Пакистан: ключевой момент политической жизни страны

В настоящее время Пакистан переживает исключительно ответственный период своей истории, когда решаются вопросы его управления и, более широко, пути его будущего развития. В условиях текущего уменьшения политической стабильности в стране и примерного равенство противоборствующих политических сил заметно усиливаются роль и влияние высшего судебного органа – Верховного суда (ВС). Он выступает в качестве контролера функционирования конституционного механизма, стремится восстановить равновесие между основными ветвями власти, что в настоящих условиях означает фактическое ограничение исполнительной власти. К этому добавляется и субъективный фактор, связанный с попыткой президента Первеза Мушаррафа отстранить от исполнения обязанностей председателя ВС Ифтикхара Мухаммада Чаудхри. В связи с этим необходимо отметить, что задачей первостепенной важности сейчас является завершение процесса выбора президента.

В связи с этим напомним, что несмотря на факт проведения президентских выборов 6 октября и, по предварительным данным, победу П.Мушаррафа, ВС обязал Избирательную комиссию Пакистана опубликовать официальные результаты, т.е. официально объявить о победе П.Мушаррафа, только после завершения слушаний петиций, которые были поданы двумя кандидатами на пост президента – отставным судьей Ваджихуддином Ахмедом и назимом (главой органа местного самоуправления) Фарьял Талпур (1). Таким образом, если на одном направлении, связанным с президентским выборами, наблюдается относительное замедление политического процесса, то общеполитический процесс только ускоряется. Прибавляются проблемы, связанные с грядущими в январе 2008 г. парламентскими выборами. Согласно Конституции, за три месяца до этих выборов (т.е. в данном случае в середине ноября) должны распускаться национальное и провинциальные законодательные собрания, правительство должно уйти в отставку. Всеми делами и, прежде всего, помощью Избирательной комиссии в подготовке и проведении выборов будет заниматься временное правительство, которое будет играть ключевую роль в условиях отсутствия в этот период контроля со стороны законодательных органов. Уже разворачивается внутриполитическая борьба за места во временном правительстве. Очевидно, что этот орган будет находится под влиянием новоизбранного президента, который его и назначает. А официального президента в Пакистане пока нет. Это обстоятельство придает избирательному процессу крайнюю неопределенность, что еще больше дестабилизирует политическую ситуацию. Таким образом, сейчас все ждут хода от ВС. Чем быстрее он внесет определенность в политический процесс, тем будет лучше.

В упомянутых выше петициях оспаривается право П.Мушаррафа баллотироваться на пост президента на основании тех же обвинений, которые выдвигались до президентских выборов и были отклонены коллегией судей ВС как несущественные: совмещение президентского поста с постом начальника штаба сухопутных войск, стремление идти на третий президентский срок, а также назначение сроков президентских выборов с таким расчетом, чтобы в выборах участвовала коллегия выборщиков, которая в 2004 г. уже выразила вотум доверия П.Мушаррафу, в которой его сторонники имеют большинство мест. Помимо юридически обоснованных обвинений выдвигаются эмоциональные упреки. Например, Ф.Талпур считает высшую исполнительную власть, переизбранную старой коллегией выборщиков, узурпировавшей полномочия новоизбранных законодательных органов и лишившей таким образом пакистанский народ права выбирать президента, делегируя свои голоса представителям, которых он избрал на нынешних выборах, а не пять лет назад. Она также считает, что П.Мушарраф не отвечает требованиям к кандидату в президенту, который, согласно статье 63 Конституции, должен быть правдивым, дальновидным, честным и бескорыстным гражданином. Как же, удивляется Ф.Талпур, может претендовать на пост президента человек, «который нарушил торжественное обещание снять генеральский мундир в декабре 2004 г., оставшись на посту начальника штаба сухопутных войск. Находясь в этой должности, Мушарраф несет ответственность за гибель пакистанских солдат в Вазиристане и других племенных районах. Это вызывает среди людей недовольство в отношении военных, хотя наш народ относится к армии с большим уважением». Ф.Талпур приводит и другие факты, которые, с ее точки зрения, не украшают личность П.Мушаррафа как гражданина, как президента. Например, она напомнила о незаконном смещении П.Мушаррафом председателя ВС 9 марта и публичной агитации президентом в пользу своего решения 12 мая.

Эмоциональная составляющая есть и в петиции В.Ахмеда, который называет П.Мушаррафа «самым непопулярным главой государства» и обвиняет его в опасной для государства политике, имея в виду отношения с западными странами и политику на территориях, граничащих с Афганистаном. В.Ахмед также считает, что ВС находится под давлением исполнительной власти, приводя в этой связи малоубедительный факт совместного обеда юридического советника П.Мушаррафа и одного из судей ВС. Наконец, он критикует экономическую политику властей, в частности за «современный кризис с пшеницей», скрытый от общественности (хотя сокрытие недостатка основного продукта питания является трудновообразимым).

Что касается юридических доводов оппонентов П.Мушаррафа, то они также справедливы, как и контрдоводы его сторонников: сложная политическая ситуация в последние годы, включая период чрезвычайного положения, порождает ряд противоречивых явлений. Процедура президентских выборов разработана в избирательном законодательстве в самой общей форме, что характерно для Основного закона многих стран. Необходимо отметить также одну пакистанскую особенность: настоящая конституция «делалась» под тогдашнего пакистанского лидера Зульфикара Али Бхутто, занимавшего пост премьер-министра. Таким образом, законодательство оставляет много места для толкований общих положений и широкие возможности для их интерпретаций. Не касаясь спорных проблем, отметим, лишь одно противоречие. Ф.Талпур считает, что П.Мушарраф сейчас завершает свой второй президентский срок и хочет сохранить за собой высший пост на третий, что запрещено Конституцией. В качестве доказательства она использует число присяг, которые принес П.Мушарраф при вступлении в должность. В самом деле, готовясь к отмене чрезвычайного положения и восстановления демократических институтов в середине 2001 г., П.Мушарраф самолично принял на себя президентские полномочия и принес присягу 20 июня. 30 апреля 2002 г. его президентские полномочия были подтверждены. После восстановления гражданского правления он, в соответствии с Конституцией, принес президентскую присягу в первый день работы новоизбранного парламента 15 ноября 2002 г. Однако необходимо учитывать тот факт, что первый приход П.Мушаррафа к президентской власти произошел в период чрезвычайного положения и формально не соответствовал конституционной процедуре. Кроме того, Конституция предусматривает пятилетний срок действия президентских полномочий, тогда как «первый срок» П.Мушаррафа составляет только полтора года. И, наконец, после отмены чрезвычайного положения П.Мушарраф принес присягу в день открытия первой сессии парламента – именно с этого момента начинает его первый президентский срок, соответствующий Конституции.

Такие же pro et contra можно приводить и в отношении других обвинений, касающихся сроков выборов и совмещения двух постов. Поэтому ВС будет принимать решение по этим вопросам, по нашему мнению, руководствуясь не столько истиной, которую найти в избирательном законодательстве невозможно, сколько целесообразностью и субъективными установками членов ВС. Думается, что все-таки чувство целесообразности в этих условиях все-таки восторжествует.

Примечания:

1. Election being held to please Musharraf: Wajihuddin // The News. Karachi, 02.10.2007; Musharraf may face new legal battle // Dawn. Karachi, 30.09.2007; Musharraf’s candidature challenged in SHC, SC // Dawn. Karachi, 01.10.2007; Talpur challenges Musharraf’s nomination // The News. Karachi, 02.10.2007.

52.35MB | MySQL:106 | 0,613sec