Израильские эксперты о роли Ирана в эскалации напряженности на южной границе Израиля

В пятницу вечером 1 ноября с.г. Израиль вновь подвергся ракетному обстрелу из сектора Газа. По израильским поселениям на юге страны с временным интервалом были выпущены 10 ракет, 8 из которых были перехвачены израильской системой ПРО «Железный купол». Одна ракета попала в дом в городе Сдероте, нанеся серьезный ущерб, другая, видимо, упала на открытой местности. Система оповещения о падениях ракет «Цева адом» сработала в Сдероте и других южных израильских общинах, когда многие семьи находились за праздничным столом в шабат. В результате ни один израильтянин не погиб. До этого ракеты летели в сторону Израиля вечером 31 октября. Как заявили в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), в ответ военные нанесли удары по целям ХАМАСа в секторе Газа, при этом один человек погиб и двое получения ранения[i].

По мнению Йони Бен-Менахема, аналитика Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem center for public affairs, JCPA), эскалация на южной границе стала результатом поступившей из Тегерана директивы, направленной на то, чтобы отвлечь внимание от неудач проиранских сил в Ливане и Ираке. Иран пытается дестабилизировать ситуацию на северной и южной границе Израиля, поэтому военный конфликт в секторе Газа служит иранским интересам[ii].

Выступая в Тегеране 30 октября с.г. верховный лидер ИРИ Али Хаменеи обвинил США, Израиль и арабские страны в волне акций протеста в Ираке и Ливане. «Наибольший ущерб, который враги могут нанести стране, – это ослабить ее безопасность, что происходит в некоторых странах региона», – сказал А.Хаменеи.

Режим аятолл обеспокоен ухудшением ситуации с безопасностью в Ливане и Ираке. Как отмечает израильский аналитик, Ливан, который был взят под контроль Ираном с помощью шиитской организации «Хизбалла», был символом успеха экспорта хомейнистской идеологии в арабские страны. Однако в последние недели серьезное влияние Тегерана на Ирак и Ливан с помощью вооруженных шиитских милиций ставится под вопрос. В Тегеране не ожидали, что протестующие на иракских и ливанских улицах направят свой гнев также против Ирана. В Кербеле, иракском городе, считающемся оплотом шиитов, демонстранты вышли с антииранскими плакатами, а на демонстрации перед иранским консульством, помимо требований свергнуть иракский режим, протестующие выкрикивали «Иран, вон из Ирака!».

В Ливане на демонстрациях люди несли плакаты и выкрикивали лозунги против «Хизбаллы» и Ирана, а также нападали на офисы депутатов парламента от «Хизбаллы» и шиитского движения «Амаль».

Иран не намерен отказываться от контроля над Ираком и Ливаном. Согласно некоторым сообщениям, иранский генерал Касем Сулеймани, командир спецподразделения «Аль-Кудс» в Корпусе стражей исламской революции (КСИР) был отправлен в Багдад и Бейрут для консультирования и оказания помощи в подавлении беспорядков.

Между тем, по мнению израильского аналитика, в Ливане Иран уже потерпел неудачу. Премьер-министр Саад Харири ушел в отставку, несмотря на позицию «Хизбаллы», и теперь иранцы пытаются предотвратить отставку премьер-министра Ирака Аделя Абдель Махди.

Иранское руководство, считает Йони Бен-Менахем, рассматривает Ирак своей составной частью, которую он не должен потерять. Тегеран стремится подавить протесты в Ливане и Ираке, чтобы сохранить свое стратегическое влияние и интересы. О степени обеспокоенности Ирана свидетельствует то, что Али Хаменеи лично выступил с публичным обвинением США, Израиля и арабских стран в том, что они стоят за протестами в Ираке и Ливане.

Напряженность в Иране нарастает, т.к. США во взаимодействии с Израилем оказывают сильное давление на ливанское руководство, чтобы представители  «Хизбаллы» не были включены в состав следующего правительства, и чтобы она отказалось от проекта создания высокоточных ракет. Этим объясняется прекращение на прошлой неделе выделения помощи ливанской армии на сумму 105 млн долларов без объяснения причин.

Рассуждая об отношении иранцев к событиям в секторе Газа, израильский аналитик полагает, что стратегия Тегерана заключается в том, что в случае неудач беспорядки должны охватить не только Ирак и Ливан, но необходимо создать напряженность на всех фронтах, в которых задействован Иран, включая сектор Газа.

По этой причине Иран поручил ХАМАСу и «Палестинскому исламскому джихаду» в секторе Газа дестабилизировать ситуацию на южных израильских рубежах, чтобы отвлечь внимание от Ирака и Ливана и направить грозное предупреждение США и Израилю.

Тем временем, ни одна организация не взяла на себя ответственность за ракетный обстрел Израиля в ночь на 2 ноября с.г. Но, по словам представителей израильских служб безопасности, только ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» могут запустить ракеты по южным общинам после относительного затишья на протяжении нескольких недель. Считается, что за запуском ракет стоит «Палестинский исламский джихад», но вряд ли это произошло без ведома ХАМАСа, т.к. это самая сильная и суверенная организация в секторе Газа, и, наверняка, ее руководство заранее было уведомлено о планируемом обстреле.

В секторе Газа как на ответственного за ракетный обстрел Израиля указывают на Бахаи Абу аль-Ата, полевого командира северного подразделения военного крыла «Палестинского исламского джихада» (группировки «Сарая Аль-Кудс» или «Роты Иерусалима»). Он считается влиятельным человеком организации в секторе Газа и вместе с ее лидером Зиадом аль-Нахалой, который находится в Аль-Дахии, пригороде Бейрута, выступает в качестве авангарда Ирана в секторе Газа, поэтому организация пользуется огромной финансовой поддержкой и современным оружием, поступающим из Ирана.

Ракеты по Израилю были запущены только после того, как катарский посол Мухаммед аль-Амади покинул сектор Газа, где он раздал 7,5 млн долларов нуждающимся семьям. Сначала взяли деньги, а затем возобновили террор против Израиля.

По мнению Йони Бен-Менахема, ракетный обстрел южных общин Израиля еще раз доказывает, что Иран не обращает внимание на Египет, несмотря на хорошие связи между руководством «Палестинского исламского джихада» и египетской разведкой. Более двух недель назад делегация «Палестинского исламского джихада» во главе с генеральным секретарем З.аль-Нахалой посетила Каир, чтобы встретиться с руководителями египетской разведки. После этого визита Египет освободил 100 членов организации, включая активиста Ахмеда Тафаша, обвиненного в участии в митинге против президента Абделя Фаттаха ас-Сиси.

Эскалация насилия в секторе Газа произошла через несколько дней после того, как все палестинские фракции, включая ХАМАС, согласились с предложением председателя Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса провести поэтапные выборы, сначала в парламент, а затем и на пост президента на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. Таким образом, «Палестинский исламский джихад» бойкотирует выборы. Новая эскалация напряженности вызывает гнев у жителей сектора Газа, особенно в условиях провала проекта «Марш возвращения», который не достиг цели и привел только к сотням погибших и тысячам раненых. Поэтому, полагает Йони Бен-Менахем, в секторе Газа по-тихому раскритиковали ракетный обстрел Израиля, который, по мнению многих, служит интересам Ирана, а не палестинцев.

Пока не ясно, последует ли продолжение этой волны насилия на границе с сектором Газа. Впервые после Второй ливанской войны (2006 года) и после недавнего объявления Хасана Насраллы, генерального секретаря ливанской проиранской шиитской организации «Хизбалла» о намерении очистить небо Ливана от израильских БПЛА, в Израиле опасаются, что новая эскалация напряженности в регионе, инициированная Ираном, неизбежна. По словам аналитика JCPA, иранская политика поглощения закончилась, иранцы подвергаются нападкам после того, как 14 сентября с.г. ими были атакованы нефтяные объекты Саудовской Аравии, после чего не последовало ответа Саудовской Аравии или США. В Тегеране почувствовали себя слишком уверенно, и дерзость иранцев не знает границ. Это происходит в условиях, когда предполагается, что Израиль боится аналогичных ударов по объектам на своей территории, Запад показал слабину, а лидеры арабских государств уже пытаются наладить контакты с режимом в Тегеране.

Израильскому руководству снова приходится принимать решение относительно своих дальнейших действий, но приоритетом политического эшелона остается противостояние угрозам с севера и противодействие иранскому военному закреплению в Сирии. Вполне возможно, что, если насилие на юге продолжится, то Израиль будет одновременно втянут в военную кампанию в секторе Газа.

По мнению аналитика JCPA, именно этого хотят иранцы. Учитывая то, что происходит в Ливане и Ираке, в Тегеране пришли к выводу, что непродолжительное или затяжное военное столкновение в секторе Газа как ничто иное отвечает их интересам, и их «субподрядчики» в прибрежном палестинском анклаве должны выполнить эту задачу.

[i] Liberman, Lapid blame government’s ‘surrender policy’ for Gaza rocket // The Times of Israel. 02.11.2019 — firehttps://www.timesofisrael.com/liberman-lapid-blame-governments-surrender-policy-for-gaza-rocket-fire/

[ii]איראן מאחורי ההסלמה בדרום // Arabexpert. 03.11.2019 — http://www.arabexpert.co.il/2019/11/blog-post_3.html

62.85MB | MySQL:102 | 0,468sec