Корпус стражей исламской революции обновляет стратегию

В сентябре произошло два важных события, которые заставляют по-новому взглянуть на деятельность Корпуса стражей исламской революции – главной опоры клерикального правления в Иране. Во-первых, без очевидных внешних предпосылок был заменен бессменный командующий КСИР Р.Я. Сафави, во-вторых, конгресс США официально включил эту иранскую структуру в перечень террористических организаций. Совокупность этих факторов не могла не сказаться на деятельности корпуса, обновившего свой мандат и стратегию.

Любопытно озвученное новым руководителем КСИР М.А. Джафари видение места и роли иранской силовой структуры в жизнедеятельности государства и общества. На основе его анализа можно констатировать намерение дальнейшего укрепления веса и авторитета КСИР, придания ему новых широких полномочий не только в военной сфере, но и в других важнейших областях – политике, идеологии и культуре, экономике. Так, по мнению нового руководства КСИР, главным приоритетом стражей в текущий период должно стать противодействие угрозам внутри страны. В этом контексте, считает оно, корпус должен в полной мере укреплять свои позиции как влиятельная военная, политическая, идеологическая и культурная организация. Важная роль в деятельности КСИР должна быть придана воспитанию и взращиванию новых отрядов народного ополчения ИРИ – добровольческим силам «Басидж», которых можно было бы в случае экстренной необходимости оперативно мобилизовать и поставить под управление КСИР. «Басидж» насчитывает сегодня порядка 10 млн человек и является мощным инструментом в руках клерикального режима по выполнению задач в первую очередь внутреннего характера.

Примечательно, что фактор внешней агрессии рассматривается сегодня руководством КСИР как маловероятный сценарий. Тем не менее в случае возникновения внешних опасностей КСИР, являясь координирующей структурой, должен тесно взаимодействовать с регулярной армией, народным ополчением «Басидж» и другими силами в противостоянии такой угрозы.

Изменение стратегии КСИР, по-видимому, можно рассматривать как реакцию на решение американских властей о причислении стражей к террористическим организациям. Оно заключается в следующем. Корпус не является по своей сущности исключительно военизированной структурой и не связан с международным терроризмом. Его главная миссия на протяжении двух десятилетий заключалась и заключается в «сохранении достижений исламской революции 1979 года» и «борьбе с внутренними угрозами». В то же время любая угроза, направленная против основ исламского строя в Иране, подлежит адекватной реакции со стороны КСИР. Стратегия КСИР требует переоценки особенно в контексте сегодняшней ситуации, когда внешние условия существенно отличаются от прежних. При сохранении приоритетности задачи борьбы с внутренним врагом корпус будет оказывать посильное содействие армии ИРИ в случае возникновения угрозы внешней военной интервенции.

По мнению руководства Ирана, одним из элементов новой стратегии КСИР должна стать гибкость и оперативность, эффективное управление и быстрое реагирование на возможные угрозы. Это значит, что корпус должен более четко и качественно выполнять задачи по противодействию угрозам в самых различных сферах – политической, военной, социально-экономической.

Таким образом, новая стратегия деятельности КСИР была сформулирована новым руководством этой структуры в контексте усиления внешнего давления со стороны США. Эта стратегия направлена на адаптацию корпуса к «расширяющимся и возрастающим» вызовам и угрозам, противостоящим исламской системе правления, целям и принципам революции 1979 года. Она предполагает существенную активизацию деятельности стражей, расширение и распространение их полномочий в гражданские сферы деятельности, повышение эффективности, отдачи и оперативности работы. Не исключено реформирование организационной структуры КСИР с целью ее оптимизации. Существенным моментом новой стратегии станут мероприятия по обеспечению фактически прямого подчинения корпусу народного ополчения «Басидж», диверсификации спецструктуры в народное образование. Такое объединение вкупе с расширяющимся присутствием КСИР в других сферах деятельности заметно ослабит позиции Вашингтона, который проводит линию на изоляцию КСИР от иранского общества и ангажирует его в качестве узкоспециализированного военного компонента, связанного с международной террористической сетью. В ответ на это иранское руководство осуществляет «популяризацию» КСИР, всячески подчеркивая «добровольческий характер» самой структуры, находящейся на служении у государства во благо целей «исламской революции».

Решение вышеозначенных стратегических задач позволит корпусу мобилизоваться перед лицом американского давления, которое, по-видимому, будет возрастать. Одновременно оно на практике обеспечивает реализацию исходящей от клерикальной верхушки директивы дальнейшего укрепления позиций и политического веса КСИР в иранской системе государственной власти.

52.18MB | MySQL:103 | 0,490sec