О внешней миграции населения Пакистана

Для Пакистана проблема эмиграции в другие страны мира в известном смысле имеет более длительную историю, чем само государство Пакистан. Еще до его образования в 1947 году большие группы населения покидали родные края и переселялись в Великобританию, Канаду, США, страны Восточной Африки и некоторые другие. К концу 1970-х годов выходцы из Британской Индии проживали в 75 государствах мира. И ныне только в Великобритании проживает более 400 тыс. лиц пакистанского происхождения, особенно выходцев из Кашмира. По данным китайских источников, после 1973 года, когда по миру прокатился энергетический кризис, произошло перераспределение потока эмигрантов в пользу стран Ближнего Востока и особенно нефтедобывающих стран Персидского залива. Страны Персидского залива стали усиленно принимать эмигрантов, которые, в свою очередь, гонимые нуждой и надеждой получить более высокие заработки, с радостью покидали родные места. Пакистан, находящийся в непосредственной близости от нефтедобывающих стран и связанный с ними традиционными узами дружбы и исламской солидарности, с середины 1970-х годов стал одним из крупнейших поставщиков дипломированных специалистов, а также рабочей силы в этот регион. Известно, что до середины 1970-х годов основная масса эмигрантов была из северных и центральных районов Пакистана и Кашмира (главными районами были Мирпур, Кэмпбельпур, Сиалкот и ряд других), теперь же первое место занимает Пенджаб (китайские специалисты утверждают, что сюда поступает более 70% всех переводов из-за рубежа), далее идет г. Карачи, а за ним прежние районы эмиграции. Главными центрами эмиграции являются крупные города страны – Карачи, Лахор, Равалпинди и Гуджрат. Из Пенджаба уезжают, как правило, безработные, представители средних и низших слоев городского населения Лахора, Фейсалабада, Равалпинди и др. Из других районов, наоборот, уезжают, как правило, жители сельских мест, в связи с этим, здесь крайне велика безработица именно среди сельского населения. Несмотря на попытки пакистанских властей усилить государственное вмешательство в регулирование оттока рабочей силы и проводить более тщательный отбор и учет отъезжающих (созданы две государственные корпорации – Бюро по эмиграции и трудоустройству за границей; ограничено число частных вербовочных агентств), частный сектор остается пока основным источником оформления и отправки эмигрантов. Считая экспорт рабочей силы долговременной и выгодной статьей дохода, правящие круги страны разработали план подготовки квалифицированных кадров для работы за рубежом и примерные размеры экспорта рабочей силы. Была утверждена политика по экспорту рабочей силы и принята программа эмиграции 1 млн рабочих, рассчитанная на пять лет. Создано 30 центров по повышению квалификации уезжающих, где они проходят 6-9 месячные курсы обучения. В то время как страны-поставщики почти не контролируют положение выходцев из их стран за рубежом и не оформляют его законодательно, страны, импортирующие рабочую силу, в последние годы ввели ряд мер по регулированию притока иммигрантов, ибо неконтролируемый въезд многочисленных групп рабочих, специалистов, предпринимателей вызывает противодействие со стороны местного рынка труда, недовольство местной буржуазии, которая испытывает усиленную конкуренцию в сфере производства и услуг в связи с въездом торговцев и промышленников. Мировой финансовый кризис повлиял на поступления средств от уехавших на заработки из многих стран, доля которых в общем потоке была различной. Пакистан, по данным Международного фонда сельскохозяйственного развития, входящего в ООН, занял в 2018/19 годах первое место в мире по величине зарубежных поступлений. Основная часть средств поступила из ОАЭ – 1,842 млрд долл., затем шли США – 1,718 млрд, 1,606 млрд из Саудовской Аравии, 1,132 млрд – из Бахрейна, Катара, Омана, вместе взятых, 798 млн из Великобритании и 537 млн из стран ЕС. Общая сумма переводов, включая «черные», нелегальные способы переправки валюты в Пакистан, оценивалась более чем 9 млрд долл. Приток средств в страну происходит наличными, но в большинстве случаев инвестируются как короткие деньги, как запасы, из которых средства могут браться по необходимости инвестора, в то время как средства в форме прямых иностранных инвестиций являются по природе долгосрочными и превалируют над переводами. Тем не менее, кроме экспорта, иностранной помощи и займов страна оказывается очень зависимой от переводов как источника средств. Крайне важно, считают власти, чтобы больше молодежи получало образование за рубежом, а по возвращении на родину получали бы большие зарплаты и обеспечивались рабочими местами. Эти меры автоматически увеличат приток капитала для инвестиций в развивающуюся экономику. Для обеспечения качественным образованием детей зарубежных пакистанцев новые школы будут созданы в Карачи, Лахоре и Пешавере. Более того, будут резервироваться специальные места для зарубежных пакистанцев в Национальной ассамблее. Как отмечают китайские социологи, несомненно, что массовый отъезд пакистанцев за рубеж оказывает влияние на величину потребления и накопления. Крайне остро встает вопрос и о производительной мобилизации переводов из-за рубежа. Нельзя не согласиться с мнением многих пакистанских экономистов, что перевод средств из-за рубежа сам по себе приводит к увеличению потребления в Пакистане, так как, несмотря на высокий уровень стоимости жизни и особенно жилья в странах Ближнего Востока, у лиц, переводящих свой заработок, остается в 3-5 и более раз больше в месяц, чем в Пакистане. Те же, кто получает рупийный эквивалент этих средств, увеличивают расходы. Поскольку основная часть выехавших относится к низшим и средним слоям общества, безработным крестьянам, испытывающим постоянную нехватку средств к существованию, их семьи, получив переводы, повышают расходы на потребление, а не увеличивают банковские счета или капиталовложения. Возросший объем импорта потребительских товаров и особенно предметов роскоши в некоторой мере также объясняется ростом потребления, возрастанием роли «демонстрационного эффекта», вызванным ростом доходов семей, получающих переводы из-за рубежа. Несомненно, что отток квалифицированной рабочей силы отрицательно сказывается и на производстве. В результате отъезда людей высокой квалификации может сокращаться производство, производительность труда и ухудшаться качество продукции. На место уехавших рабочих приходят новые из сельских районов, которые по уровню квалификации и производительности труда не могут сравниться с эмигрантами. Они, однако, получают работу в условиях конкуренции между предпринимателями и нехватки рабочих на данной фабрике или заводе. Отъезд крестьян за рубеж приводит к тому, что многие из них продают свои наделы земли, чтобы получить деньги на выезд. Поскольку, как правило, их скупают помещики, в деревне происходит укрупнение помещичьих земель за счет обезземеливания мелких крестьянских хозяйств. Как отмечает китайский журнал «Бизнес и финансы», несмотря на общую нехватку специалистов в различных областях жизни, правительство Пакистана не особенно озадачивается проблемой миграции наиболее нужных специалистов, обращая наибольшее внимание получению средств из-за рубежа и сокращению безработицы в стране. Как заявил в Национальной ассамблее в марте 2014 года министр труда, за последние два года страну покинули 1416 врачей-стоматологов и еще 744 лица среднего и низшего медицинского персонала. Другой министр – здравоохранения – привел еще более впечатляющие данные: при населении страны более чем в 170 млн человек ей не хватает 181,9 тыс. врачей и 150,6 тыс. стоматологов. Для решения этой проблемы стране необходимо 330 тыс. врачей. Вместе с тем, министр заявил, что миграция врачей и стоматологов оказывает положительное влияние, ибо за рубежом они повышают квалификацию, зарабатывают валюту и уменьшают безработицу в Пакистане. Наиболее негативным моментом, вызванным эмиграцией, пакистанские экономисты справедливо считают рост инфляции в стране. В связи с увеличением рупийного эквивалента средств, переводимых зарубежными пакистанцами, возрастает общая денежная масса, не обеспеченная эквивалентным производством внутри страны, а учитывая большие масштабы дефицитного финансирования, проводимого правительством, происходит дальнейшее усиление инфляционных тенденций. Приезд в отпуск или возвращение пакистанцев на родину связан с ввозом массы товаров длительного пользования, часть которых реализуется по спекулятивным ценам, вызывая активизацию «черного рынка», спекулянтов, различного рода дельцов. Как уже указывалось, поступления от реализации этих товаров и ввоз валюты по неофициальным каналам, которые достигают, как уже указывалось, почти треть от официальных переводов, также наносят ущерб экономике и способствуют росту инфляции. Переведенные средства, по мнению официальных властей, не находят в значительной своей части выгодного для экономики применения, поэтому в Пакистане разрабатываются многочисленные пути их мобилизации. Таким образом, Пакистан рассчитывает и в будущем полагаться на переводы зарубежных эмигрантов и использовать их не только в потребительских, но и в производственных целях как прямые инвестиции.

52.25MB | MySQL:103 | 0,474sec