Марокко: растущие амбиции регионального лидерства в сфере продовольственной безопасности и климата

По мере усиления в последние годы интеграционных тенденций на африканском континенте под патронажем Африканского союза, лидерские амбиции Марокко возглавить этот процесс в приоритетной для страны сфере продовольственной безопасности и климата набирают обороты.

В 2017 году Марокко спустя 33 года вновь вернулось в Африканский союз (39 из 55 членов проголосовали «за»), что говорит о решительном настрое короля Мухаммеда VI и его команды стать влиятельным игроком в интеграционных процессах. В конкретном плане политическая элита Марокко нацелена активно экспортировать в соседние африканские страны накопленный национальный опыт и экспертизу страны на поприще продовольственных технологий, борьбы с климатическими изменениями и созданию источников возобновляемой энергии и зелёной экономки в целом.

В начале декабря 2019 года Марокко примет у себя амбициозный ежегодный саммит Африки по безопасности, где в качестве главной повестки организаторы задали тему воздействия климата на континентальную безопасность. А в 2016 году страна принимала у себя очередную Всемирную конференцию ООН по изменению климата, на которой впервые все стороны климатического соглашения признали важную роль аграрного сектора в усилиях по сокращению воздействия климатических изменений, особенно в части адаптации продовольственных систем к климатическим изменениям.

Таким образом, задав траекторию интеграционных торговых, технологических и экспертных обменов в Африке в сфере климата и продовольствия, и обозначив свои амбиции быть одним из лидеров в этом процессе, Марокко укрепляет свой статус и голос в Африканском союзе, политическая (и миротворческая) роль которого в регионе продолжает набирать вес с каждым годом.

Нужно признать, что амбиции Марокко не лишены оснований. С 2008 года правительство успешно реализует амбициозную комплексную программу «зелёного Марокко», которая позволила использовать сельское хозяйство как катализатор социально-экономического развития. Сегодня в агарной сфере занято 38% населения, а его доля в ВВП страны составляет 15%. Если добавить сюда агро-промышленный кластер, то общий вклад в ВВП страны уже достигает 19%. Ежегодный рост аграрного производства с 2008 года в среднем на уровне 7% (данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) позволил повысить производительность и привлечь более 12 млрд долларов в качестве инвестиций. В качестве долгосрочного результата план зелёной экономики привёл к разработке адресных стратегий развития для малых фермерских хозяйств, равно как и крупных продовольственных предприятий.

План «зелёной экономики» Марокко играет сегодня важную роль механизма социальной защиты. Он обеспечивает рабочие места для 4 млн человек (11% из 36-миллионного населения страны), и способствовал созданию более 100 000 новых рабочих мест в прибыльном и высокопроизводительном агропромышленном комплексе.

Наконец, роль агарного сектора в макроэкономическом балансе страны еще более высока: доходы более 80% из 14 млн жителей сельских районов, что составляет 31% всего населения Марокко, зависят в той или иной степени от агарного сектора.

Таким образом, успехи в достижении национальных задач в сфере продовольственной безопасности одновременно с растущими вызовами в сфере климата подталкивают Марокко к активизации экономической, интеграционной и торговой дипломатии. С учетом крайне высокой, почти стопроцентной зависимости аграрной системы страны от дождевой ирригации, потребности в применении высокотехнологичных водосберегающих технологий растёт с каждым годом, и требует активной внешней работы и интеграции.

С другой стороны, в последние годы Марокко удалось добиться важного процесса в экспорте своих технологий, особенно связанных с производством удобрений, в соседние африканские страны. В частности, Марокко приобрела и успешно освоила плантации по производству удобрений в Нигерии и Эфиопии, обеспечив передачу своих знаний и передовых наработок в этой сфере. В обмен, Рабат получил доступ к обширным пахотным землям в соседних странах, плюс укрепил репутацию регионального лидера в сфере агарных знаний и технологий. Особенно успешно такая синергия сработала в сотрудничестве с Эфиопией — к 2022 году благодаря содействию Марокко эта страна намерена достигнуть стопроцентного уровня самообеспеченности удобрениями, что позволил вывести национальную продовольственную безопасность на новый уровень.

Следует учитывать и то, что помимо межафриканской интеграции, Марокко имеет важное стратегическое и геополитическое положение. Оно позволяет стране выступать в качестве важного связующего моста для обеспечения товарных потоков аграрной продукции из Африки в Европу через Средиземное море, а также технологий, знаний и экспертизы — в обратную сторону. Здесь помимо чисто инфраструктурных и логистических сложностей соединения через Гибралтарский пролив через паромную переправу (дискуссия о строительстве туннеля ведётся давно, но пока безрезультатно), имеются существенные политические нюансы.

Разумеется, в реализации стратегии регионального лидерства на продовольственном и климатическом треке Марокко сталкивается и с рядом объективных вызовов, которые тормозят процесс, не позволяя в полной мере использовать имеющийся потенциал. Во-первых, это недавняя ещё бОльшая, чем прежде дестабилизация политической ситуации в странах Северной Африки, которая привела в 2019 году к смене режимов, уже названной рядом наблюдателей новой волной «арабской весны». Ливия, Алжир, Судан являются сегодня источниками региональной напряжённости и террористической угрозы. политическая ситуация и ситуация в сфере безопасности там до сих пор далека от стабилизации. Продвижение от Марокко на юг затруднено тем, что здесь расположена спорная территория Западной Сахары, из-за которой в 1984 году власти Марокко приняли решение о прекращении членства страны в Организации африканского единства —  региональном интеграционном союзе, который впоследствии трансформировался в Африканский союз.

Во-вторых, хроническая гуманитарная катастрофа в Сахеле, в непосредственной близости от Марокко, также подрывает региональную интеграцию и сотрудничество. Наряду с другими долгосрочными вооружёнными конфликтами — Сомали, Южный Судан, Нигерия, Мали — которые служат катализатором миграционных процессов и вынужденных переселений по всему континенту.  Все это неблагоприятно сказывается на общей конъюнктуре  континентальной торговли и технологическом сотрудничестве.

Наконец, Марокко испытывает ряд структурных внутренних проблем. В первую очередь — недостаток инвестиций в устойчивое сельское хозяйство и продовольственные системы. Дефицит инвестиций не позволяет обеспечить интенсивный рост производства — среднее потребление удобрений на гектар в Марокко в четыре раза меньше, чем в о Франции. По темпам механизации сельского хозяйства все ещё наблюдается большой разрыв с передовыми странами. В частности, уровень механизации в Марокко в 11 раз ниже, чем в Испании. Недостаточное вовлечение банковского сектора в финансирование аграрных проектов также сдерживает развитие: лишь 18% фермеров имеют доступ к банковскому кредитованию. Агропромышленный комплекс также пока недостаточно развит: его доля в общем промышленном производстве Марокко составляет всего 24%. Наконец, субсидирование агарного сектора недостаточно — они охватывают лишь 8% сектора, тогда как в передовых аграрных странах субсидии покрывают 30-70% потребностей.

Кроме того, негативное воздействие климатических изменений в условиях дефицита водных ресурсов является ещё одним структурным вызовом, который ослабляет концепцию регионального лидерства Марокко. Засуха и зависимость агарного производства Марокко от нерегулярных дождей диктует необходимость инвестирования в современные ирригационные системы, что требует новых передовых технологий.

Таким образом, растущие амбиции регионального лидерства Марокко в сфере продовольственной безопасности и борьбы с климатом удачно вписываются в тенденции роста межафриканской торговой и экономической интеграции. И открывают прекрасные возможности для экспорта марокканских национальных знаний и достижений в менее развитые страны на африканском континенте. Проводимый курс также позволяет Рабату укреплять влияние в региональных интеграционных объединениях, в первую очередь — в Африканском союзе, авторитет которого как стабилизационного инструмента в решении политических противоречий и торгово-экономических диспропорций на континенте будет и далее расти. Вопрос лишь в том, насколько власти Марокко будут в состоянии преодолевать растущие внутренние структурные вызовы, и гарантировать достаточный приток инвестиций в национальный аграрный сектор для обеспечения поступательного, инновационного развития. Только в таком случае, национальные достижения удастся капитализировать в стратегию регионального лидерства.

52.16MB | MySQL:103 | 0,460sec