Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15 – 21 октября 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили вокруг турецко-иракских отношений и в Пакистане. 17 октября парламент Турции одобрил правительственный законопроект, разрешающий вооруженным силам страны в течение года провести на территории Северного Ирака военную операцию против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП). При встрече вернувшейся на родину из эмиграции бывшей премьер-министра Пакистана Б. Бхутто в Карачи совершен крупный теракт, обостривший и без того сложную обстановку в стране.

Официальное политическое оформление решения на право проведения турецкой военной операции в Иракском Курдистане привело к серьезному осложнению иракско-турецких отношений. Правительство Ирака и руководство курдской автономии выступают категорически против возможной военной акции Анкары. Глава автономии М. Барзани заявил о готовности противостоять турецкому вторжению. Руководство же КРП угрожает в случае ввода ВС Турции в Ирак «перенести войну на улицы турецких городов» и подвергнуть нападениям турецкие нефтепроводы. Багдад настаивает на политическом решении кризиса и предлагает Анкаре «вместе сделать все необходимое для нейтрализации опасности, исходящей от курдских боевиков». Против турецкой военной операции в Северном Ираке выступают США и Евросоюз. Следует подчеркнуть, что решение турецкого парламента не означает, что военная операция против боевиков КРП начнется уже в ближайшее время. Это подтвердил и премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган. По его мнению, военная акция может быть и вовсе отменена в случае, если территория Северного Ирака будет очищена от лагерей КРП, а ее главарей выдадут турецким властям. Однако развитие ситуации по подобному сценарию крайне маловероятно. Руководители Иракского Курдистана и их американские союзники вряд ли пойдут на открытие нового фронта вооруженного противостояния в Ираке, а багдадское правительство даже при очень сильном желании не способно что-либо предпринять, т. к. не контролирует территорию курдской автономии. В настоящее время, по информации СМИ, вблизи границы с Ираком сосредоточена группировка ВС Турции численностью в 60 тыс. чел. Однако значительная ее часть задействована в войсковых операциях против сепаратистов на своей территории. Серьезным препятствием является и наступающая зима, в условиях которой весьма затруднительно вести масштабные боевые действия в горах Курдистана. Кроме того, на 5 ноября назначен визит Р. Т. Эрдогана в США, и турки ожидают от Вашингтона принятия срочных действенных мер против сепаратистов в Северном Ираке.

Таким образом, проведение крупной турецкой военной операции на территории Ирака в ближайшее время вряд ли возможно. По всей вероятности, турецкие военные могут ограничиться нанесением ударов с воздуха по базам и лагерям КРП, проведением «точечных» акций по ликвидации (захвату) лидеров сепаратистов и уничтожению инфраструктуры их организации.

И еще одно замечание. Как известно, в 1990-е гг. турецкие войска на основании договора с саддамовским Ираком (1984 г.) неоднократно проводили крупные и длительные операции против сил и инфраструктуры КРП на иракском севере. В них участвовали десятки тысяч солдат, авиация, бронетехника и т. п. Однако все они приводили лишь к временному (хотя и существенному) ослаблению активности сепаратистов. И не более того. А это со всей очевидностью показывает, что решение курдской проблемы в Турции ее руководители должны искать не на поле брани, а за столом переговоров.

Обстановка в самом Ираке остается очень сложной. В стране продолжают действовать различные антиправительственные вооруженные группировки, справиться с которыми американским войскам и иракским правительственным силам пока не удается. Президент России В. Путин считает, что «вечно сохранять оккупационный режим в Ираке недопустимо» и США должны назвать дату вывода своих войск из этой страны. В противном случае «иракское руководство не будет спешить с развитием собственных вооруженных сил и правоохранительных органов». Вместе с тем, глава российского государства согласен с мнением президента США Дж. Буша о том, что американские войска должны находиться в Ираке до тех пор, пока требуется их помощь в обеспечении безопасности.

21 октября в Турции прошел референдум по конституционной реформы. В частности, граждане страны высказали свое мнение по вопросу о прямом избрании президента республики и сокращении срока полномочий парламента с пяти до четырех лет. По предварительной информации, 70 проц лиц, принявших участие в голосовании, одобрили предложенные правительством поправки в Основной закон страны.

Теракт, совершенный 18 октября в крупнейшем городе Пакистана Карачи при встрече видного и популярного оппозиционного политического деятеля Б. Бхутто, привел к гибели ок. 145 и чел, а до 600 чел. получили ранения. Он стал одним из самых крупных в истории страны. Однако эта акция не запугала Бхутто, которая заявила о своем намерении продолжать активную политическую деятельность после возвращения на родину. Как лидер Пакистанской народной партии она будет участвовать в предстоящих в январе 2008 г. парламентских выборах, а в случае успеха предполагает вновь занять пост главы правительства, который уже дважды занимала. Не исключено, что Б. Бхутто проведет переговоры с президентом Пакистана П. Мушаррафом о разделе власти в стране. Эта идея находит поддержку в Вашингтоне, где обеспокоены падением авторитета Мушаррафа и его неспособностью справиться с усиливающимся влиянием исламских экстремистов.

15 октября командование пакистанской армии и группировки боевиков в Северном Вазиристане на северо-западе страны договорились о прекращении огня. Недавние столкновения военных с боевиками-исламистами стали крупнейшими и наиболее ожесточенными с 2001 г. По имеющейся информации, обстановка в регионе нормализуется медленно.

На минувшей неделе президент России В. Путин совершил визит в Иран, который проходил в рамках второго саммита прикаспийских государств в Тегеране. Во время визита В. Путин встречался с верховным руководителем Ирана А. Хаменени и президентом ИРИ М. Ахмадинежадом. В ходе встреч и переговоров стороны указали на необходимость скорейшего урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы политико-дипломатическим путем в рамках переговоров и диалога, выразили надежду на возможность нахождения долгосрочного всеобъемлющего решения этой проблемы. Вместе с тем, по заявлению А. Хаменени, Иран продолжит обогащение урана для обеспечения энергетических потребностей страны, сотрудничая при этом с МАГАТЭ. Россия и Иран высказали решимость и в дальнейшем содействовать поступательному развитию многоплановых двусторонних отношений.

США продолжают настаивать на ужесточении санкций против ИРИ с тем, чтобы не допустить появления у этой страны ядерного оружия. Причем в Вашингтоне, по словам главы Пентагона Р. Гейтса, не исключают «все варианты» развития событий. Президент Буш даже заявил, что получение Ираном ядерного оружия может привести к третьей мировой войне. Позже это заявление было «смягчено» официальным представителем Белого дома. За усиление санкций против Ирана в случае, если он не выполнит требований соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, высказалась канцлер Германии А. Меркель. Италия считает недопустимым решение ситуации вокруг иранской ядерной программы военным путем, которое стало бы «катастрофой». Кувейт подтвердил, что не допустит использование своей территории для нападения на Иран.

21 октября было объявлено об отставке главного иранского переговорщика по ядерной проблеме секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ А. Лариджани. Секретарем ВСНБ назначен зам. главы иранского МИДа С. Джалили. Сообщается, что 23 октября он встретится с Верховным представителем Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Соланой. Причем на этой встрече будет присутствовать Лариджани.

Главной целью очередной поездки госсекретаря США К. Райс в страны региона явилась подготовка международной конференции по ближневосточному урегулированию (БВУ), намеченной на конец 2007 г. в американском г. Аннаполис. К Райс провела переговоры с руководителями Египта, Израиля и палестинской администрации, а в Лондоне встретилась с королем Иордании Абдаллой II. В целом визит госсекретаря США не привел к конкретным подвижкам в позициях арабов и израильтян, а это ставит под вопрос намеченные ранее сроки проведения форума по БВУ. Так, глава ПНА М. Аббас заявил, что палестинцы не собираются платить «любую цену» за участие в конференции, к началу которой должен быть подготовлен «ясный документ», закладывающий основы будущего мирного договора. Израиль считает необходимым достижение с арабами «максимально возможного взаимопонимания в доступные сроки», однако не готов (главным образом из-за серьезных разногласий в правительственной коалиции в подходах к урегулированию с палестинцами) к принятию документа, содержащего конкретные принципы и сроки решения основополагающих проблем палестино-израильского конфликта. За четкий график палестино-израильских переговоров выступает Египет, который пожелал перенести сроки созыва конференции по БВУ на более поздний срок с целью тщательной подготовки ее итогового документа.

Между тем обстановка в зоне палестино-израильского конфликта остается сложной. Вооруженные силы Израиля продолжают наносить удары по боевикам палестинских экстремистских группировок и их объектам в секторе Газа, проводят поиск и задержание террористов на Западном берегу реки Иордан. Напряженная ситуация складывалась в секторе Газа, где происходили вооруженные столкновения боевиков движения ХАМАС с кланом, лояльным движению ФАТХ.

18 октября премьер-министр Израиля Э. Ольмерт совершил однодневный визит в Москву, где встречался с президентом РФ В. Путиным. Сообщается, что два руководителя обсудили главным образом вопросы, связанные с ядерной программой Ирана, а также поставками российского оружия Сирии, проблемами арабо-израильского урегулирования и судьбами израильских военнослужащих, находящихся в плену у палестинского ХАМАСа и ливанской «Хизбаллы». Э. Ольмерт позитивно оценил переговоры с В. Путиным.

Министр обороны США Р. Гейтс заявил, что США являются другом и партнером Израиля со времени получения им независимости в 1948 г. и «эта ситуация не изменится». В ходе визита в Вашингтон министра обороны Израиля Э. Барака стороны договорились о сотрудничестве в создании на израильской территории многоуровневой системы ПРО, способной перехватывать различные типы ракет. Кроме того, обсуждались вопросы модернизации уже состоящей на вооружении ВС Израиля системы ПРО «Хец» («Эророу»).

Обстановка в Судане значительно осложнилась. Страна переживает острый политический кризис, вызванный обострением разногласий между арабами-северянами и бывшими повстанцами-южанами из Суданского национально-освободительного движения (СНОД). Южане требуют от Хартума полного выполнения мирного договора, заключенного между сторонами в 2005 г., в т. ч. вывода частей правительственной армии из южных районов, особенно из спорных территорий, где находятся крупные месторождения нефти; демаркации границы между Севером и Югом (это может привести к разделу «нефтяных» территорий, чего не желают в Хартуме) и освобождения политзаключенных-южан, находящихся в тюрьмах на Севере. Переговоры между президентом Судана О. аль-Баширом и вице-президентом южанином С. Киром, состоявшиеся 18 октября, закончились безрезультатно. Ожидается, что на будущей неделе диалог между северянами и южанами будет продолжен.

В Ливане министры иностранных дел Испании, Италии и Франции провели встречи с представителями противоборствующих ливанских партий и организаций с целью договориться о кандидатуре нового президента страны, однако достичь компромисса не удалось.

Приложение

О саудовско-британском военном сотрудничестве

Сотрудничество Королевства Саудовская Аравия (КСА) с Великобританией в военной области имеет давнюю историю. Еще в 1947 г. в Джидду прибыли английские военные специалисты, которые занимались подготовкой местных военнослужащих и полицейских. Примерно с этого же времени члены саудовской королевской семьи стали обучаться в британских военных колледжах. На вооружении армии КСА в небольших количествах поступало английское вооружение и военная техника. Однако с 1952 г. в военной сфере британцев в королевстве стали вытеснять американцы.

Двустороннее военное сотрудничество в широких масштабах начало возрождаться в первой половине 1960-х гг., когда в Великобритании для ВВС КСА была закуплена крупная по тем временам партия (28 ед.) сверхзвуковых истребителей «Лайтинг». Первыми летчиками этих истребителей стали бывшие английские офицеры. Вскоре королевство прибрело еще 43 «Лайтинга», которые состояли на вооружении до 1986 г. В эти же годы саудовцы приобрели в Великобритании 38 легких английских штурмовиков ВАС-167 «Страйкмастер», а затем 15 патрульных катеров. Продолжалось сотрудничество в деле подготовки саудовских военных кадров. В начале 1970-х гг. англичане оказывали содействие в развитии саудовской аэродромной сети, налаживании работы аэродромно-технической службы, создании ремонтной базы местных ВВС, участвовали в обучении летчиков, содействовали в создании системы ПВО страны. Продолжались поставки авиационной техники. Кроме того, КСА закупило у англичан ЗРК ближнего действия «Рапира», катера на воздушной подушке, РЛС, боеприпасы, средства связи. Всего в 1973-1976 гг. стоимость закупок британского вооружения и услуг, предоставленных Саудовской Аравии в военной сфере, составила 1,5 млрд долл., а к 1979 г. эта цифра достигла уже 7 млрд долл.

Новый этап саудовско-британского военного сотрудничества начался в середине 1980-х гг. В 1985 г. КСА и Великобритания подписывают соглашение «Яммама-1» на поставку 132 самолетов (72 «Торнадо», в т. ч. 48 в варианте тактического истребителя и 24 – в варианте истребителя ПВО, и 60 «Хок», в т. ч. 30 в варианте легкого штурмовика и 30 – в варианте учебно-боевого самолета). Британская сторона также обязалась обучить местный летный состав, инженерно-технический персонал и осуществлять техническое обслуживание поставляемой авиатехники. В 1986 г. стороны подписывают соглашение «Яммама-2» со сроком реализации 10 лет. Оно предусматривало дополнительные поставки авиационной техники, включая истребители «Торнадо», учебно-тренировочные самолеты «Пиллатус» и вертолеты, а также тральщиков и другого вооружения. Оплата предоставляемого вооружения и военной техники по обоим соглашениям осуществлялась по схеме «нефть в обмен на вооружение».

В 1990-1991 гг. на территории КСА находились британские войска (38,7 тыс. чел.), входившие в состав сил международной коалиции. Они принимали участие в операции «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракской оккупации. На протяжении 1990-х гг. самолеты английских ВВС использовали саудовские аэродромы для патрулирования т. н. южной «бесполетной» зоны Ирака.

На протяжении первой половины 1990-х гг. вооруженные силы КСА в рамках программы «Яммама-2» получили 48 истребителей «Торнадо», три тральщика типа «Сэндаун», а также дополнительно заказали 20 учебно-боевых самолетов «Хок». Кроме того, Саудовские ВМС приобрели 17 английских патрульных катеров.

На сегодняшний день Великобритания по праву считается вторым после США военным партнером Саудовского королевства и крупнейшим зарубежным рынком сбыта продукции английского ВПК – самолетов, боевых кораблей и катеров, средств связи, другого вооружения и военной техники. Так, в 2007 г. саудовское правительство заказало британской компании «БАэ системз» крупную партию боевых машин «Тактика», РЛС и систему сетевого управления войсками (NCW).

Британские специалисты оказывают техническое содействие местным ВВС и ВМС. В частности, они работают на военно-морской базе Джубайль и военно-воздушных базах Дахран, Хамис-Мушайт и Табук. Англичане участвуют в обучении антитеррористических подразделений для саудовской Национальной гвардии. Продолжается сотрудничество в деле подготовки саудовских военных кадров, оказывается содействие в развитии военной промышленности КСА. Время от времени проводятся совместные учения вооруженных сил двух государств.

В Лондоне считают Саудовскую Аравию «важным стратегическим союзником Великобритании на Ближнем Востоке, играющим лидирующую сдерживающую роль в поддержании региональной стабильности». Учитывается и такой немаловажный фактор как гарантированное обеспечение крупными заказами предприятий британского ВПК. В частности, выполнение в 1990-гг. контракта на поставку для КСА самолетов «Торнадо» позволило сохранить единственную в Великобритании линию по их сборке и обеспечить загрузку производственных мощностей до начала серийного выпуска новой модели «Еврофайтер».

Безусловно, важнейшим шагом в дальнейшем развитии саудовско-британского военного сотрудничества стало подписание осенью 2007 г. соглашения о закупке для ВВС Саудовской Аравии 72 новейших истребителей «Еврофайтер Тайфун». Сделка, получившая название «Проект салям», состоит из серии контрактов общую сумму 4,43 млрд фт. стерлингов (8,9 млрд долл.). В целом же на период до 2030 г. прибыли «БАэ системз» и ее партнеров по производству «Ефрофайтеров» для КСА оцениваются в 25 млрд долл. Некоторые зарубежные эксперты даже рассматривают соглашение как «начало новой волны многомиллиардных сделок на Ближнем Востоке» по закупке самых современных вооружений.

Путь к новому соглашению был долгим и трудным – переговоры продолжались более десяти лет и потребовали значительных усилий и гибкости со стороны компании «БАэ системз» и правительственной Организации по военному экспорту (Defence Export Service Organization). Как известно, конкурентом британцев выступали французы, предлагавшие Саудовской Аравии свой новейший истребитель «Рафаль». Но в итоге в Эр-Рияде предпочтение было отдано британским «Еврофайтерам Тайфун».

По жесткому настоянию саудовцев «Проект салям» предусматривает создание на территории КСА на юго-западе страны в районе г. Эт-Таиф предприятия по окончательной сборке самолетов, на котором будут заняты ок. 15 тыс. местных рабочих и служащих. И если первая партий из 24 истребителей будет полностью изготовлена в Великобритании, то «Еврофайтеры» второй партии (48 машин), начиная с 2011 г., должны будут собираться в Саудовской Аравии. Постройка сборочного завода рассматривается англичанами в качестве «беспрецедентного уровня передачи оборонных технологий ближневосточной стране».

Предназначенные для саудовских ВВС истребители предполагается оснастить новейшим вооружением, окончательная номенклатура которого будет уточнена на отдельных переговорах. В частности, речь может идти о крылатых ракетах «Сторм Шаддоу» с дальностью пуска до 250 км, ракетах «воздух-воздух» «Метеор» с дальностью пуска до 100 км, ракетах «воздух-воздух» ближнего боя ASRAAM, управляемых лазером бомбах «Пэйвэй IV» и др. Саудовские «Еврофайтеры» также оснастят новейшим радиоэлектронным и навигационным оборудованием.

Британская сторона до 2030 г. будет оказывать саудовцам содействие в подготовке летного состава и наземного персонала, поставлять запчасти, помогать в техническом обслуживании и ремонте поставляемой техники. Кроме того, в рамках «Проекта Салям» будет произведена модернизация истребителей «Торнадо», поставленных в 1990-е гг. Причем в этом случае саудовцы намерены в максимальной степени использовать собственные технические и производственные возможности.

Рассматривается вопрос о приобретении в Великобритании 40-60 учебно-боевых самолетов «Хок» новой модификации, которые должны заменить имеющиеся на вооружении более старые машины этого типа. Стоимость возможной сделки оценивается в 1,6 млрд фт. стерлингов.

Таким образом, саудовско-британское военное сотрудничество имеет хорошие, прочные перспективы для долгосрочного развития.

52.27MB | MySQL:103 | 0,472sec