Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (22 – 28 октября 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с турецко-иракскими отношениями и иранской ядерной программой. Правительства Турции и Ирака не смогли договориться о путях урегулирования кризиса в двусторонних отношениях, связанного с деятельностью боевиков Курдской рабочей партии (КРП). США 25 октября в одностороннем порядке ввели новые экономические санкции против Ирана.

На протяжении минувшей недели напряженность сохранялась как на границе Турции с Ираком, так и в отношениях между двумя государствами. ВС Турции проводили операции против сил КРП на юго-востоке страны, причем периодически турецкая авиация и артиллерия наносили удары по объектам сепаратистов на иракской территории, а подразделения спецназа совершали рейды против баз КРП на севере Ирака. В Анкаре отвергли предложение боевиков о прекращении огня взамен на обязательство не начинать военную операцию на иракском севере, в очередной раз подчеркнув, что не собираются вести переговоры с террористами. Продолжается наращивание турецкой военной группировки в районах, прилегающих к границе с Ираком. Ее численность уже оценивается примерно в 150 тыс. чел. Турецкое правительство не исключает введения экономических санкций против Иракского Курдистана в качестве меры давления на власти этого региона с целью подтолкнуть их к более решительным действиям против КРП. В ответ в Багдаде заявляют о возможности приостановки перекачки нефти по нефтепроводу Киркук (Ирак) – Джейхан (Турция).

23 октября правительство Ирака приняло решение о закрытии на территории страны офисов КРП и обещало заблокировать финансовые фонды этой организации. Со своей стороны, глава курдской автономии М. Барзани заявил, что не намерен выдавать членов КРП соседним странам, но обещал закрыть представительства партии на контролируемой им территории. Иракская делегация во главе с министром обороны М. Джасимом провела 26 октября в Анкаре переговоры с турецкими представителями по мерам противодействия вооруженной и террористической активности КРП. Однако эти переговоры не привели к сближению позиций сторон. Турция заявила, что меры, предложенные Ираком, далеки «от наших ожиданий». Отметим, что Багдад предложил организовать постоянный мониторинг и разведку в приграничных с Турцией районах с участием многонациональных сил, а также создать иракско-турецкую комиссию по координации действий и усилению охраны совместной границы. Со своей стороны, Анкара требует от иракских властей немедленного прекращения любой помощи боевикам, ограничения зоны их возможного передвижения, ареста и передачи Турции руководителей КРП. В целом же отчетливо просматривается ситуация, когда центральное правительство Ирака не в состоянии предпринять реальные и эффективные меры против сил КРП, а власти Иракского Курдистана, несмотря на громкие заявления, не имеют большого желания ввязываться в силовое противостояние со своими соплеменниками.

США и страны Евросоюза, осуждая действия КРП, продолжают выступать против проведения Турцией военной операции на севере Ирака. Американцы также не намерены использовать свои войска против курдских сепаратистов. За мирное решение конфликта в Иракском Курдистане выступил президент ИРИ М. Ахмадинежад. Он предложил Ираку и Турции посреднические услуги в урегулировании конфликта.

В Анкаре на самом высоком уровне продолжают заявлять о намерении ликвидировать очаги терроризма на иракской территории, не взирая на иностранное давление. Вместе с тем, начальник генштаба ВС Турции генерал Я. Бююканыт дал понять, что военная операция против боевиков КРП в Ираке не начнется до завершения визита в США премьер-министра страны Р. Т. Эрдогана, который намечен на начало ноября. Возможна и встреча представителей Турции, Ирака и США для обсуждения вопросов, связанных с ситуацией на иракском севере, во время международной конференции по Ираку, которая пройдет в Стамбуле 2-3 ноября.

Между тем в самом Ираке обстановка остается очень сложной. В различных районах страны не прекращаются вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия. 23 октября боевики радикальной шиитской организации «Армия Махди» взяли под свой контроль крупнейший город иракского юга Басру.

23 октября в Лондоне главы правительств Турции Р. Т. Эрдоган и Великобритании Г. Браун подписали соглашение о стратегическом партнерстве между двумя странами и ряд соглашений о сотрудничестве в сфере энергетики, экономики, торговли и науки. Браун высказался за вступление Турции в Евросоюз, а Эрдоган подтвердил, что членство в ЕС является «национальным приоритетом» Турции.

Ситуация вокруг ядерной программы Ирана остается одной из главных в современной международной жизни. Глава МАГАТЭ М. аль-Барадеи заявил, что на создание атомной бомбы Исламской республике потребуется от трех до восьми лет, а поэтому немедленной угрозы со стороны ИРИ, по его мнению, нет. Более того, о военной акции против Ирана можно говорить лишь после того, как все дипломатические меры – «санкции, поощрения и переговоры» — закончатся неудачей. 23 октября в Риме состоялась встреча нового секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ С. Джалили с верховным представителем Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Соланой. Стороны, не раскрывая подробностей, оценили ее как «конструктивную». Представители МАГАТЭ 24 октября завершили в Тегеране переговоры по иранским центрифугам, используемым для обогащения урана. Переговоры прошли в рамках соглашения ИРИ с международным агентством относительно поэтапного снятия вопросов, имеющихся у МАГАТЭ к ядерной программе ИРИ. Президент Ирана М. Ахмадинежад заявил о готовности его страны продолжить переговоры по национальной ядерной программе и «рассмотреть любые конструктивные предложения», направленные на ее урегулирование. Но при этом ИРИ не собирается «обсуждать с кем-либо свои неотъемлемые права» по овладению мирными ядерными технологиями. Ахмадинежад назвал «горсткой ничего не значащей бумаги» иранское ядерное досье, находящееся в распоряжении СБ ООН.

США продолжают рассматривать Иран «крупным препятствием» на пути нормализации обстановки на Ближнем Востоке. В этой связи Вашингтон «активно работает над тем, чтобы противостоять дестабилизирующей деятельности Ирана» в регионе, особенно в Ираке, а также в Ливане, Афганистане и на палестинских территориях. 25 октября американская администрация ввела новые экономические санкции против ИРИ, которые касаются министерства обороны Ирана и Корпуса стражей исламской революции. Эти организации США обвиняют в попытках завладеть ОМУ и поддержке терроризма. Санкции коснуться более 20 иранских компаний, работающих с МО ИРИ и КСИР. Действия Вашингтона поддержали в Лондоне. Россия же считает, что односторонние санкции США «могут подорвать усилия мирового сообщества по урегулированию иранской ядерной проблемы».

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. В ответ на продолжающиеся ракетные обстрелы территории Израиля из сектора Газа ЦАХАЛ наносил удары, в т. ч. воздушные, по объектам палестинских боевиков в анклаве и проводил рейды на его территорию. Израильское правительство приняло решение о постепенном сокращении поставок топлива, электроэнергии и товаров сектор Газа. Так, поставки топлива официально должны сократить на 11 проц с 29 октября. Руководство Израиля рассматривает эти меры в качестве еще одного шага на пути размежевания с палестинской территорией. Причем израильтяне не намерены отключать от электроснабжения больницы и некоторые другие объекты. Продолжится доставка в Газу продовольствия и медикаментов.

26 октября состоялась очередная встреча премьер-министра Израиля Э. Ольмерта с главой палестинской администрации М. Аббасом, в ходе которой обсуждались вопросы, связанные с подготовкой итоговых документов для предстоящей в конце этого года международной конференции по ближневосточному урегулированию. По оценке Ольмерта, продвижение переговоров зависит от способности палестинцев успешно бороться с террором.

М. Аббаса 26 октября подписал указ о борьбе с отмыванием денег. Этот документ сможет усложнить получение финансовых средств радикальному движению ХАМАС.

На минувшей неделе премьер-министр Израиля Э. Ольмерт посетил Францию и Великобританию. В Париже он встречался с президентом Н. Саркози, а в Лондоне – с премьер-министром Г. Брауном. Итоги визитов показали близость позиций сторон по иранской ядерной проблеме: ядерные амбиций ИРИ были резко осуждены.

27 сентября в Сирте (Ливия) начался новый раунд переговоров по урегулированию конфликта в Дарфуре на западе Судана, организованный ООН и Африканским союзом. В них участвуют делегация суданского правительства и 7 из 12 дарфурских повстанческих группировок. В день начала встречи Хартум объявил о прекращении огня в Дарфуре в одностороннем порядке. Отметим, что в Сирт не прибыли делегации двух крупных группировок: «Движение за справедливость и равенство» (ДСР, фракция Х. Ибрагима) и «Суданской освободительной армии (СОА, фракция М. Нура). Представитель СОА заявил, что его организация не будет участвовать в переговорах до начала размещения в Дарфуре миротворческих сил ООН. Отказ от участия в диалоге двух влиятельных группировок, отсутствие единства среди повстанцев в целом, неверие многих из них в искренность намерений правительства в мирном урегулировании конфликта не позволяет говорить об успешном завершении нынешнего раунда переговоров. Этому не способствует и ситуация в самом Дарфуре, где не прекращается вооруженное насилие, которое во многом напоминает войну «всех против всех». Отметим и очень весомую роль нефтяного фактора в дарфурском конфликте. Его активно стремятся использовать в своих целях некоторые повстанческие группировки и силы, в т. ч. зарубежные, стоящие за ними. Так, 25 октября боевики ДСР (фракция Х. Ибрагима) совершили нападение на нефтяное месторождение в районе Дефра, захватив в заложники двух иностранных служащих. Цель нападения была открыто заявлена повстанцами – это прекращение иностранным консорциумом (компании Индии, КНР и Малайзии) своей деятельности в Судане, а более конкретно – «послание Китаю» и китайским компаниям, помогающим суданскому правительству, в т. ч. поставками оружия, которое «убивает наших людей».

Обострилась обстановка на северо-западе Пакистана в долине Сват, где идут бои частей правительственной армии с боевиками группировки «Танзым нафаз-е шариат» («Организация по установлению шариата»), выступающей за построение общества по образцу афганских талибов. Вооруженные формирования исламистов насчитывают несколько тысяч человек. В регион переброшены крупные подкрепления пакистанской армии.

Президент Афганистана Х. Карзай, находившийся в Лондоне, призвал США не прибегать к частым ударам с воздуха по талибским боевикам, т. к. это ведет к многочисленным жертвам среди мирного населения страны.

22-24 октября президент Франции Н. Саркози совершил официальный визит в Марокко. В дни визита был подписан ряд важных соглашений, предусматривающих дальнейшее развитие экономических и военно-технических связей между двумя странами. В частности, речь идет о строительстве высокоскоростной железной дороги между Танжером и Касабланкой. Французская компания DCNS получила от Марокко заказ на постройку фрегата типа FREMM, что рассматривается как своего рода «поощрительный приз» Франции после неудачи в подписании контракта на поставку для королевских ВВС 18 истребителей «Рафаль».

Дата выборов нового президента Ливана перенесена на 12 ноября, т. к. политические партии и движения не смогли к назначенному ранее сроку (23 октября) согласовать приемлемую для всех кандидатуру на пост главы государства.

Приложение

О деятельности Курдской рабочей партии

Курдская рабочая партия (КРП) основана в Турции в 1978 г. Абдуллой Оджаланом как подпольная организация леворадикального толка, ставившая своей целью создание суверенного независимого курдского государства. За годы существования партия неоднократно меняла свое название: с января 2000 г. — Демократический народный союз, с апреля 2002 г. – Конгресс свободы и демократии Курдистана, с октября 2003 г. – Народный конгресс Курдистана. Вместе с тем, по настоящее время партию в подавляющем большинстве случаев называют по ее первоначальному наименованию. На сегодняшний день КРП является самой крупной из всех курдских партий, существующих в различных странах мира, в т. ч. в Ираке.

Председатель партии – Зубейр Айдар. Однако ее неформальным лидером остается А. Оджалан (партийная кличка «Апо» — «Дядя»). В 1999 г. Оджалан были арестован турецкими властями и приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное тюремное заключение. Рекомендации А. Оджалана считаются обязательными для членов КРП.

Финансирование деятельности партии осуществляется посредством сбора «революционных налогов» с курдских общин в Турции и за рубежом, пожертвований частных лиц, в основном курдских бизнесменов, и, возможно, от наркоторговли. КРП располагает крупными денежными средствами, что позволяет вести как политическую и пропагандистскую деятельность, а также финансировать боевые и террористические акции. По данным турецких спецслужб, ежегодно бюджет партии пополняется на 20-30 млн долл.

Евросоюз, США и некоторые другие страны официально считают КРП террористической организацией. В октябре с. г. к ним присоединилось правительство Ирака.

Изначально партия строилась не по племенному принципу, а стремилась привлекать в свои ряды всех, желающих бороться за национальное освобождение курдского народа. Основным районом деятельности КРП являются восемь юго-восточных турецких провинций, где компактно проживающие курды составляют большинство населения. Эти районы считаются наиболее бедными и слаборазвитыми в экономическом и социальном отношениях. Большие группы курдов проживают также в Стамбуле, Анкаре, ряде городов Центральной и Западной Анатолии. Всего в Турции, по различным оценкам, насчитывается от 10 до 15 млн курдов (15-20 проц населения страны), основная часть которых (до 70 проц) являются сельскими жителями, что во многом и определяет социальный состав КРП. На сегодняшний день партия пользуется поддержкой большей части курдского населения Турции. КРП имеет свои ячейки и большое число сочувствующих среди курдской диаспоры в различных странах мира, главным образом в Западной Европе.

Появление Курдской рабочей партии с ее радикальными политическими установками стало следствием активной и настойчивой политики ассимиляции курдского населения, проводившейся турецкими властями с 1920-х гг., их курсом на создание и всемерное упрочение унитарного государства, где не было место федеративным субъектам. Таким образом, патриотические лозунги КРП находили благодатную почву в условиях национальной ущемленности и неравноправия курдов в Турции.

Первоначально основой партийной идеологии являлся марксизм «с курдской спецификой». В конце 1990-х гг. под влиянием изменений в мире и регионе идеология КРП претерпевает изменения в сторону социал-демократии, а в качестве главной цели борьбы провозглашается создание «демократической федерации» турок и курдов или предоставление курдам автономии в составе турецкого государства, что в Анкаре категорически отвергают, хотя в последние годы главным образом в связи с началом процесса присоединения Турции к Евросоюзу, правительство стало проводить в отношении курдов более либеральную политику. В самой же КРП сохраняется сильное влияние сторонников создания независимого курдского государства. Начиная с 2000 г. руководство КРП периодически объявляло моратории на ведение боевых действий, но они, как правило, не соблюдались ни турецкими властями, ни боевиками.

Отметим, что в первые годы своего существования КРП ориентировалась преимущественно на политические методы борьбы. Однако невозможность ведения легальной политической работы, постоянные репрессивные меры в отношении партии и ее руководителей привели к тому, что уже в первой половине 1980-х гг. основной формой деятельности КРП становится вооруженная борьба за создание «единого, независимого и демократического Курдистана». Первая вооруженная акция в Турции была совершена боевиками КРП 15 августа 1984 г. К этому времени А. Оджалан и часть его ближайших соратников обосновались в ливанской долине Бекаа, где под патронажем сирийских спецслужб действовали лагеря подготовки боевиков, а штаб-квартира партии, руководившая боевыми и диверсионно-террористическими действиями своих сторонников, находилась в Дамаске. В 1986 г. создается боевое крыло КРП – Армия освобождения народов Курдистана (с 2000 г. – Силы защитников народа). Постепенно на юго-востоке Турции стала разгораться настоящая партизанская война.

После 1991 г, когда на севере Ирака была создана фактически независимая от Багдада курдская власть, КРП, в т. ч. ее боевые формирования, получили возможность свободного перемещения из Турции в Ирак и обратно. В Иракском Курдистане были созданы базы и лагеря партии. Ситуация не претерпела принципиальных изменений и после свержения в 2003 г. саддамовского режима в Ираке, что вызывает постоянное сильное раздражения в Анкаре, в то время как ни США, ни власти курдской автономии не предпринимают эффективных мер по пресечению деятельности сепаратистов, а багдадское правительство, несмотря на решительные заявления, просто не в состоянии что-либо предпринять, т. к. не контролирует ситуацию в Иракском Курдистане.

Для подавления курдских сепаратистов турецкие власти широко задействовали вооруженные силы. В 1990-е гг. ВС Турции неоднократно проводили операции против сил КРП на севере Ирака. Однако боевикам удалось создать в труднодоступных горных районах хорошо обустроенные базы, откуда они производили регулярные рейды, действуя в основном в сельской местности. Боевики совершали нападения преимущественно на сотрудников служб безопасности и полиции, военнослужащих, местных чиновников. Осуществлялись теракты против турецких учреждений, чиновников и бизнесменов в странах Западной Европы, нападениям, хотя и не частым, подвергались объекты туристической индустрии. В 1998 г. под сильным нажимом Анкары Дамаск прекратил поддержку КРП и ликвидировал ее структуры на территории Сирии и Ливана.

Нерешенность проблем межнациональных отношений, отказ Анкары от диалога с КРП, сложное социально-экономическое положение в районах проживания курдов продолжают стимулировать их вооруженную борьбы с правительством. В настоящее время боевые формирования КРП насчитывают до 5 тыс. боевиков (по другой информации, до 10 тыс. чел.), из которых 3,5-4,0 тыс. постоянно находятся на территории Ирака. На их вооружении помимо стрелкового оружия имеются реактивные снаряды, РПГ, ПЗРК, различные взрывные устройства. Характерно, что в рядах КРП сражается много турецких армян и ассирийцев.

В последнее время КРП заметно активизировала свои действия в различных регионах Турции, но, как и прежде, главным театром действий ее боевиков остаются сельские районы юго-востока страны. Здесь совершаются нападения на военнослужащих, полицейских, чиновников, производится минирование дорог, в т. ч. железных. В городах для терактов используются автомашины, начиненные взрывчаткой. Растет число жертв с обеих сторон. Всего же за период с 1984 по 2007 г. в результате боевых действий и терактов, связанных с деятельностью КРП, в Турции погибли свыше 37 тыс. чел., а 2,5 млн чел., в основном курдов стали перемещенными лицами и беженцами. Регулярно в различных городах страны активисты КРП организуют протестные акции, провоцируют беспорядки, столкновения с полицией.

Турецкая армия и силы безопасности постоянно проводят различные по масштабам войсковые операции против курдских боевиков, но все они имеют лишь локальный успех и не могут привести к полному разгрому сил КРП. Подчеркнем, что и возможная крупная операция Турции на севере Ирака также не приведет к разгрому боевиков, хотя и может нанести им серьезный урон. Опыт многолетнего вооруженного противостояния Анкары и КРП со всей убедительностью показывает, что военного решения курдской проблемы в Турции не существует и турецкому правительству необходимо искать политические пути ее решения. Что касается КРП, то сегодня она находится в сложном положении. Партия стоит перед необходимостью пересмотра стратегии и тактики своей борьбы, т. к. все очевиднее становится бесперспективность ее экстремистских форм и методов.

62.91MB | MySQL:102 | 0,536sec