Визит президента ИРИ М.Ахмадинежада в Армению

22-23 октября состоялся первый официальный визит президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Армению. Во время этого визита между иранскими и армянскими ведомствами был подписан ряд соглашений, касающихся вопросов экономического, финансового и торгового сотрудничества. Так, было подписано важное для Армении соглашение о свободной торговле, которое позволит армянским грузоперевозчикам более свободно использовать иранскую территорию для организации эффективного импорта и экспорта товаров. В то же время визит иранского президента претендует на то, чтобы стать знаковым не столько из-за подписанных ирано-армянских соглашений, сколько из-за целого спектра вопросов стратегического, политического и энергетического характера, активное обсуждение которых началось в течение последнего года.

Ситуация в Армении и иранские интересы

Как это ни странно, но в блокированной Турцией и Азербайджаном Армении в последнее время начали активно обсуждать целесообразность дальнейшего укрепления армяно-иранских отношений. Это связано с нарастанием внутриполитической активности в Армении, вызванной заявлением первого президента Армении Левона Тер-Петросяна о своем возможном участии в предстоящих в феврале 2008 г. президентских выборах. Для сил, оппозиционных действующей в Армении власти, Иран является не простым соседом Армении, через территорию которого в страну поступают важные товары, а с начала текущего года и природный газ, а символом тупиковости внешней политики нынешних армянских властей. Последним ставится в упрек то, что на протяжении последних десяти лет, с момента, когда первый президент Армении вынужден был уйти в отставку, они не смогли продвинуться в разрешении армяно-турецких и армяно-азербайджанских споров, что продолжает держать Армению в заложниках транспортной и региональной политики Ирана и Грузии. Последней – в меньшей степени, так как грузинская элита, как и армянская оппозиция, объединяющаяся вокруг первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, имеет прозападную ориентацию. Новый импульс дискуссий о целесообразности сотрудничества с Ираном дало первое за последние 10 лет выступление Левона Тер-Петросяна 21 сентября с.г., во время которого он не только обвинил власти в коррумпированности, но и сказал, что у Армении нет границы с Ираном и он имеет минимальное значение для жизни страны.

Армения, готовящаяся в предстоящим президентским выборам, в результате которых из большой политики скорее всего уйдет нынешний армянский лидер Роберт Кочарян, представляет для Ирана важный интерес. Очевидные преимущества нынешнего премьер-министра Армении Сержа Саркисяна в предвыборной борьбе за президентский пост не могут восприниматься в Иране в качестве гаранта того, что после избрания Серж Саркисян будет вести, условно говоря, проиранскую внешнюю политику. Характерным с этой точки зрения является то, что во время визита Ахмадинежада в Ереван премьер-министр находился с визитом в Вашингтоне, где провел переговоры с руководителем Пентагона Робертом Гейтсом и другими американскими официальными лицами. Комплиментаризм, объявленный когда-то Робертом Кочаряном принципом внешней политики страны, сегодня не может быть для Армении оптимальной линией, так как интересы крупных игроков в регионе начинают открыто противоречить друг другу, а обострение обстановки вокруг Ирана может поставить Армению в ситуацию реального и опасного выбора: косвенно поддержать американскую военную операцию против ИРИ (скажем, через предоставление своего воздушного пространства американским ВВС) или же отказаться от поддержки. Многое в выборе Армении зависит от предстоящих президентских выборов и от того, насколько они будут соответствовать стандартам – международных либо тем, которые считаются международными.

В данном контексте визит Ахмадинежада среди прочего совпал с периодом активизации внутриполитической ситуации в Армении, которая теоретически может привести к изменению региональной политики страны.

Иран и обострение «армянского вопроса»

Принятая американскими законодателями резолюция, признающая события 1915 г. в Османской Турции геноцидом армянского народа, не только обострила американо-турецкие отношения, но и довольно значительно сказалась на региональных отношениях. Речь в данном случае идет не только о том, что принятая резолюция многими рассматривается в контексте возможного вторжения турецких войск в иракский Курдистан. Обострение американо-турецких отношений непосредственным образом сказалось и будет продолжать сказываться на отношениях Турции со своими соседями. Тут надо отметить наметившееся улучшение в ирано-турецких отношениях, выразившееся, среди прочего, в допуске турецких энергетических компаний на крупнейшее иранское месторождение «Южный Парс».

Улучшение ирано-турецких отношений явным образом затрагивает как ирано-азербайджанские, так и ирано-армянские отношения. Визит М. Ахмадинежада должен был снять большую часть этих опасений, что, в принципе, отчасти и произошло. Общий теплый климат переговоров и планы развития отношений говорят о том, что сотрудничество между ИРИ и Арменией будет развиваться и дальше. Но все же визит Ахмадинежада не обошелся без роли «турецкого» фактора. В программу визита иранского президента было включено посещение памятника жертвам геноцида 1915 г., а также музея-института геноцида. Но до прилета в Ереван уже появились первые сигналы того, что визит Ахмадинежада может пройти с некоторыми нарушениями заранее согласованного плана. Ни одно из иранских СМИ, освещавших этот визит, в своих сообщениях как на фарси, так и на английском не сказало ни слова о планах Ахмадинежада посетить памятник жертвам геноцида. Кстати, и бывший иранский президент Хатами, поставив венок у памятника жертвам событий 1915 г., отказался зайти в музей и оставить запись в книге почетных гостей.

22 октября, отвечая на вопрос студента Ереванского университета о геноциде армян, Ахмадинежад весьма двусмысленно заявил: «Мы осуждаем любое нарушение прав человека. Я отмечу, что каждый год многочисленная армянская диаспора в Иране проводит акции и другие мероприятия в связи с тем событием, о котором вы спросили». Иранский лидер приравнял события 1915 г. к нарушениям прав человека и даже не произнес слово геноцид.

23 октября рано утром армянские СМИ распространили сообщение о том, что иранский президент прерывает свой визит в Армению и вылетает в Тегеран. Именно на 23-е число и было намечено посещение мемориала геноцида, что не могло остаться без реакции с турецкой стороны. Несмотря на сообщения о том, что Ахмадинежад вылетел в Иран из-за возникших в ИРИ неотложных дел, мало у кого в Армении остались сомнения по поводу того, что именно нежелание посетить волнующий турецкую сторону мемориал заставило М. Ахмадинежада прервать свой визит в Армению. Хотя справедливости ради надо отметить, что иранская сторона поступила максимально прагматично в этом вопросе: включила посещение мемориала в программу визита, то есть посчитала оправданным такого рода посещение, но потом отменила визит по форс-мажорным обстоятельствам. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

52.21MB | MySQL:103 | 0,488sec