах с особым акцентом на экономическое сотрудничество, в том числе в сфере технических инноваций и высоких технологий. (…) Я дал указание руководству министерства (иностранных дел Израиля – В.Ч.) немедленно заняться практической реализацией этого решений. Это важное достижение в борьбе за укрепление статуса Иерусалим (в качестве столицы Государства Израиль – В.Ч.) в мире», — сказал он.

Что заставило Украину, декларирующую свое стремление вступить в Европейский союз, пойти на этот шаг, несмотря на решительно сопротивление руководящих органов ЕС? На бытовом уровне как бы сам собой напрашивается ответ – нынешний президент Украины Владимир Зеленский – еврей, у которого нет сомнений относительно того, какой город является столицей еврейского государства. К этому можно добавить и то, что стоящий, по мнению многих, за и избранием Владимира Зеленского президентом олигарх Игорь Коломойский – не только еврей, но и израильский гражданин. Однако представляется, что ответ на этот вопрос кроется в словах министра Исраэля Каца о том, что «открытие офиса (представляющего Украину в Иерусалиме – В.Ч.) – это результат состоявшегося летом визита премьер-министра Нетаньяху в Киев». То есть речь идет не об эмоциях, а о практических интересах. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху несомненно дал президенту Владимиру Зеленскому обещание оказать помощь Украине в тех или иных сферах в обмен на открытие украинского дипломатического представительства в Иерусалиме. Хорошо известно, что Украина очень заинтересована в сотрудничестве с еврейским государством в сфере экономики и высоких технологий, Включают ли достигнутые в Киеве договоренности и сотрудничество между Израилем и Украиной в политической сфере, способное негативно повлиять на двусторонние отношения между Израилем и Россией, покажет ближайшее время.

52.24MB | MySQL:103 | 0,451sec