Оценки китайских специалистов Сил охраны правопорядка ИРИ

Изучая обстановку в Исламской Республике Иран (ИРИ), обозреватели китайских военно-технических и военно-политических изданий признают, что без сформированной системы охраны правопорядка правящему режиму было бы проблематично сохранять свои позиции. Известно, что в соответствии с действующим иранским законодательством, Силы охраны правопорядка (СОП) организационно входят в состав министерства внутренних дел и, наряду с Армией и Корпусом стражей исламской революции. Они являются третьим составным компонентом ВС страны и выполняют следующие основные задачи:

– поддержание общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан Ирана;

– борьба с терроризмом, экстремизмом и другими антиобщественными проявлениями, представляющими угрозу государственной безопасности;

– обеспечение охраны важных государственных объектов и высших должностных лиц государства (совместно со специальными подразделениями КСИР и военизированными формированиями Сил сопротивления «Басидж»);

– охрана государственной границы, контроль за соблюдением визового режима на пограничных постах и переходах, въездом и выездом из страны иранских граждан и иностранцев, обеспечение безопасности иностранных дипломатических представительств;

– взаимодействие с другими силовыми ведомствами в сфере добывания информации в интересах государственной безопасности;

– организация поисково-спасательных и восстановительных работ в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф;

– использование штатных систем ПВО для защиты отдельных участков воздушного пространства ИРИ (данная задача выполняется во взаимодействии с Объединенным оперативным командованием сил ПВО «Хатам аль-Анбия»);

– обеспечение процесса призыва граждан для прохождения срочной службы в рядах ВС;

– организация и контроль за соблюдением правил дорожного движения;

– взаимодействие с Интерполом.

По мнению китайских экспертов, в мирное время СОП фактически выполняют функции внутренних войск, а в угрожаемый период переходят в полное подчинение ГШ ВС ИРИ для решения задач территориальной обороны совместно с Армией и КСИР. Обеспечение СОП всеми видами вооружения и боевой техники осуществляется через МО и поддержки ВС ИРИ. Командующий СОП назначается Руководителем страны по представлению министра внутренних дел. Штаб СОП (г.Тегеран) осуществляет оперативное управление всеми структурами СОП и во взаимодействии с ГШ ВС ИРИ организует боевую подготовку соединений и частей СОП. В составе Центрального аппарата СОП имеются специализированные полицейские управления, а также другие организации и управления, руководящие деятельностью региональных структур. В боевом составе СОП имеется:

– территориальных командований СОП в провинциях – 33;

– оперативных командований СОП – 1;

– тактических командований СОП – 3;

– бригад СОП (десантно-штурмовые бригады (дшбр), формирования специального назначения (СпН) – 7;

– пограничных полков – 33

– отдельных пограничных батальонов – 2;

– отдельных ударных батальонов – 5;

– разведывательных батальонов – 26;

– баз береговой охраны – 17;

– авиабаз – 5;

– учебных центров – 18;

– высших учебных заведений – 1.

Отмечается, что территориально Силы охраны правопорядка разделены на провинциальные командования, зоны ответственности которых совпадают с административным делением страны. Во главе каждого командования провинции стоит командир, назначаемый министром внутренних дел. Он непосредственно подчиняется командующему СОП и взаимодействует с заместителем губернатора провинции по вопросам безопасности, который координирует деятельность всех находящихся в провинции силовых структур.

Основой боевого состава СОП являются пограничные полки, отдельные пограничные, ударные и разведывательные батальоны, базы береговой охраны и авиабазы СОП. Кроме них в боевой состав территориальных командований СОП входят полицейские участки, базы, комендатуры и посты. При этом полицейский участок является базовым звеном, обеспечивающим поддержание правопорядка в определенном районе. С учетом сложного характера внутриполитической ситуации в стране в составе СОП сформировано Командование сил специального назначения, рассматриваемое в качестве стратегического резерва полицейских сил на случай возможной дестабилизации обстановки. Главной задачей данного командования является противодействие масштабным антиправительственным выступлениям. В настоящее время его основу составляют четыре бригады, дислоцированные в столичном регионе. Помимо них, части и подразделения специального назначения различного состава имеются во всех иранских провинциях. Общая численность сил СпН СОП МВД ИРИ оценивается китайскими специалистами около 18 тыс. человек.

В проблемных с точки зрения безопасности и криминогенной обстановки регионах страны могут создаваться Оперативные командования СОП. В настоящее время на востоке страны функционирует ОК «Расул Акрам» со штабом в г.Захедан и зоной ответственности, включающей территории провинций Систан и Белуджистан, Южный Хорасан и Керман. Его основные задачи: выявление и пресечение деятельности антиправительственных вооруженных формирований национал-сепаратистского толка, борьба с уголовными элементами, контрабандой наркотиков и оружия, усиление режима охраны ирано-афганской и ирано-пакистанской границ. Оперативному командованию «Расул Акрам» подчинены следующие тактические командования:

– ТК «Фатх» (зона ответственности – провинция Систан и Белуджистан);

– ТК «Фаджр» (зона ответственности – провинция Южный Хорасан);

– ТК «Наср» (зона ответственности – провинция Керман).

Основными боевыми соединениями в составе указанных тактических командований являются три десантно-штурмовые бригады, соответственно:

– 1 дшбр «Мекдад» (ппд – Ираншехр);

– 2 дшбр «Салман» (ппд – Бирджент);

– 3 дшбр «Абузар» (ппд – Керман).

Отмечается, что основным боевым подразделением дшбр является ударный батальон, который организационно состоит из управления (командир, штаб), линейных подразделений (3-4 маневренных рот) и подразделений боевого и тылового обеспечения. Численность личного состава в оперативном батальоне составляет 450 человек.

Охрану государственной границы ИРИ обеспечивают силы и средства Пограничного командования СОП. Их основу составляют пограничные полки. Типовая структура пограничного полка включает управление (командир, штаб), боевые подразделения (6-7 пограничных отрядов) и подразделения боевого и тылового обеспечения. Численность личного состава пограничного полка составляет около 1,5 тыс. военнослужащих. Контроль водных границ страны осуществляют силы и средства из состава военно-морских баз береговой охраны СОП во взаимодействии с ВМС Армии и КСИР. Задачи по разведывательному обеспечению деятельности СОП возлагаются на разведывательные батальоны. Типовая структура включает управление (командир, штаб), 2-3 разведывательные роты, группу разведки техническими средствами, подразделения боевого и тылового обеспечения. Всего в данном батальоне насчитывается около 100 солдат и офицеров. Авиация СОП сведена в Командование ВВС (штаб – Кал-е Морги, Тегеран) и предназначена, в основном, для переброски по воздуху небольших подразделений, решения задач разведки, управления и связи.

По данным китайских военно-технических изданий, на вооружении частей и подразделений СОП состоят:

– легкое стрелковое оружие (АКМ, G-3, МР-5, пистолеты «Кольт»);

– ручные противотанковые гранатометы;

– крупнокалиберные пулеметы ДШК, КПВТ (станковые, на автомобильной базе);

– 60-, 82- и 120-мм минометы;

– 57- и 106-мм безоткатные орудия;

– легкомоторные самолеты «Цессна-206»;

– вертолеты АВ-205, АВ-206, Ми-17, Ми-171;

– быстроходные патрульные катера типа «Галф».

Дальнейшими планами руководства ИРИ предусматривается проведение мероприятий по оптимизации организационно-штатной структуры и дислокации частей Командования сил специального назначения и Пограничного командования СОП. Большая часть выделяемых для СОП бюджетных ассигнований будет направлена на оснащение боевых частей и подразделений современными видами вооружений и военной техники, а также на внедрение новых технических средств в деятельность различных структур СОП, в первую очередь пограничной службы. При этом приоритет в дополнительном укомплектовании будет отдаваться частям и подразделениям, дислоцированным в проблемных провинциях Ирана (Систан и Белуджистан, Курдистан, Хузестан, Западный Азербайджан). Наряду с этим, предполагается дальнейшее наращивание оперативных возможностей военно-морских баз береговой охраны СОП путем ввода в их боевой состав современных быстроходных патрульных катеров иранского производства класса «Галф» (водоизмещение 30 т), а также за счет внедрения новых радиоэлектронных средств контроля надводной обстановки.

В заключение представляется необходимым также уточнить следующие моменты:

  1. Усилить дополнительным личным составом и оснастить новой специализированной техникой (беспилотными летательными аппаратами, разведывательными вертолетами, тепловизорами) предполагается и структуры СОП, выполняющие задачи по противодействию наркоугрозе.
  2. В ряде районов ИРИ вдоль границ ускоренными темпами ведется строительство новых шоссейных дорог. Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время полный контроль границ не обеспечен. Основная проблема оборудования государственной границы состоит в недостаточном финансировании данного проекта на протяжении ряда последних лет.
  3. Несмотря на наличие определенных трудностей в вопросах материально-технического обеспечения, Силы охраны правопорядка МВД ИРИ в целом способны решать поставленные перед ними задачи как в мирное, так и в военное время.
52.77MB | MySQL:112 | 0,314sec