Об участии предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР в 16-м международном авиасалоне в Объединенных Арабских Эмиратах

Как сообщают китайские СМИ, в рамках очередной международной выставки вооружений и военной техники ВВС Dubai Airshow, которая проходит один раз в два года, на стендах корпораций оборонно-промышленного комплекса КНР были представлены масштабные модели основных образцов ВВТ, которые уже нашли зарубежных покупателей или те, по которым представители иностранных ВС ведут активные переговоры с китайскими производителями.

Вполне естественно, что одним из основных участников данного мероприятия, которое проходит в период с 17 по 21 ноября 2019 г. стала Китайская авиастроительная промышленная корпорация, которая представила вниманию специалистов и широкого круга посетителей масштабные модели, демонстрационные видеоматериалы и информационные буклеты с данными о следующей боевой авиационной технике:

– истребитель поколения 4,75 «Цзянь-10СЕ»;

– истребитель поколения 3,5 JF-17М;

– разведывательно-ударный вертолет Z-9WE;

вертолеты противолодочной и противокорабельной обороны Z-9DE и Z-9CE;

– средних и ударных вертолетах Z-10ME и Z-19ME;

– легких транспортных вертолетах Z-11E;

– разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратах вертолетного типа серии U8AW.

В большинстве случаев литера «Е» указывает на специальную экспортную модификацию конкретного образца авиационной техники, который по требованию иностранного покупателя будут оснащать бортовой авионикой и другими компонентами западного или российского производства. Примечательно, что иностранные покупатели вынуждены сначала приобретать комплектующие американского/западного производства самостоятельно, а потом передавать их на китайские предприятия ОПК, что позволяет их специалистам детально ознакомится с ними, провести испытания и даже скопировать.

Приведенная выше условная классификация истребителей по «поколениям» сформирована китайскими специалистами из сравнительного анализа тактико-технических характеристик самолетов оперативно-тактической (истребительной) авиации западного, российского и китайского производства.

В рамках данной авиационной выставки Китайская авиастроительная промышленная корпорация ограничила свое участие в демонстрационных полетах, поскольку их программа ограничена по времени, требует определенных затрат. По мнению большинства китайских аналитиков, показательные полеты без демонстрации возможностей ракетного или бомбового вооружения не позволяет потенциальным покупателям сформировать полное представление о возможностях самолетов и принять ключевое решение о подписании контракта.

Отсутствие возможности демонстрации авиационных средств поражения продиктовано условиями проведения подобных мероприятий, поскольку в большинстве случаев в качестве площадки выбирают гражданские аэропорты, на территории которых можно продемонстрировать крупногабаритные пассажирские и грузовые самолеты.

В настоящее время, на территории КНР в интересах предприятий национального ОПК функционирует несколько испытательных полигонов, а при необходимости Командование ВВС НОАК предоставляет доступ в учебные районы и мишенные полигоны для визуального наблюдения за пусками ракетного и бомбового вооружения, а также оценки результатов применения авиационных средств поражения по различным стационарным целям. Китайские военные инженеры традиционно осуществляют расчет конструкции строений-мишеней, а их возведение возложено на гражданские компании, участвующие в соответствующих тендерах.

В рамках Dubai Airshow 2019 г. представители Китайской авиастроительной промышленной корпорации приложили значительные усилия по продвижению на международный рынок истребитель поколения 4,75 «Цзянь-10СЕ», которому ранее было присвоено обозначение FC-20. Известно, что данный истребитель имеет длину 16,9 м, размах крыла 9,8 м, высоту 5,7 м.

Впервые рассматриваемый самолет был продемонстрирован иностранным военным  в начале ноября 2018 г. на выставке вооружений и военной техники ВВС в г.Чжухай. Основным отличием «Цзянь-10СЕ» является наличие двигателя WS-10В (нелицензионная копия российского Ал-31Ф) с модулем отклонения вектора тяги, который позволяет одномоторному легкому истребителю выполнять маневры повышенной сложности, часть которых вполне эффективна в воздушном бою на малой и средней дистанции.

После сравнительного анализа американской и российской технологий ОВТ китайские специалисты пришли к выводу, что необходимо двигаться по российскому пути, когда вектор тяги можно отклонять в трех плоскостях, однако это достаточно сложно, поскольку необходимо обеспечить малую тепловую заметность самолета. Одновременно с применением технологии ОВТ китайские специалисты достаточно активно работают  над повышением мощности двигателей серии WS-10 за счет применения новых сплавов в компрессоре. Отдельное направление работ – снижение тепловой заметности самолета за счет применения специальных керамических материалов (напылений), используемых для покрытия внешней стороны сопла двигателя.

По данным китайских аналитиков, максимальный боевой радиус «Цзянь-10СЕ» при наличии трех подвесных топливных баков составляет 1240 км, а максимальная дальность полета  может достигать 3250 км. Для сравнения при равном количестве ПТБ истребитель F-16 обладает боевым радиусом в 1200 км, а у F-22 данный показатель составляет всего 760 км.

Следует отметить, что без подвесных топливных баков максимальный радиус боевого патрулирования для истребителя «Цзянь-10СЕ» составляет всего 550 (650) км, а дальность полета без дозаправки не более 1500 (1650) (при одной дозаправке в воздухе 1900) км, т.е. фактически данная боевая машина позволяет прикрывать район, в центре которого находится аэродром базирования. Необходимо учитывать, что в стандартном варианте на истребителе может быть размещено две управляемых ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности SD-10A (PL-10) и две ракеты большой дальности PL-15.

По данным китайских источников, представители ВВС иностранных государств, посетившие стенд корпорации-производителя «Цзянь-10СЕ» достаточно активно интересовались двумя направлениями.

Во-первых, иностранные военные попытались прояснить вопросы с надежностью и процедурами  обслуживания силовых установок китайского производства и возможностью быстрой замены двигателя на российский Ал-31Ф-1.

Во-вторых, значительная часть времени в переговорах с делегациями была выделена под обсуждение бортового радиоэлектронного оборудования, а именно радиолокационных станций с фазированными антенными решетками.

В данном аспекте известно, что 14-й НИИ Китайской корпорации электронных технологий готово поставлять специальную версию РЛС KLJ-7A, которая обнаруживает воздушные цели типа истребитель на дальности 240 км. и обеспечивает возможность применения УР ВВ большой дальности

В дополнение к вышесказанному отметим, что летчики оперативно-тактической авиации ВВС Пакистана уже получили возможность самостоятельного пилотирования первых образцов «Цзянь-10СЕ» в рамках учений «Героический орел», прошедших в КНР в 2019 г, однако, по вполне понятным причинам точное количество боевых пилотов, получивших опыт управления новой боевой машиной, установить не представляется возможным. По данным китайских источников, представители ВВС Пакистана достаточно высоко оценивают возможности «Цзянь-10СЕ».

52.78MB | MySQL:104 | 0,391sec