О политических аспектах визита сатмарского ребе в Израиль

Сатмарский хасидский двор (называется так по городу Сату-Маре в Трансильвании) был основан в 1905 году раввином Йоэлем Тайтельбоймом. Ныне его центр находится в пригороде Нью-Йорка, Вильямсбурге. Этот хасидский двор проводит на протяжении уже более столетия жесткую антисионистскую линию и последовательно выступает против Государства Израиль и его права на существование. Как и другие радикальные ультраортодоксальные религиозные еврейские течения, сатмарский хасидизм рассматривает еврейское национально-освободительное движение – сионизм в качестве бунта против бремени Царствия Небесного. Сатмарские хасиды считают, что до прихода Мессии у евреев не должно быть своего государства, и они должны жить под властью других народов. Исходя из своей антисионистской идеологии, сатмарские хасиды, в отличие от других ультраортодоксальных религиозных евреев, например, избегают молиться у Стены Плача, поскольку евреи получили возможность беспрепятственно посещать ее в результате победы сионистской армии (ЦАХАЛа) над арабами в 1967 году.

Оценки численности сатмарских хасидов в мире колеблются от 50 тысяч до 120 тысяч человек. Последняя цифра представляется более правдоподобной. Большинство из них проживает в США. В Израиле сатмарских хасидов насчитывается не более 20 тысяч. Отдельные сатмарские микрорайоны есть в ультраортодоксальных кварталах Иерусалима и Бней-Брака. Благодаря финансовой мощи сатмарского хасидского двора (согласно оценке 2006 года династия сатмарских ребе контролирует капитал в размере не менее 1 млрд долларов США), его влияние распространяется в той или иной степени и на приверженцев других ультраортодоксальных религиозных еврейских течений.

И вот во вторник сатмарский ребе Иекусиэл-Иегуда Тайтельбойм прибыл  в Израиль, точнее в Святую Землю, поскольку, как уже было сказано, он не признает права Государства Израиль на существование. Это его первый визит в еврейское государство с 2013 года. Несмотря на крайний антисинизм сатмарского ребе, израильские власти приняли его с определенным почетом. Официальные лица с ним не встречались, но полиция перекрывала дороги на пути следования его кортежа.

В ультраортодоксальный религиозных кварталах Иерусалима раввин Иекусиэл-Иегуда Тайтельбойм, который привез с собой чемодан, набитый миллионами долларов, для раздачи отдельным лицам и религиозным учреждениям, которые не получают финансирования от Государства Израиль, потому что отрицают его право на существование, был принят буквально с царскими почестями. В Иерусалиме он выступил вместе с духовными лидерами ашкеназской ультраортодоксальной религиозной общины («эда харедит») на импровизированном митинге. При этом в своем выступлении раввин Иекусиэл-Иегуда Тайтельбом подверг резкой критике израильские ультраортодоксальные религиозные партии – ашкеназскую «Еврейство Торы» (возглавляется заместителем министра здравоохранения Яаковом Лицманом; представляет собой блок двух партий – «Агудат Исраэль» и «Дегель га-Тора») и сефардскую ШАС (возглавляется министром внутренних дел Арье Дери), которые находятся в тесном союзе с возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшей правой израильской партией Ликуд и входят в сформированный после состоявшихся в сентябре досрочных выборов в Кнессет вокруг Ликуда так называемый «Правый блок».

«Они (ультраортодоксальные религиозные партии – В.Ч.) усиливают вероотступников (сионистов – В.Ч.) и оказывают почет премьер-министру (Биньямину Нетаньяху – В.Ч.). На последних выборах они заключили союз с партиями, которые боролись против них, и теперь они идут вместе с ними. Нет большего оскорбления Небес, чем, когда богобоязненные (ультраортодоксальные – В.Ч.) евреи сотрудничают с теми, кто вызывающе ведет себя по отношению к народам мира (неевреям – В.Ч.) и тем самым ставят под угрозу всех богобоязненных евреев в мире», — заявил в частности сатмарский ребе и продолжил: «В последние дни они (представители партий «Еврейство Торы» и ШАС – В.Ч.) сидят и ведут переговоры о том, с каким направленным против иудаизма законом можно смириться наполовину, на треть, на четверть для того, чтобы они смогли быть соучастниками в этом правительстве. Все из-за того, что они хотят быть частью правительства вероотступничества, несмотря на то, что еще год назад они сами боролись против этих законов, против нарушения субботы и т.п. А сегодня они идут на компромиссы по поводу всего, что нам свято. И все равно в итоге это им не поможет, будут новые выборы. Каждый видит, что богобоязненные евреи готовы вести переговоры по поводу самых важных для еврейского народа вещей. И все это под видом оказания помощи богобоязненным евреям изнутри (сионистского истеблишмента – В.Ч.). И это называется еврейством Торы? Они («Еврейство Торы» и ШАС – В.Ч.) продают всю нашу святую Тору для того, чтобы иметь возможность участвовать в этом правительстве!».

Раввин Иекусиэл-Иегуда Тайтельбой коснулся в своем выступлении также вопроса о призыве молодых ультраортодоксальных религиозных евреев на службу в ЦАХАЛ. «Сегодня (ультраортодоксальные религиозные партии – В.Ч.) заключают с ними (с сионистами – В.Ч.) сделки и отказываются от религиозного воспитания еврейских детей. Такой направленный против иудаизма закон, как закон о призыве учащихся (ультраортодоксальных – В.Ч.) иешив, еще несколько лет назад вызывал бы настоящую бурю протестов. Тогда десятки тысяч (ультраортодоксальных религиозных – В.Ч.) евреев провели бы массовые молебны против этого закона, ведущего к вероотступничеству. Сегодня же они (ультраортодоксальные религиозные партии – В.Ч.) заключают сделки по поводу того, сколько (учащихся ультраортодоксальных иешив – В.Ч.) будут все-таки призваны. В последние годы к тому же стали призывать девушек (речь идет об увеличении призыва на армейскую службу девушек из религиозно-сионистского сектора населения, которые прежде шли, как правило, на альтернативную гражданскую службу – В.Ч.). Теперь они (ультраортодоксальные религиозные партии – В.Ч.) сидят тихо и вообще не позволяют протестовать против этого. Как может еврей, у которого есть чувство святости, спокойно сидеть, когда Шехина (Божественное присутствие – В.Ч.) плачет? (…) Они (ультраортодоксальные религиозные партии – В.Ч.) не только не борются против них (сионистов – В.Ч.), но и усиливают их. Они с восторгом пишут в газетах об армии и о богобоязненных (ультроортодоксальных религиозных – В.Ч.) солдатах».

Визит сатмарского ребе в Святую Землю продлится две недели. А ходе них он раздаст воинствующим ультраортодоксам-антисионистам привезенные им миллионы долларов.

Однако среди израильских ультраортодоксов есть и такие, кто считает, что нынешний сатмарский ребе недостаточно делает для борьбы против сионистского государства. Поэтому во время его выступления в Иерусалиме радикальная ультраортодоксальная религиозная группировка «Пелег ерушалми» провела против него небольшую демонстрацию. В сравнительно недавнем прошлом эта группировка стала известна большинству израильтян бурными демонстрациями против призыва ультраортодоксальных религиозных евреев в армию.

Тот факт, что израильские власти разрешили раввину Иекусиэлу-Иегуде Тайтельбойму въезд в страну, вызвал негодование как у правых, так и у левых сионистов. Так, например, депутат Кнессета Ицик Шмули (Авода) написал на своей странице в твиттере по поводу этого визита: «Ребе ненависти к Государству Израиль с позициями аятолл прибывает в Израиль». Многие его единомышленники из левого лагеря призывали не допускать сатмарского ребе в Израиль так же, как в него не были допущены активисты международного движения за бойкот Израиля BDS. А председатель правой партии «Наш дом – Израиль» депутат Кнессета Авигдор Либерман заявил на заседании ее парламентской фракции, состоявшемся на следующий день после приезда в Иерусалим раввина Тайтельбойма: «У того, кто видел, как сатмарский ребе, выступая перед десятками тысяч людей, раздает тысячи долларов на глазах у всех, возникает вопрос. Я не понимаю, где налоговое управление и управление против отмывания капитала, когда раздаются миллионы долларов и это сопровождается подстрекательством».

52.51MB | MySQL:104 | 0,311sec