Несмотря на международные попытки урегулировать ливийский конфликт, боевые действия между противоборствующими сторонами продолжаются

Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара будет продолжать операцию по взятию Триполи до тех пор, пока не будет достигнута ее цель — разгром контролирующих город вооруженных группировок. Об этом 23 октября заявил глава МИД временного кабинета министров Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани (поддерживает Хафтара) Абдельхади аль-Хвейдж на полях экономического форума Россия – Африка. «Операция добилась определенных успехов и она не завершена, она продолжается и будет продолжаться до ее логического конца», — сказал он, отвечая на вопрос ТАСС, не планирует ли Хафтар отказаться от взятия города и искать какой-то другой путь разрешения конфликта. При этом аль-Хвейдж добавил, что временный кабинет и Хафтар не собираются захватывать власть, а намерены после взятия Триполи разоружить вооруженные группировки и провести выборы. На экономическом форуме и саммите Россия — Африка также присутствует делегация Правительства национального согласия (ПНС) Ливии во главе с премьер-министром Фаизом Сараджем. Как сообщил аль-Хвейдж, он готов был встретиться с делегацией ПНС на полях форума в Сочи, однако ее представители не проявили встречного желания. «Почему они не захотели встретиться — этот вопрос надо задавать правительству из Триполи. Их контролируют вооруженные группировки, для которых главное — продажа нефти, и если станет известно, что они с кем-то здесь встречались, они по возвращению окажутся в тюрьме», — предположил аль-Хвейдж. При этом он заявил, что временный кабинет министров Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани (поддерживает главнокомандующего Ливийской национальной армией Халифу Хафтара) не может поддержать призыв к общенациональной конференции до разоружения находящихся в Триполи группировок.     «Мы за любое политическое решение, — сказал он, комментируя призыв главы Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаиза Сараджа провести общенациональную конференцию для урегулирования конфликта. — Но мы не можем вести диалог с террористами. Сначала надо разоружить незаконные вооруженные формирования». «Кто будет нашим партнером на таких переговорах? Они не могут даже защитить своих министров, а как собираются защищать весь ливийский народ?» — продолжил аль-Хвейдж. Председатель ПНС Ф.Сарадж официально придерживается иной точки зрения: он призвал созвать общенациональную конференцию для урегулирования кризиса, выступая на заседании саммита Россия — Африка. «Наша страна переживает тяжелый кризис в результате вмешательства во внутренние дела, который привел к расколу страны и ее государственных институтов, к агрессии против нашей столицы 4 апреля этого года», — сказал он. «Мы призываем к созыву общенациональной конференции, в которой бы участвовали все ливийцы, чтобы решить тот кризис, в котором мы пребываем, и прекратить международную интервенцию, которая имеет место», — добавил Сарадж. Таким образом, зафиксируем два момента.

  1. Перспективы созыва мирной конференции, инициативу о проведении которой уже в этом году выдвинул Берлин, очень неопределенны. А, если быть совсем точным, то Тобрук такую инициативу не без поддержки своих основных союзников в лице АРЕ и ОАЭ отвергает сходу и по-прежнему делает выбор в пользу безусловного военной решения кризиса. И, кстати, Триполи, несмотря на все заявления Ф.Сараджа, тоже. Усилия Ангелы Меркель по возвращению инициативы по ливийскому вопросу топчутся на месте. Согласно французским источникам, «международная конференция по выходу из кризиса», которая должна была состояться в Берлине в октябре, уже перенесена на начало 2020 года. Министерство иностранных дел ФРГ теперь планирует организовать предварительную встречу стран, непосредственно вовлеченных в кризис, но без самой Ливии. Пока однако Берлину не удалось склонить на свою сторону Фаиза Сараджа, который отказывается принять присутствие на этой встрече своего антипода Халифы Хафтара и ставит свое участие в ней в зависимость от присутствия Катара, который его поддерживает. Но союзники Хафтара, Абу-Даби и Каир, уже добились того, что Доха была официально исключена из стран-участников предполагаемой конференции. Египет и Турция также проигнорировали просьбы Германии прекратить оказывать военную поддержку соответственно Хафтару и ПНС. На этом фоне представитель ООН в Ливии Гасан Саламе пытается реализовать свой собственный план, в основу которого положены несколько модернизированные Схиратские соглашения, хотя они истекли еще в 2017 году.
    Москва пригласила на африканский саммит представителей двух противоборствующих сторон в Ливии, как бы демонстрируя свое нейтральное положение. При этом не все так однозначно, поскольку само присутствие представителей Тобрука на этой встрече в общем-то демонстрирует нам основные приоритеты Москвы на ливийском направлении. И не последнюю роль в такой позиции играют и конструктивные отношения Москвы и Каира, который является основным зарубежным спонсором Хафтара. Несмотря на присутствие главы ПНС в Сочи, его явный антипод, министр иностранных дел «диссидентского правительства» в Бенгази Абдельхади аль-Хвейдж смог провести в Сочи семинар по ливийскому кризису с Центром международного партнерства и делового сотрудничества (CIPBC) 23 октября. В июне глава этой структуры Станислав Кудряшов провел встречу в Бенгази с президентом Палаты представителей Тобрука Акилой Салахом Иссой. Спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов также встретился 24 октября в Сочи с главой МИД временного кабинета министров, действующего на востоке Ливии, Абдельхади аль-Хвейджем, который принял участие в экономическом форуме Россия — Африка. Об этом говорится в опубликованном в четверг сообщении российского дипведомства. «В ходе состоявшейся беседы была обсуждена военно-политическая и гуманитарная обстановка в Ливии. С российской стороны подтверждена нацеленность на дальнейшее поддержание контактов со всеми общественно-политическими и региональными силами страны в интересах обеспечения единства, территориальной целостности и суверенитета Ливии, формирования дееспособных государственных институтов», — отметили в министерстве На этом фоне деловой Консультативный совет по Ливии, созданный Москвой в прошлом году и возглавляемой Виктором Бояркиным, провел конференцию по российско-ливийским экономическим отношениям, вообще игнорируя представителей Сараджа. В то же время Сарадж был поставлен в Сочи перед фактом того, что один из его представителей, Шабан Хадия, был исключен из ведения «круглого стола» по безопасности, после того как российские СМИ выразили обеспокоенность его связями с «Бригадами Рады» Абдеррауфа Кара, которая с июня с.г. удерживает двух российских граждан по подозрению в шпионаже. При этом «Бригады Рады» являются ключевым элементом силовой составляющей ПНС. Так что нейтралитет получается по факту явно с перекосом. При этом Москва явно не торопится активизировать свои усилия в ливийском досье, предпочитая, чтобы на Западе сами разруливали эту патовую во многом ситуацию.

А ситуация на фронтах в самой Ливии тем временем демонстрирует именно такое положение вещей. Боевая авиация Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара подвергла во вторник 22 октября ударам единственный действующий в Триполи международный аэропорт Митига. Боевая авиация нанесла по меньшей мере два удара по территории воздушной гавани. Вслед за налетами там прогремело несколько мощных взрывов, в небо начали подниматься клубы дыма. Согласно заявлению ЛНА, целью рейдов были склады с оружием и боеприпасами формирований, лояльных контролирующему главный город страны Правительству национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа, а также ангары, где, как утверждается, хранятся турецкие беспилотники.  Митига — военный аэродром, который давно принимает внутренние и международные рейсы, поскольку главный аэропорт Триполи серьезно пострадал во время столкновений, вспыхнувших в июле 2014 года между вооруженными формированиями «Зинтанской бригады», лояльной командующему ЛНА фельдмаршалу Хафтару, и происламистским альянсом «Рассвет Ливии». Кроме того, согласно информации портала, ЛНА подвергла также бомбардировкам ряд южных пригородов столицы — Айн-Зара и Эс-Сбиа. Утром атакам с воздуха подверглись позиции сил ПНС в расположенной в 200 км восточнее Мисураты. Отметим при этом, что бомбардировки южных районов Триполи имели своей целью поражение целей ополчения под командованием Абдельгани аль-Кикли. Согласно ряду источников, именно база последнего в Машра-эль-Мос, расположенная в районе «банановый проект» к югу от Сук-эль-Джумаа, подверглась интенсивным воздушным налетам сил ливийской национальной армии (ЛНА). Это подразделение — одна из главных бригад Триполи, выступающих на стороне ПНС. Нынешняя операция ЛНА в большей степени носит отвлекающий характер и проводится в то время, когда основные силы Усамы аль-Джули, координатора военных операций ПНС в западной зоне, отвлечены на другое направление. Он пытается со своими отрядами (в основном из клана Зинтан, который явно из союзников Хафтара перешел в лагерь Сараджа) удержать позиции в Азизии, в 50 км к юго-западу от Триполи. В этой связи надо видимо констатировать, что очередная попытка французских спецслужб оторвать этого командира из орбиты влияния правительства Сараджа провалилась. Мы имеем ввиду попытки французов использовать У.аль-Джули как главного посредника между премьер-министром Ф.Сараджем и Х.Хафтаром. В этой связи отметим, что французские советники из командования специальных операций Франции (COS) даже тайно обучало войска клана Зинтан под командованием У.аль-Джули в течение почти года. Эта учебная программа, осуществляемая в Эль-Хамии и Эль-Азизии, пользовалась на тот момент поддержкой Объединенных Арабских Эмиратов и Египта. Теперь за эту Азизию зинтановцы воюют с силами Хафтара, причем тем же французским вооружением, которое им поставлялась еще со времени восстания против Каддафи. Такая поддержка французами У.аль-Джули может показаться парадоксальной. У.аль-Джуили признает правительство Сараджа в Триполи, которое сделало его командующим силами ПНС в Западной Ливией, в то время как Франция оказывает военную поддержку Хафтару. Но помощь Франции следует рассматривать как часть более широких переговоров и маневров, направленных на воссоединение ливийской армии и подчинение ее выборному органу. В этом контексте У.аль-Джули должен был играть роль объединителя. Клан Зинтан долгое время был союзником Хафтара, и сам он рассматривается как «совместимый с Хафтаром», особенно ОАЭ, которые подталкивали обе стороны к объединению более года. Какое-то время Франция даже поддерживала сценарий, по которому У.аль-Джули стал бы главой армии, а Хафтар- вице-президентом. Теперь очевидно, что все эти планы потерпели фиаско.
Из других активных точек конфликта на фронтах на сегодня можно отметить бои в Айн-Заре, одном из южных пригородов Триполи, где противоборствующие стороны ведут ожесточенные бои за районы военных лагерей Халлет-эль-Фурджан и Ярмук. Однако после семи месяцев боев между силами ЛНА и ПНС линия фронта в Триполи почти не сдвинулась с места.

62.88MB | MySQL:102 | 0,393sec