Сирия и ФРГ: опыт сотрудничества и перспективы

В контексте внешней политики Сирии в настоящее время одну из ведущих ролей играют ее отношения с Евросоюзом, при этом особенно динамично развивается сотрудничество с ФРГ. Это традиционное направление сирийской внешней политики. Первое соглашение о культурном сотрудничестве между двумя странами было заключено еще в 1959 г., когда Сирия входила в состав ОАР. На протяжении практически всего времени независимого развития Сирии развивались ее экономические отношения с Германией. Так, с 1952 по 1992 г. Сирия в рамках финансового сотрудничества получила от Германии более 410 млн евро (в переводе на современную валюту). В 1992-2000 гг. развитие экономического сотрудничества несколько затормозилось, в первую очередь из-за проблемы урегулирования внешнего долга САР. Однако и в этот период торговля между странами продолжалась. Так, по сравнению с 1988 г. в 1993 г. сирийский импорт из Германии возрос на 141%. В 1992-1993 гг. ФРГ занимала первое место в Европе по объему экспорта в Сирию. В 1994 г. 8,5% сирийского импорта ввозилось из ФРГ (большая доля была лишь у Италии), а экспорт в ФРГ составлял 2,4% всего экспорта САР. Сирия в основном ввозила из Германии электротехнику, различные приборы, продукцию химической промышленности; 90% всех сирийских поставок в ФРГ приходилось на нефть и нефтепродукты.

90-е годы стали временем постепенного упрочения политического сотрудничества САР и ФРГ, а также налаживания отношений Сирии с Евросоюзом в целом. Это было обусловлено необходимостью диверсификации внешней политики САР в связи с изменением глобальных и региональных политических реалий (распад СССР, начало ближневосточного мирного процесса). Сирия, ранее во многом опиравшаяся на политический авторитет Советского Союза, была вынуждена прикладывать усилия для стабилизации своего положения в новом политическом пространстве, а также искать новых союзников.

Новый виток в развитии сирийско-германских отношений начался с приходом к власти Б. Асада. В первую очередь, это было вызвано надеждами ФРГ на то, что смена главы сирийского государства повлечет за собой либерализацию экономики и дальнейшее переориентирование внешнеполитического и внешнеэкономического курса Сирии на Евросоюз вообще и на Германию, в частности. Канцлер ФРГ Г. Шредер был первым главой неарабского государства, посетившим нового президента Сирии (30 октября 2000). В свою очередь, по приглашению немецкого правительства, Б. Асад прибыл с визитом в Германию в начале июля 2001 г. Активизация политического сотрудничества ускорила развитие экономических отношений; этому способствовало также двустороннее урегулирование проблемы сирийской задолженности ФРГ (соглашение о реструктуризации долга было подписано уже в ноябре 2000). В 2002 г. Сирия стала страной — партнером Сотрудничества по оказанию помощи развитию ФРГ.

С началом правления Б. Асада начинается также активизация сирийско-германского экономического сотрудничества. Германия живо заинтересована в том, чтобы экономика Сирии была переведена с плановой основы на рыночную, и всячески этому содействует. Так, ФРГ стала соучредителем первого в Сирии Банка кредитования малого бизнеса, целью которого является поддержка развития малого и среднего частного предпринимательства. Основываясь на данных Министерства экономического сотрудничества и развития, немецкие эксперты вот уже несколько лет дают рекомендации сирийской комиссии по планированию, а также различным министерствам, имеющим отношение к экономике. По просьбе сирийской стороны, консультативная функция экспертов ФРГ также реализуется в реорганизации работы Центробанка САР с целью обеспечения его полной самостоятельности. В настоящее время ФРГ в наибольшей степени связывает перспективы преобразования с фигурой заместителя главы правительства Сирии Абдуллы аль-Дардари.

Показателем существенного увеличения роли ФРГ в экономике Сирии служит возрастание торгового оборота между двумя странами. Так, стоимость сирийского импорта из Германии возросла на порядок по сравнению с периодом 90-х гг., составив 486 млн евро в 2003 г. и 524,4 млн евро в 2004 г. Активизировалась финансовая помощь, оказываемая ФРГ Сирии. В апреле с.г. Министерство экономического сотрудничества и развития ФРГ объявило, что в течение двух следующих лет намерено предоставить Сирии 70 млн евро. Приоритетные направления сотрудничества — энергетика, водные ресурсы, создание инфраструктуры, а также либерализация сирийской экономики в целом. В августе с.г. было подписано соглашение о предоставлении Сирии 34 млн евро; часть этой суммы (19 млн евро) будет предоставлена в виде долгосрочной ссуды под низкий процент, остальную часть составят гранты на улучшение инфраструктуры и проекты развития. До 2009 г. предполагается выделить еще 10 млн евро на техническое сотрудничество.

Значимым аспектом сирийско-германских отношений является сотрудничество в культурной и образовательной сфере. Основой культурного сотрудничества было соглашение, подписанное еще в 1959 г. с ОАР. В 2003 г. был подписан новый протокол сотрудничества. В рамках этого направления еще в 1979 г. в Сирии открылся институт Гете. Позднее был основан совместный сирийско-германский университет аль-Вади, открыто сирийско-германское общество науки и технологий. В ФРГ существует общество сирийско-германской дружбы (в Бонне). Германия также финансирует некоторые сирийские проекты, связанные с наукой и образованием. Так, в 2003 г. было выделено 1,5 млн евро на развитие экспертно-учебного фонда. В текущем году министр ФРГ по оказанию помощи на развитие Хайдемария Вейцзорек-Цойл после своего визита в САР пообещала выделить 4 млн евро на устройство школ для детей иракских беженцев в Сирии. Приток в Сирию большого количества иракских беженцев является одной из наиболее актуальных внутренних проблем страны в настоящий момент. Германия обещала выделить Сирии 5,4 млн долларов для решения связанных с данной миграцией экономических и социальных проблем.

Отдельным пунктом двусторонних отношений, весьма актуальным в настоящее время, являются работы по улучшению экологической обстановки в Сирии, в особенности ее центральных промышленных районов. При решении экологических проблем САР во многом опирается на опыт ФРГ. Наиболее злободневные проблемы в экологической сфере связаны с энергетическими ресурсами и водопользованием. В связи с постепенным истощением внутренних запасов нефти для Сирии все большую актуальность обретает получение энергии из альтернативных источников – угля, солнца, ветра. Опыт ФРГ как одной из наиболее развитых стран в плане индустрии возобновляемой энергии может оказаться весьма полезным для Сирии. Что касается использования внутренних водных ресурсов САР и ирригационной системы, то основа для проведения совместных сирийско-германских исследований в этом направлении была заложена в Соглашении о финансовом сотрудничестве ФРГ – САР, подписанном в марте 2003 г. В рамках этого соглашения ФРГ обещала предоставить Сирии заем в размере 13 млн евро на разработку проекта по сокращению потерь водных ресурсов, а также программы сектора водных ресурсов Дамасской провинции. В июне стартовал совместный проект Министерства ирригации САР и Германского федерального института природных ресурсов, направленный на улучшение функционирования ирригационной системы, в частности, на освоение источников подземных вод. Проект рассчитан на 10 лет.

Однако сотрудничество Сирии и ФРГ отнюдь не ограничивается сферой экономики. С самого начала своего правления Б. Асад подчеркивал значимость стабильных дружественных отношений с ФРГ в контексте внешней политики Сирии. Сейчас Германия весьма активно проводит собственную ближневосточную политику, обусловленную в первую очередь соблюдением собственных экономических интересов. Эта политика во многом отличается от ближневосточного курса США. В связи с этим ФРГ весьма значима для Сирии в качестве источника политической поддержки против антисирийских действий США.

Действительно, ФРГ неоднократно защищала политические и экономические интересы Сирии на международной арене. В качестве примера можно привести целый ряд официальных заявлений и высказываний различных представителей правительства ФРГ. В декабре 2005 г. левая партия ФРГ заявила о своей поддержке САР в ее противостоянии попыткам США расколоть регион. В ноябре 2005 г. Фолькер Каудер, председатель фракции ХДС/ХСС в бундестаге, выразил возмущение по поводу необоснованных заявлений Израиля о продолжающейся контрабанде оружия из Сирии в Ливан для «Хизбаллы». В январе 2006 г. бывший канцлер ФРГ Г. Шредер подчеркнул, что достижение мира и стабильности в ближневосточном регионе невозможны, если не прекратятся попытки изолировать такую важную страну, как Сирия. В начале августа 2006 г. посол САР в ФРГ Хусейн Умран выразил «удовольствие и гордость» по поводу признания Германией роли Сирии в ближневосточном мирном процессе. В сентябре 2006 г. парламентская делегация ФРГ подчеркнула ключевую роль САР в регионе, подтвердила признание Германией исторических связей между Сирией и Ливаном. В декабре 2006 г. глава МИДа ФРГ Штайнмейер подчеркнул важность своего визита в Сирию, отвергнув критику со стороны США. Министр ФРГ по оказанию помощи на развитие Хайдемария Вейцзорек-Цойл в ходе своего визита в Дамаск в августе с.г. подчеркнула важность возвращения Сирии Голанских высот в рамках мирного процесса.

Единственным политическим событием, вызвавшим жесткую реакцию со стороны ФРГ, стало убийство Р. Харири. Расследование возглавил представитель Германии Детлев Мехлис. ФРГ также настаивала на выводе сирийских войск из Ливана. Это обусловлено в первую очередь экономическими интересами, так как ФРГ в перспективе может получить существенную выгоду от инвестиций в восстановление ливанской экономики. Первым шагом к этому является воссоздание суверенного политического пространства Ливана (при активном участии Евросоюза и, в частности, Германии). Однако и в этом случае ФРГ старалась минимизировать потенциальный ущерб для своих экономических интересов в Сирии. Так, в октябре 2005 г. спикер МИДа ФРГ обратился к международному сообществу с просьбой не налагать экономические санкции на Сирию, принимая во внимание «объявление Сирии о своей готовности сотрудничать с комитетом» (по расследованию дела Харири).

В последнее время ФРГ все чаще заявляет о своем стремлении играть роль посредника в ближневосточном урегулировании. В этом свете возрастает значимость Сирии для ФРГ. Так, координатор германо-американских связей в МИДе ФРГ К. Фойгт считает, что Германия способна сыграть главную роль в приведении Сирии и США за стол переговоров. Глава МИДа Сирии Муаллим в октябре 2006 г., принимая германскую парламентскую делегацию, со своей стороны также побуждал ФРГ играть более значительную роль в поиске решения проблем Ближневосточного региона. Действительно, ФРГ, имея стабильно дружественные отношения с САР, вполне может претендовать на роль координатора сирийско-американских переговоров.

При этом важно отметить, что, отстаивая интересы Сирии (а также собственные интересы в этой стране), ФРГ не вступает в открытую конфронтацию с политикой США. Так, глава МИДа ФРГ Штайнмейер отложил в августе 2006 г. запланированный визит в Дамаск после речи Б. Асада, в которой в резкой форме обличалась полная несостоятельность плана США «Большой Ближний Восток», а также крах планов и стратегий Израиля. Интересно отметить неоднозначную реакцию на перенесение визита немецкой общественности и СМИ. Часть газет одобрила решение Штайнмейера, посчитав, что надежды министра оказать влияние на Сирию путем переговоров не оправдались. Однако существовала и другая точка зрения. Так, «Тюрингер Альгемайне» отмечала, что поступок Штайнмейера «отнюдь не расширяет пространство для переговоров на Ближнем Востоке». Сходную позицию выразила «Хандельсблатт». Такая неоднозначность мнений в целом отражает настроения германской общественности. Однако общая сбалансированность политики ФРГ на Ближнем Востоке вообще и по отношению к Сирии, в частности, дает Германии реальный шанс стать одним из ключевых медиаторов ближневосточного урегулирования.

Таким образом, Германия весьма активно участвует в различных аспектах жизнедеятельности сирийского государства; Сирия со своей стороны всячески подчеркивает важность развития отношений с ФРГ. Это способствует постепенному формированию среди сирийских масс, в особенности среди молодого поколения сирийцев, более четкого образа ФРГ. Формирование образа происходит не только за счет СМИ, освещающих политическое сотрудничество стран, но и во многом благодаря осуществлению конкретных проектов. Так, проекты в области экономики и финансов значимы для зарождающегося класса предпринимателей, во многом ориентированных на Евросоюз и конкретно на Германию как на наиболее перспективного иностранного партнера. Однако этот класс пока сравнительно немногочислен, так как либерализация сирийской экономики происходит постепенно. Тем не менее активное участие ФРГ в переводе Сирии на рыночную экономику, по всей вероятности, будет служить прочным фундаментом для создания позитивного экономического и политического образа ФРГ среди экономически активного среднего класса Сирии, что сыграет свою роль в ходе дальнейшего реформирования экономики.

Проекты в области высшего образования способствуют «продвижению» образа Германии среди молодежи, в особенности интеллектуальной элиты нового поколения. Образовательные учреждения, основанные в Сирии при участии ФРГ, пользуются в настоящее время большой популярностью. Поступление в такой вуз рассматривается молодыми людьми в большинстве случаев как шанс продолжить учебу в Германии. Немецкий диплом в Сирии котируется высоко. Однако значительная часть сирийцев. уехавших в ФРГ на учебу, стараются остаться там работать, несмотря на ожидающие их трудности. Многие одаренные представители молодого поколения уверены, что шансы найти хорошую работу с достойной заработной платой в Сирии существенно ниже, чем в ФРГ. Результатом этого становится «утечка мозгов» из Сирии в Германию, а также в другие европейские страны. Для Сирии эта тенденция носит весьма негативный характер, однако исправить ситуацию правительству пока не удалось.

Интересно отметить, что сирийские студенты, проживающие в Германии, не теряют тесной связи с исторической родиной. Так, они активно выражали свое возмущение по поводу доклада Д. Мехлиса, заявляя, что он направлен на увеличение давления на Сирию. Таким образом, развитие отношений с ФРГ является одним из приоритетных направлений сирийской внешней политики. Для Германии эти отношения также значимы, особенно в контексте проведения собственной экономической политики на Ближнем Востоке и повышения собственного политического авторитета в этом регионе. Представляется весьма вероятным, что на предстоящей конференции по ближневосточному урегулированию ФРГ будет поддерживать сирийские интересы, в частности, в вопросе о возвращении Голанских высот, стараясь при этом отдалить Сирию от сотрудничества с Ираном. Об этом свидетельствует заявление главы МИДа ФРГ Штайнмейера: «Сирия должна решить для себя, хочет ли она следовать за Ираном по пути, ведущему к самоуничтожению». Первые шаги в этом направлении были сделаны Германией, когда она заявила о своей готовности предложить Сирии пакет экономических опций, способствующих ускорению развития сирийской экономики. Вероятно, именно эта стратегия будет определять развитие сирийско-германских отношений в ближайшем будущем.

При подготовке статьи использованы материалы Landerreport 1995/96 Koln, 1996 http://www.sana.org/ http://www.zeit.de/ http://www.arabicnews.com/ http://www.spiegel.de http://www.syrialive.net/ http://www.dw-world.de/ http://www.bmz.de/ http://www.projekt-p.de http://www.diplo.de/ http://www.netzeitung.de/ http://www.entwicklungsministerium.de/ http://www.stern.de/ http://www.laenderkontakte.de/ http://www.auswaertiges-amt.de/ http://www.tagesschau.de/ http://www.heute.de/.

52.27MB | MySQL:103 | 0,526sec