Китайские специалисты и аналитики в области боевой авиации достаточно активно ведут сбор и анализ любой доступной информации о перспективных военно-технических контактах Российской Федерации с ключевыми государствами Ближнего Востока по вопросам о поставке истребителей четвертого и пятого поколения. Анализ публикаций в китайских специализированных военно-технических издания позволяет утверждать, что сотрудники профильных научно-исследовательских отделов Китайской авиастроительной промышленной корпорации пристально наблюдают за переговорным процессом между Москвой и Анкарой по поводу перспективного контракта на поставку 36 истребителей поколения 4++ «Су-35С».
Дополнительным поводом к усилению работы в данном направлении стали сообщения о том, что страны аравийского полуострова, а также государства Северной Африки (в частности, Алжир) заинтересованы в приобретении как Су-35С, так и Су-57Э (в экспортной модификации присвоена литера «Э»). Интерес ВВС аравийских монархий к Су-57Э можно объяснить потребностью в новых малозаметных высокоманевренных истребителях, гарантирующих превосходство над ВВС Исламской Республики Иран в случае проведения воздушной операции или полномасштабного вооруженного конфликта.
По информации китайских специализированных изданий, российские конструкторы авиационной техники приступили к разработке Су-57 еще в 2000 г. На тот момент в РФ в основном были сформированы принципы и подходы к проектированию высокоманевренного истребителя со сниженной радиолокационной заметностью с эффективной площадью рассеивания не более 0,3 кв. м.
Сотрудники специализированных изданий КНР, активно собирают всю доступную информацию с оценками американских, европейских и российских специалистов, которые достаточно критически оценивают Су-57.
Китайские обозреватели выделяют следующие недостатки российской машины:
– высокая заметность для РЛС при размещении авиационных средств поражения и дополнительных топливных баков на внешних точках подвески;
– высокая тепловая заметность из-за открытой установки двигателей;
– малая вместимость ракетно-бомбового отсека, который состоит из двух частей в центральной части корпуса;
– несовершенная технология сборки планера. По мнению китайских летчиков специального класса, технология клепки деталей корпуса не соответствует требованиям, которые предъявляются к малозаметным самолетам, поскольку их планеры необходимо дополнительно покрывать специальными лакокрасочными материалами, поглощающими излучение РЛС противника.
По оценкам китайских экспертов, серьезную задержку в разработке Су-57 вызвали следующие моменты:
– не самый удачный выбор эскизного проекта;
– отсутствие готового двигателя;
– отставание в разработке РЛС и ОЭС и т.д.
Китайские аналитики отметили, что в процессе разработки российские специалисты вынужденно заимствовали узлы и агрегаты от Су-35БМ и практически оставили без внимания оборудование кабины пилота.
Отдельные скептики из ОПК КНР в 2014 г. утверждали, что Су-57 это по сути глубокая модернизация Су-27, которая направлена на увеличение продолжительности срока службы корпуса и продление срока службы двигателя при одновременном увеличении его мощности.
В отношении силовой установки Ал-41Ф-1 (он же 117С) высказывали мнение, что сам двигатель является дальнейшим развитием Ал-31Ф, а система отклоняемого вектора тяги имеет существенный вес.
Китайские специалисты уверены, что именно опытно-боевая эксплуатация Су-57 в Сирии позволила российским конструкторам авиадвигателей получить ценнейшие данные о проблемных моментах новейших двигателей 117С и вероятно «Изделие 30», которые в перспективе будут серийно устанавливать на рассматриваемые самолеты и позволять достичь совершенно новых результатов в ходе высокоманевренного воздушного боя.
По оценкам китайских специалистов, истребитель Су-57 в вопросах маневренности не уступает американскому F-22, что стало возможным за счет применения всеракурсного отклонения вектора тяги (ОВТ). Кроме того, к позитивным моментам китайские специалисты относят большую дальность полета без дозаправки 5500 км, высокую скорость 2100 км/ч и возможность выполнять полет на сверхзвуковой скорости на протяжении более 30 минут.
Выполняя полет на сверхзвуковой крейсерской скорости – 1450 км/ч, российский истребитель обладает боевым радиусом в 1200 км, при этом самолет может поднимать боевую нагрузку массой 6 тонн, а во внутренних отсеках можно разместить четыре единицы вооружения – управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой и средней дальности.
По данным китайских источников, ресурс российского турбореактивного двигателя Ал-41Ф-1 (он же 117С) составляет 4000 часов, что значительно меньше, чем у продукции ОПК США, однако наличие технологии ОВТ компенсирует этот недостаток. Анализ публикаций в китайских специализированных изданиях показывает, что китайские эксперты ожидают, что с началом эксплуатации нового двигателя «Изделие 30» российский истребитель получит новые возможности. Китайские специалисты указывают, что высокую маневренность Су-57 обеспечивает хвостовое оперение с большими углами наклона.
Китайские специалисты отмечают высокие возможности бортовой радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой Н036 новейшего российского истребителя, которая и будет обеспечивать обнаружение воздушных, надводных и наземных целей. В этой связи следует отметить, что Су-57 укомплектован несколькими радиолокационными станциями серии Н036, которые формируют единое поле обнаружения воздушных целей.
Максимальная дальность действия российских станций с активными фазированными антенными решетками составляет 350-400 км. в зависимости от метеоусловий и электромагнитной обстановки. Подобная дальность необходима российским летчикам при выполнении патрулирования воздушного пространства и перехвата вероятного противника на дальностях более 100 км.
Фактически, российским специалистам удалось создать самолет с «интеллектуальной обшивкой», т.е. конструкторы максимально использовали доступный объем корпуса самолета для размещения приемо-передающих элементов РЛС.
Китайские обозреватели отмечают, что компактные внутренние ракетные отсеки Су-57 не позволяют размещать большое количество авиационных средств поражения, что негативно сказывается на боевой эффективности самолета, поскольку при установке крупноразмерных ракет и бомб увеличивается ЭПР самолета. По данным китайских специализированных изданиях, в центральном ракетном отсеке Су-57 можно разместить всего две УР ВВ средней дальности, тогда как истребитель поколения 4++ Су-35С может быть вооружен шестью УР ВВ.
По данным китайских источников, для Су-57 разработана новая УР ВВ под обозначением Р-37М (длина 4,2 м, диаметр 0,38 м, размах крыльев: 0,72 м. масса 600 кг.), которая предназначена для поражения самолетов ДРДиН или истребителей с ЭПР 0,05 кв.м на дальности до 200 км. Известно, что радиолокационная головная часть наведения ракеты способна самостоятельно обнаруживать цель на удалении 70 км.
По информации китайских обозревателей, тяжелые противорадиолокационные ракеты Х-31, а также многофункциональные ракеты класса «воздух-земля» Х-38 (разработаны специально для Су-57) можно разместить только на внешних точках подвески, что конечно повысить радиолокационную заметность самолета.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что китайские специалисты крайне заинтересованы в получении доступа к большинству компонентов Су-57, который имеет большой потенциал для совершенствования. В случае заключения контрактов между ОПК РФ и ВВС стран Аравийского полуострова на поставку Су-57Э «репутационное» давление на ОПК КНР резко возрастет.