О развитии обрабатывающей промышленности Бахрейна

Королевство Бахрейн является наименьшей страной по площади, численности населения и экономике в ССАГПЗ. Его ВВП составляют менее 5% от аналогичного показателя Саудовской Аравии, а объемы добычи нефти – менее 2 % по сравнению с соседней страной. При этом показатели ВВП на душу населения пока сопоставимы с соседними аравийскими монархиями, существенно уступая лишь Катару.

Экономика королевства характеризуется крайне высокой зависимостью от экспорта углеводородов, который формирует более 85% доходов бюджета. Но, в отличие от других стран региона, потенциал нефтяных месторождений существенно исчерпан, в связи с чем страна может лишиться значительной части экспортной выручки уже в обозримой перспективе. В связи с этим необходимость диверсификации экономики особенно актуальна для королевства и стала одним из основных элементов в разработке планового документа «Economic Vision 2030» (далее по тексту – «Видение 2030»).

В широком смысле, под термином диверсификация экономики в государствах-членах ССАГПЗ подразумевается разработка и реализация мер, направленных на снижение зависимости от экспорта углеводородов путем развития альтернативных отраслей, а также на сокращение степени участия государства в экономической жизни страны. В случае Бахрейна в «Видении 2030» указывается, что экономический рост в следующем десятилетии должен зависеть главным образом от производительности частного сектора, который будет характеризоваться использованием современных технологий, квалифицированной рабочей силы, а его продукция будет иметь высокую добавленную стоимость и соответствовать уровню передовых стран в мире.

Основная роль государства при этом заключается в создании благоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности, привлечения внешних инвестиций и расширения инноваций; улучшении доступа бизнеса к капиталу; расширении доступа бизнес структур Бахрейна к рынку высокотехнологичных производств и повышении возможностей для кооперации с зарубежными партнерами в этой сфере. В качестве пяти ключевых отраслей, которые обусловят экономический рост, в «Видении 2030» перечислены услуги финансового сектора, логистика, туризм, обрабатывающая промышленность и услуги для ведения бизнеса. При этом основным двигателем будет финансовый сектор (в случае Бахрейна это страховые и банковские услуги), однако все вышеперечисленные направления должны развиваться в условиях глубокой интеграции между собой. Ответственным за экономическое развитие является Economic Development Board (далее – EDB) — орган, подотчетный правительству.

В настоящее время обрабатывающая промышленность формирует, по разным данным, от 15 до 17,5% ВВП страны, причем, в последние 10 лет объемы производства увеличились на 80%. В следующее десятилетие правительство планирует увеличить долю сектора до 20%. В 2017 году руководство EDB заявляло, что объемы государственных инвестиций в развитие инфраструктуры составят 32 млрд долл. США в следующие несколько лет, из них одна треть пойдет на финансирование проектов, связанных с обрабатывающей промышленностью.

Важную роль в экономике страны играет выплавка алюминия на предприятиях, входящих в группу компаний Aluminium Bahrain B.S.C. (Alba), которая является одним из крупнейших в мире производителей этого материала. Объемы продукции превышают 1 млн тонн в год, из которых около 35 % потребляются внутри страны (производство стержней, проводов на совместных австралийско-бахрейнских предприятиях), остальная часть экспортируется. Основные экспортные направления – США (15%), Саудовская Аравия (10%), Япония, страны ЕС, ЮАР. Бокситы и иное необходимое для производства сырье импортируются, главным образом из Австралии и Индии.

По объемам экспортной выручки доходы группы Alba находится на втором месте (13 – 15%) после нефти и нефтесодержащей продукции (58-60%).

В настоящий момент в стадии завершения проект по расширению производственных мощностей, предполагается, что уже в 2020 году выпуск продукции достигнет 1,5 млн тонн в год. Объемы инвестиций составили около 2,5 млрд долл. США, в основном из государственных фондов Бахрейна. После завершения упомянутого проекта планируется, что половина новой продукции пойдет на увеличение экспорта, главным образом в направлении США и Саудовской Аравии, которые описываются руководством Alba как самые перспективные рынки сбыта. Остальная часть должна обеспечить развитие обрабатывающей промышленности в стране (создание мощностей по производству технических агрегатов). В прессе упоминаются, что интерес к этому направлению проявили некоторые японские компании, однако информация об утверждении конкретных проектов пока отсутствует.

Объемы экспортной выручки оцениваются в 2,4 млрд долл. США в год (данные по итогам 2018 года), после окончательного ввода в строй новых мощностей они достигнут 3,4 млрд долл. США в год.

Структура является государственной компанией: в настоящее время 69,38% акций принадлежит фонду национального благосостояния Бахрейна Mumtalakat, 21,62% — группе компаний Sabic (Саудовская Аравия, дочерняя структура Saudi Aramco), 10% — частным инвесторам. Государство оказывает широкую поддержку производителю, в том числе продавая энергию по субсидируемым ценам, что с учетом большой энергоемкости этого процесса создает конкурентное преимущество продукции Alba в виде более низкой себестоимости.

Вероятно, в обозримой перспективе алюминиевая промышленность будет оставаться второй по важности индустрией в стране, а ее роль имеет предпосылки к расширению.

Важной отраслью промышленности является металлургия. В королевстве осуществляется производство полуфабрикатов в виде окатышей, объемы достигают 8 млн тонн в год на предприятиях холдинга Bahrain Steel (производственный комплекс Foulath). Максимальная мощность – 11 млн тонн в год. Отрасль формирует 4 % ВВП, а объемы экспорта – 4 % в общей структуре. Большая часть зарубежных поставок приходятся на Саудовскую Аравию. Используется сырье, приобретаемое в США. В активе компании имеется цех по выплавке чугуна, а также мощности по производству проката на территории Саудовской Аравии. Mumtalakat (Бахрейн) и Mueller Industries (США) также планируют открыть завод по производству медных труб на территории королевства.

Также функционируют собственные и смешанные предприятия по производству химической продукции (Abahsain Fiberglass JBF, BASF, BFG International), продуктов питания (Mondelez), потребительских товаров (Olayan KimberleyClark, Reckitt Benckiser). Их продукция идет как на внутреннее потребление, так и на экспорт в Саудовскую Аравию, однако стоимостные и количественные показатели менее значительны.

В стадии реализации проекты по модернизации промышленных зон (Bahrain International Investment Park и другие), что позволит улучшить логистическое, энергетическое и иные виды обеспечения для предприятий обрабатывающей промышленности.

Правительство надеется привлечь иностранные инвестиции как в тяжелую промышленность, так и в легкую.

Среди преимуществ Бахрейна указывается:

— более низкая стоимость аренды производственных площадей, оплаты труда, расходов на лицензирование, пошлины и некоторые другие затраты. По утверждению чиновников королевства, общепроизводственные расходы компаний с учетом всех перечисленных факторов в Бахрейне ниже на 8-10% по сравнению с Дубаем, на 15-20% по сравнению с Саудовской Аравией, на 25 – 30% по сравнению с Катаром. Однако подтверждения объективности этих оценок отсутствуют;

— возможность беспошлинного экспорта в государства ССАГПЗ, США, Швейцарию, Сингапур, Норвегию, Исландию;

— наличие оптимального логистического маршрута с использованием автомобильного транспорта для экспорта продукции в ОАЭ, Саудовскую Аравию и Кувейт, благодаря чему чиновники Бахрейна называют свою страну «ворота ССАГПЗ» и преподносят это как особый фактор в инвестиционной привлекательности королевства;

— низкий уровень ограничений для ведения бизнеса;

— развитый (по мнению экспертов из Бахрейна) уровень логистической инфраструктуры.

Вместе с тем, в стране имеются такие недостатки, как угроза дестабилизации военно-политической обстановки, ограниченный потенциал внутреннего спроса, отсутствие высококвалифицированных специалистов для создания современных производств, высокая зависимость от иностранного оборудования и технологий, введенный недавно НДС.

Особо отметим последствия дипломатического кризиса между Катаром и некоторыми странами Аравийского полуострова, в том числе Бахрейном, итогом которого стало существенное сокращение торгово-экономического сотрудничества Дохи и Манамы. Причем, руководство Катара в предыдущие годы имело амбициозные планы по кооперации с Бахрейном, в том числе на период подготовки и проведения к Чемпионату мира по футболу в 2022 году, в развитии туризма, логистики и в ряде других направлений. По всей видимости, об этих планах можно забыть, а Бахрейн упустил шанс извлечь экономическую выгоду от проведения спортивного мероприятия.

Важно и то, что необходимость диверсификации экономики сегодня стоит на повестке всех государств-членов ССАГПЗ, что создает предпосылки для обострения конкуренции за привлечение инвестиций в обрабатывающую промышленность, доступ к рынкам сбыта готовой промышленной продукции. Оценивать роль Бахрейна как «ворота в ССАГПЗ» необходимо с учетом этого фактора. Тем более, что выдерживать конкуренцию с такими экономически сильными странами, как ОАЭ и Катар, будет сложно.

Таким образом, по причине намерения диверсифицировать экономику Бахрейна на обрабатывающую промышленность возлагаются большие надежды, а ее развитие должно осуществляться на новых принципах, основанных на более широком привлечении государственных и зарубежных инвестиций. Ключевым стимулом для расширения производства должна стать возможность экспорта, в первую очередь в Саудовскую Аравию, на что делается основная ставка.

Однако следует отметить, что, несмотря на некоторый положительный опыт, намеченные планы и складывающаяся экономическая обстановка существенно отличаются от предыдущих лет: впервые столь большие надежды возлагаются на частный капитал, в стране отсутствует опыт создания высокотехнологичных производств и привлечения работников для подобных проектов, существенно изменяется экономическая ситуация в государствах-партнерах Бахрейна, обостряется конкуренция, негативный эффект оказывают политические противоречия в регионе. Все это создает новые вызовы для выполнения планов, намеченных руководством Бахрейна, исчерпывающих мер по преодолению которых пока не предложено.

62.87MB | MySQL:102 | 0,505sec