Турецкие «силовые методы» разрешения курдской проблемы

Турция серьезно относится к варианту ввода войск на север Ирака ради уничтожения курдских сепаратистов — сообщила в пятницу газета Zaman со ссылкой на заместителя премьер-министра Турции Джемиля Чичека. Скрывающиеся на севере Ирака 3,5 тыс. боевиков запрещенной в Турции Курдской рабочей партии /КРП/ совершают вылазки на турецкую территорию, где нападают на военнослужащих и полицейских. В последнее время ее активность резко возросла: с начала года курдские боевики организовали серию акций насилия в Стамбуле; в июне совершили теракт в курортной Анталии, в результате которого погибли четыре человека и 23 пострадали; в результате обстрела курдскими боевиками турецкого блокпоста в провинции Тунджели на востоке страны погибли восемь турецких солдат и ранены шесть. В результате боевых действий в турецком Курдистане 21 октября они убили 16 и ранили 20 турецких солдат. В ответ турецкие власти провели на границе с Ираком спецоперацию, в ходе которой были убиты 32 курдских боевика. Потери турецкой стороны, по разным данным, составили от 12 до 17 солдат. Всего за лето от рук боевиков погибли около 150 человек. Эти события послужили причиной для созыва экстренного заседания правительства, посвященного вопросам борьбы с терроризмом. За 23 года жертвами вооруженной борьбы КРП за создание независимого государства на юго-востоке Турции стали более 30 тыс. человек. За период вооруженной борьбы с терроризмом турецкое руководство израсходовало 130 млрд долл., что сопоставимо с внешним долгом Турции, и продолжает ежегодно тратить 10 млрд долл. Проведенные против курдов операции оцениваются турецким высшим руководством как успешные, но полностью ликвидировать курдские вооруженные формирования и их базы подготовки не удалось. По оценке ГШ ВС Турции, число боевиков РПК в стране составляет 500-600 человек и за рубежом 5,0-5,5 тыс. человек.

Парламент Турции на прошлой неделе подавляющим числом голосов одобрил запрос правительства страны о вторжении в северные районы Ирака. «За» проголосовали 507 депутатов, «против» — 19 парламентариев, которые представляют небольшую курдскую фракцию. Анкара любой ценой предпримет трансграничные военные действия, исходя из государственных интересов Турции, несмотря на поддержку или возражение со стороны других стран.

В июле прошлого года в связи с ростом активности РПК турецкое правительство предписало Генштабу разработать план возможной военной операции на сопредельной территории. По некоторым данным, Генштаб турецкой армии уже разработал четыре варианта атаки на курдов, и все они переданы на рассмотрение правительства. Некоторые из них подразумевают не только наземную операцию спецназа, но и точечные бомбежки с воздуха. Фактически у турецких военных развязаны руки для отражения атак курдских сепаратистов. При этом официальная Анкара заявляет, что не имеет никаких притязаний на чужие территории.

Обострение ситуации на турецко-иракской границе сильно беспокоит руководство США. Впрочем, диалог Вашингтона и Анкары по этому вопросу осложняется тем, что в конгрессе США продолжается процедура, согласно которой массовые убийства армян в Османской империи в начале XX века должны быть признаны геноцидом армянского народа.

В последнее время Анкара и Вашингтон предприняли несколько попыток преодоления разногласий по курдской проблеме. Этому способствовал и ливано-израильский конфликт. В политических и общественных кругах Турции, средствах массовой информации страны активно дискутируется вопрос о правомерности ее силового решения. Если действия Израиля в Ливане оцениваются Вашингтоном как антитеррористическая операция, то почему США всячески возражают против проведения Анкарой аналогичной акции в Северном Ираке против боевиков КРП? Для подавляющего большинства турок это вопрос риторический. Иракские политики подчеркивают, что решить вопрос с курдскими боевиками Турция может лишь совместно с Ираком, но не в одностороннем порядке… Как было заявлено иракской стороной, Анкара глубоко ошибается, намереваясь повторить опыт Израиля в отношении «Хизбаллы», так как иракская армия незамедлительно примет решительные ответные меры.

Так что, как и в Ливане, эта новая война против террористов в перспективе может вылиться в полномасштабный военный конфликт. Причем Турции придется сражаться не только с боевиками КРП, но и, возможно, с иракской армией. Турецкие политики и военное руководство выказывают свое неудовольствие фактом поддержки иракцами курдских повстанцев на севере Ирака. Однако в Турции не осталась не замеченной и реплика госсекретаря США Кондолизы Райс о рождении нового Ближнего Востока, высказанная ею в ходе недавнего визита в Израиль. Тем более что ранее в американских СМИ появилась карта предполагаемого США этого самого нового Ближнего Востока. На ней обозначен ряд стран, которые потеряют часть своей территории в процессе его «строительства». В их число наряду с Ираном, Сирией, Афганистаном и Ираком входит и Турция. Как показывает эта карта, Ирак расчленяется на три части, а 20 вилайетов Турции отойдут государству под названием Свободный Курдистан. Карту предполагаемых государственных границ в регионе автор статьи, американский военный эксперт Ральф Петерс, считает оптимальной и справедливой. На этой карте Ирак разделен на суннитскую и шиитскую части и «вольный город» Багдад между ними. В западной части Саудовской Аравии вокруг Мекки и Медины создано «исламское священное государство». Сама Саудовская Аравия вжата во внутренние пустынные районы, все ее соседи получили приращения за ее счет. От Ирана отторгнуты большие куски в пользу Азербайджана и «свободного Белуджистана». В целом, автор карты в своей модели размежевания явно стремился руководствоваться этническими и конфессиональными факторами. Превращение Ирака в несостоятельное государство, своеобразную федерацию полевых командиров, представляет угрозу национальной безопасности Турции — оснований для подобных выводов у Анкары вполне достаточно. Не следует забывать, что 26 сентября с.г. сенат США большинством голосов одобрил резолюцию, согласно которой Ирак предлагается условно разделить на три части — суннитскую, шиитскую и курдскую. А 8 октября эту идею поддержал президент Ирака курд Джаляль Талабани.

Американские операции против Ирака в 1990-1991 и 2003 гг. привели к всплеску курдского национального движения. Но, как представляется, это только прелюдия к созданию на севере Ирака полноценного очага курдской государственности. Курдам не нужна власть над Ираком, им нужно свое государство. Воспрянули курды и в Турции. Это обстоятельство вынудило Турцию сохранять нейтралитет во время американского вторжения в Ирак в 2003 г. Турки даже попытались воспользоваться им, чтобы вторгнуться в иракский Курдистан для разгрома находящихся там баз боевиков КРП. И вот, по всей видимости, сейчас сложилась такая обстановка, которая может существенным образом изменить приоритеты политики США в отношениях с переднеазиатскими союзниками.

Район, где могут начаться широкомасштабные военные действия, имеет очень сложный рельеф. На севере Ирак на протяжении почти 350 км соприкасается с областями современной Турции и его государственная граница направляется с легкими изгибами почти по параллели от района г. Джезире-ибн-Омар (куда подходят сирийско-турецкая и ирако-сирийская пограничные линии) к Персидскому Пограничному хребту в районе горы Герве-даг.

Граница пролегает по горным и речным рубежам области Хеккиари. Труднодоступность гор этой области подтверждается опытом войны 1914–1918 гг. Там, в лабиринте горных массивов, прорезанных глубокими ущельями, могли действовать против турок лишь мелкие отряды русских и айсор. Вследствие примитивности путей и дикости гор на некоторых направлениях не могли быть использованы даже мулы, т.е. животные, которые наиболее пригодны для перевозки вьюков или людей в горах.

Северная граница Ирака, хитроумно проведенная британским Генеральным штабом по труднодоступным, а часто и совершенно недоступным горным высям области Хеккиари и по тальвегам ее горных рек, протекающих иногда в глубоких ущельях, оставляет для вторжения со стороны Турции в Ирак в широком масштабе незначительную полосу к северо-западу от Мосула.

Военно-политическое руководство Турецкой Республики, проявляя серьезную озабоченность масштабами вооруженной борьбы РПК на юго-востоке страны, по-прежнему концентрировало свое внимание на силовых методах разрешения курдской проблемы. В прошлом Анкара несколько раз направляла войска в курдские районы на севере Ирака. В течение 1999 г. турецкие ВС провели две крупномасштабные военные операции по уничтожению боевых отрядов и баз КРП как в Турции, так и на территории Северного Ирака. Первая операция была проведена в мае–июне и представляла собой серию операций локального характера под общим названием «Весенняя чистка». В боевых действиях принимали участие подразделения ВС и части жандармских войск. Отмечалось активное использование боевых самолетов, а также вертолетов армейской авиации СВ ВС Турции. Тогда общая численность задействованных военнослужащих составила 15 тыс. человек.

Особенностью осенней операции ВС Турции, которая была проведена в ноябре–декабре 1999 г. и имела общее название «Осень», является некоторое изменение тактики действий. Части жандармских пограничных дивизий были выдвинуты непосредственно к иракской границе, перекрыв тем самым основные караванные пути курдов за рубеж. Несмотря на принятые меры, часть курдских отрядов смогла покинуть территорию и достичь своих баз. С турецкой стороны использовались подразделения «коммандос», которые были скрытно выброшены в заданные районы для проведения разведывательно-диверсионных задач. Часть баз КРП накануне зимы была выведена из строя, нанесен ощутимый материальный и моральный ущерб курдским боевым отрядам. После захвата турецкими спецслужбами лидера КРП А. Оджалана и его обращения к курдским бойцам прекратить вооруженную борьбу боевые формирования КРП начали организованно, с оружием в руках покидать территорию Турции и сосредотачиваться на своих базах в Северном Ираке.

Сложный рельеф местности (самым критическим ее участком протяженностью около 120 километров эксперты называют район провинции Ширнак) делает практически невозможным ведение боевых действий с применением танков и БТР. В ходе военной операции возможно использование спецназа, артиллерии, авиаударов истребителей-бомбардировщиков и вертолетов огневой поддержки. Части жандармских войск, дислоцированные в районе боевых действий, блокируют возможные пути отхода противника для предупреждения пересечения государственной границы.

Для решения поставленных задач Турция имеет значительный военный потенциал. Вооруженные силы насчитывают 621 тыс. человек. Из них 490 тыс. — сухопутные войска: 4 штаба армии, 10 корпусов, 3 дивизии (2 пехотные), 48 бригад (17 бронетанковых, 15 механизированных, 11 пехотных, 5 специального назначения, из которых планируется расформировать 2 бронетанковые, механизированную и пехотную бригады), 11 полков (президентской гвардии, пехотных, 5 пограничной охраны, 4 авиационных), 26 отдельных батальонов пограничной охраны.

На вооружении состоят более 4200 танков, 4300 БМП и БТР, 6950 орудий буксируемых и самоходных, реактивных систем залпового огня и минометов, более 1510 переносных зенитно-ракетных комплексов, 3582 единиц противотанковых средств. Численность ВВС — 71 тыс. человек. Имеется 483 боевых самолетов, 330 самолетов вспомогательной авиации и 37 вертолетов. В ВМС служат 60 тыс. человек, в том числе в морской пехоте — 6600, в береговой артиллерии — 6300, в авиации флота — 1000. В состав флота входят 121 боевой корабль, 15 подводных лодок, большое количество кораблей разного класса (26 фрегатов с управляемым ракетным оружием, 21 ракетный катер, 18 патрульных катеров, 24 минно-тральных корабля, 29 малых десантных кораблей), 150 вспомогательных судов.

На борьбу с боевыми отрядами КРП на востоке и юго-востоке Турции по-прежнему привлекается значительная часть ВС, специальных войск и жандармерии. В районе находятся высшие командиры турецкой армии, в том числе главнокомандующий сухопутных войск и командующий 2-й полевой армией 7-го армейского корпуса.

Операции против отрядов КРП проводятся в 11 вилайетах, где продолжает сохраняться режим чрезвычайного положения. В них участвует почти 60-тысячная группировка армии, которая ведет боевые действия в «треугольнике» провинций Ширнак, Хаккяри и Сиирт. Задействованы подразделения спецназа, артиллерия и вертолеты огневой поддержки. В приграничные с Ираком районы переброшены подразделения сил специального назначения — «горные коммандос». Кроме того, используется около 70 тыс. сельских охранников (полувоенизированные подразделения). Основное внимание уделяется прочесыванию местности в районах горных хребтов Габар, Джуди, Кюпели, где, по данным турецких военных, скопилось около 500 сепаратистов. Части жандармских пограничных дивизий были выдвинуты непосредственно к иракской границе, перекрыв тем самым основные пути отхода курдов за рубеж. Только в районе провинции Ширнак сосредоточено около 10-15 тысяч солдат.

В сложившейся ситуации первой целью Анкары является оказание давления на позицию иракского руководства, в особенности на лидеров иракских курдов. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган поставил условие: если иракские власти закроют лагеря боевиков и выдадут их лидеров, необходимость в военной акции отпадет. Таким образом, очевидно, что мяч сегодня на «иракско-курдской» половине поля, и именно в руках курдских лидеров находится судьба турецкого военного рейда.

Между тем, судя по последним признакам, прежнего единства среди курдских лидеров уже не наблюдается. Иракский Курдистан против кровопролития, насилия и войны, он не несет ответственность за вооруженное противостояние между Турцией и КРП и не хочет быть втянутым в войну между ними, говорится в заявлении главы курдской автономии Масуда Барзани, распространенном в Эрбиле. «Иракские курды, — отмечается в нем, — понимают проблемы, с которыми сталкивается Турция. Они против того, чтобы ей либо другой соседней стране кто-либо угрожал, но при этом считают, что самый приемлемый путь урегулирования проблем — это диалог».

По некоторым данным, не исключено, что в Ираке будет реализован испробованный Анкарой в 90-х годах «сирийский вариант»: оказавшись перед перспективой полномасштабной войны с Турцией, власти Сирии были вынуждены выслать лидера КРП Абдуллу Оджалана и его сторонников. Второй целью становятся США. Турция не удовлетворена результатами процесса координации противодействия террору с США (в Северном Ираке), поэтому при необходимости она может провести трансграничную операцию на сопредельной территории, если Ирак и США не примут эффективных мер против базирующихся на севере страны боевиков КРП. Это пока не дало положительных результатов, в частности, в плане прекращения деятельности в Северном Ираке КРП и перекрытия каналов и источников ее финансирования.

Третьей целью является нажим на Израиль. Турция и ранее негативно относилась к Израилю, который помогал курдской администрации в развитии разведывательной системы, используя территорию Иракского Курдистана для ведения разведки против Ирана и Сирии.

Турецкое правительство уже рассматривает план, предложенный вооруженными силами о строительстве забора вдоль границы с Ираком для прекращения незаконного проникновения членов Курдской рабочей партии на территорию Турции. Оценив проект в 1 млрд долл., команда экспертов во главе с Яссар Буюкани (Yassar Buyukani) решила, что 500-километровая стена будет состоять из двух частей и оснащена электронными датчиками.

53MB | MySQL:103 | 0,602sec