Вопрос американской военной помощи Израилю в рамках президентской избирательной кампании в США

На текущей неделе были опубликованы данные, отражающие ситуацию на нынешнем этапе президентской гонки в США. По данным Politico/Morning Consult, более 50 % американцев считают, что Д.Трамп будет переизбран на второй срок. При этом его рейтинг высок как среди республиканцев (85 %), так и независимых избирателей (56 %). Аналогичные показатели были отражены в октябрьской статистике Gallup, в соответствии с которой в рамках собственной партии президент пользуется одобрением более чем 80 %. Однако по тем же данным, в рамках всей страны его рейтинг составляет лишь 53 %. А это означает, что и у демократов есть шанс побороться за ключевой пост. В их среде, судя по последним опросам, по 23% набирают Э.Уоррен и Дж.Байден, на три пункта меньше – Б.Сандерс.

Израильская проблематика приобретает в рамках Демократической партии все большую значимость, что во многом можно считать следствием активности, свойственной главным образом т.н. прогрессивным левым демократам. Наибольшее значение в этом контексте имеют темы израильского суверенитета над Западным берегом Иордана и американской военной помощи ближневосточному партнеру. Причем в последнее время, судя по заявлением политиков из демократического лагеря, они все чаще увязываются.

Так, участник предыдущего раунда борьбы за президентское кресло Б.Сандерс высказал идею, согласно которой часть общей суммы (3,8 млрд долларов) должна быть потрачена на палестинцев в Газе для того, чтобы «возместить им ущерб, нанесенный Д.Трампом». При этом на основании самого факта выделения Израилю средств политик считает возможным критиковать государство за «авторитаризм и расизм». На волне тех же настроений, запущенных недавней конференцией JStreet, аналогичные точки зрения выразили Э.Уоррен и П.Буттиджич. С точки зрения первого политика, военная помощь должна быть рычагом оказания давления на Израиль в вопросе переговоров с палестинцами на базе принципа двух государств для двух народов. Второй в качестве аргумента ссылается на то, что американские налогоплательщики не должны спонсировать расширение оккупации. Дж.Байден, несмотря на опросы пока все же рассматриваемый как наиболее вероятный соперник Д.Трампа в рамках финального раунда борьбы, наоборот, считает невозможным навязывание Иерусалиму каких-либо требований. И в этом вопросе он, как кажется, остается в рамках партии в меньшинстве.

Из сложившейся ситуации можно сделать два важных вывода. Первый касается ситуации в самой Демократической партии. После промежуточных выборов в Конгресс в ее рамках была предпринята попытка не допустить разрастания антиизраильских настроений, которые приводят к эрозии принципа двухпартийного консенсуса по данной проблематике, одновременно способствуя тому, что особые отношения с Иерусалимом превращаются в прерогативу республиканцев. Однако если на уровне выдвижения т.н. прогрессистов на ключевые посты эту волну удалось так или иначе сдержать, то в рядах всей партии на систему ценностей они  повлияли, причем негативно.

В результате, складывается впечатление, что критика Израиля озвучивается не в связи с политикой государства, а с целью роста популярности и поддержки того или иного кандидата, пытающегося таким способом обеспечить себе прохождение в финальный раунд. Вместе с тем, поскольку в рядах демократов остались и представители «старой школы», при определении основного кандидата от партии, не исключено, одной из сфер противостояния станет конфликт традиционного подхода к Израилю, который  озвучивает Дж.Байден и т.н. прогрессивного, а его представит в более жесткой или сдержанной манере один из оставшихся кандидатов.

В Израиле в последнее время также все чаще задумываются над тем, что будет с США, если Америка не переизберет Д.Трампа. Частично необходимость прогнозирования здесь связана с внутриполитическими проблемами внутри самой ближневосточной страны. Тандем Д.Трампа – Б.Нетаньяху давал государству определенные преимущества в сфере поддержки на международной арене и продвижения национальных интересов. Теперь же он разрушается, причем с израильской стороны из-за ситуации вокруг Б.Нетаньяху, а то, как будет развиваться сотрудничество при возможном новом премьер-министре, пока представить сложно.

Здесь играет роль не только предвыборная программа «Кахоль-лаван», мало отличавшаяся от той, что предлагал Ликуд, но и способность выстроить диалог на персональном уровне, что у Б.Нетаньяху в целом получалось, да и не только с Д.Трампом. Таким образом, новый израильский лидер вполне может сработаться с новым американским. При этом в качестве требования к последнему будет выдвигаться не военная помощь, а способность поддерживать страну и главным образом ее право на существование и гарантии безопасности. Такое партнерство имеет шанс превратиться в своего рода аналог современных германо-израильских отношений, где те самые гарантии не исключают критики за практические действия, от которых израильские власти со стороны США при нынешней администрации отвыкли.

Наконец, американская военная помощь, беспрецедентный пакет которой был согласован на финальной стадии каденции Б.Обамы, даже в Израиле вызывала критику, в силу того, что ограничивает страну в закупках, тем самым сдерживая собственную оборонную промышленность. Хотя ее развивать выгодно не только Израилю, но и США, хотя и руководствуясь разными соображениями. Для Иерусалима все большее значение приобретает экспорт в страны НАТО, поскольку продукция местного ВПК соответствует стандартам Альянса. А это, в свою очередь, позволяет европейцам выполнить требования американского президента к расходам на оборону. Впрочем, негативный эффект может быть связан со склонностью Д.Трампа к протекционизму.

Таким образом, все большее значение в случае смены лидерства будет приобретать возможность США оказать Израилю конструктивное содействие, а не шаги, имеющие впоследствии двоякий эффект. Впрочем, на данный момент  сценарий радикальных перемен в США далек от воплощения в реальности, поскольку процент мотивации участвовать в голосовании у республиканцев пока несколько больше, чем у демократов, а первые, как было сказано выше, в большинстве своем поддерживают Д.Трампа, в то время как для вторых выбор может стать затруднительным.

52.18MB | MySQL:103 | 0,451sec