К итогам второго заседания сирийского Конституционного комитета

Вторая встреча сирийского Конституционного комитета 28 ноября в Женеве практически не привела к какому-либо продвижению. Представители правительства и оппозиции не смогли согласовать повестку работы, а без нее не удалось провести общую встречу. Положительным моментом стало то, что покидать Конституционный комитет никто из участников не собирается.  Предполагалось, что на этой неделе 45 членов «малой» группы сирийского Конституционного комитета соберутся в общей комнате, чтобы начать обсуждение стоящих перед ним вопросов. Однако именно о том, что это будут за вопросы, договориться как раз и не удалось.  Представители списка правительства настаивали, что комитет может сам выбирать темы для обсуждения, поэтому предлагали вынести на обсуждение ряд политических положений, названных национальными патриотическими принципами. Они заключаются в подтверждении участниками решимости бороться с терроризмом и осуждении оккупации территории Сирии внешними силами. При этом делегация правительства считает, что их подтверждение должно произойти отдельно от конституционных вопросов. Оппозиция возражала, что все обcуждения, в том числе относительно территориальной целостности и противодействия терроризму, должны вестись с целью внесения соответствующих положений в будущий Основной закон. Представители третьей части Конституционного комитета — от гражданского общества — на протяжении недели фактически ждали, удастся ли двум другим частям прийти к соглашению. Обсуждение повестки спецпосланник генерального секретаря ООН Гейр Педерсен вел отдельно с каждой из делегаций, так что на этот раз встретиться за одним столом им не удалось. Согласовать повестку — тоже. «В итоге оказалось невозможным провести общую встречу «малой» группы, потому что не было достигнуто соглашение по повестке, — рассказал о результатах Педерсен. — На протяжении недели я встречался с двумя сопредседателями комитета и объяснял позиции сторон. Но, как вы знаете, процедура требует, что для продолжения работы сопредседателям надо одобрить повестку, а это оказалось невозможно». Эмиссар ООН при этом отметил, что сложности при обсуждении повестки — обычная ситуация на переговорах. Однако из-за этого оказались под угрозой планы дальнейшей работы. Если раньше новая встреча планировалась на 16 декабря, то теперь спецпосланник не стал называть какую-то дату. Правительство и оппозиция возложили ответственность за отсутствие прогресса друг на друга. «Они (оппозиция — прим. ТАСС) отвергли наше предложение (об обсуждении национальных патриотических принципов — прим. ТАСС) через СМИ. Это является еще одним нарушением установленного кода поведения, которых с их стороны было уже много», — сказал сопредседатель комитета от группы правительства Ахмед Кузбари. По словам сопредседателя от оппозиции Хади аль-Бахры, оппозиция была готова обсуждать предложения Дамаска, но с целью внесения результатов дискуссии в проект новой конституции. Однако, утверждает он, представители Дамаска отвергли такой компромисс. «Не будет никакой встречи до принятия повестки, которая будет соответствовать мандату комитета, заключающемуся в разработке конституционной реформы», — описал аль-Бахра ситуацию на переговорах, подчеркнув при этом, что возглавляемая им делегация работу продолжит.
В этой связи отметим, что все происходящее собственно большого удивления не вызывает и предсказывалось нами ранее по очень простой причине. Стороны, которые представлены в Конституционным комитете, просто внутренне не собираются договариваться друг с другом о принципиальных вещах. Темы, которые были вынесены со стороны Дамаска в повестку дня в качестве «политических принципов», собственно являются ключевыми моментами разногласий уже долгое время. При этом ссылка на территориальную целостность страны уже вызвала какие-то разногласия, хотя безусловно с констатации этого принципа начинается любая конституция любой страны, и как представляется не в этом корень противоречий. Совершенно очевидно, что протурецкая оппозиция просто не готова обсуждать эти моменты в качестве совместного политического манифеста, которые должны стать предтечей обсуждения аналогичных конституционных принципов. Политические принципы в отличие от конституционных статей носят более четкий и не размытый контекст и содержание. В общем-то нет большой принципиальной разницы в констатации этого факта, тут важен сам факт того, что оппозиция не желает выступать совместным фронтом с Дамаском в рамках совместных политических деклараций. Одно дело упоминание территориальной целостности в рамках первой графы новой конституции, что является общим принципам такого рода документов вне конкретного адресата, другой — политический манифест, который по своей сути должен продемонстрировать единство позиции по важнейшему вопросу присутствия турецких войск на территории Сирии с конкретным обозначением нарушителей такой целостности. В данном случае надо еще иметь ввиду и то, что этот принцип фактически ставит вне закона все автономные образования и оплоты, вне зависимости от того, кто их контролирует — исламисты или курды. Принцип территориального единства несет в себе смысл официальной фиксации централизованного руководства Дамаска над всеми частями страны. Попытки Дамаска закрепить этот момент в едином политическом принципе были соответственно обречены на провал еще до начала его обсуждения. Как собственно и попытка Дамаска в рамках первичных принципов провести размежевание оппозиции от террористов. То есть, оппозиции было публично предложено квалифицировать террористические группы в Сирии и поставить их фактически вне процесса любого мирного урегулирования. Если учесть, что кроме протурецких и просаудовских групп в большинстве своем явно радикально-исламистского толка никаких иных серьезных повстанческих групп в Сирии просто нет, то оппозиции предлагалось публично отмежеваться от своей основной военной опоры на местах. Но тогда такой оппозиции грош цена, поскольку никаких рычагов управления на местах она просто бы не имела. Вообще попытка четко обозначить и квалифицировать террористические группы в противовес некой светской умеренной оппозиции стало камнем преткновения в рамках дискуссий о мирном процессе еще в время попыток добиться прогресса в формате Женевского процесса, что его собственно и благополучно похоронило. То же самое мы закономерно наблюдаем и в рамках работы нынешнего Конституционного комитета. Если говорить проще, то налицо факт принципиальных противоречий между сторонами по главным и основополагающим вопросам будущего политического устройства страны и выработки стартовых условий для обсуждения конституции. Собственно все остальные дискуссии после такого расхождения не имеют большого смысла.
Как полагают эксперты,    выходом из тупика, сложившегося в работе Конституционного комитета уже на второй его сессии, может стать предстоящая 10-11 декабря международная встреча по Сирии в Нур-Султане с участием стран астанинского формата (Россия, Иран, Турция), правительства и оппозиции. Именно участникам астанинского формата удалось более чем за полтора года работы договориться о создании Конституционного комитета, так что теперь они вряд ли будут довольны тем, как складывается ситуация в Женеве. Члены Конституционного комитета не входят в состав делегаций на переговорах в Нур-Султане, однако на этот раз, по информации источника ТАСС, некоторые из них, в том числе глава правительственного списка Ахмед Кузбари, получили приглашение присоединиться к дискуссиям. Приглашен в столицу Казахстана и Г.Педерсен. А в чем смысл такого приглашения и чем собственно переговоры в Астане могу помочь изменить ситуацию? Они что ликвидирует вооруженную оппозицию в Идлибе или убедят турок уйти с сирийской территории? Договориться о создании Конституционного комитета и запустить его реальную работу — вещи сугубо разные. Если Анкара пошла на уговоры Москвы и согласилась на созыв этого комитета, то это совсем не означает, что она заинтересована в наличии практического прогресса на этом направлении.
И в общем-то предсказуема на срыв этих попыток и реакция Вашингтона, который четко дал ободряющий сигнал оппозиции. Предварительные условия, которые запрашивает сирийское правительство, нарушают процессуальные нормы Конституционного комитета Сирии. Такое утверждение содержится в распространенном в субботу письменном заявлении руководителя пресс-службы Госдепартамента США Морган Ортэгус. «Делегация режима [сирийского президента Башара] Асада прибыла на второй раунд [консультаций комитета на этой неделе], запросив предварительные условия, прежде чем они захотели провести встречу для обсуждения конституционных принципов. Запрашиваемые режимом Асада предварительные условия явно нарушают процессуальные нормы Конституционного комитета и являются вопиющей попыткой задержать важные усилия, которые поддерживаются как «малой» группой [Конституционного комитета], так и астанинской группой», — сказала дипломат. Ортэгус также считает, что работа Конституционного комитета «не может быть единственным направлением усилий, предпринимаемых международным сообществом в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН». «Другие элементы резолюции должны выполняться параллельно, включая освобождение задержанных лиц, прекращение огня на всей территории страны и создание безопасных и нейтральных условий для проведения свободных и справедливых выборов под полным контролем со стороны ООН», — добавила официальный представитель американского внешнеполитического ведомства. Помимо ободряющего сигнала оппозиции отметим и еще один смысл этого послания — выборы должны быть проведены без учета прогресса в работе Конституционного комитета, что лишь подтверждает тезис о том, что основным в деятельности США и их союзников на сирийском направлении является сейчас не выработка конституции, а удаление Башара Асада от власти уже чисто политическими инструментами.

52.24MB | MySQL:103 | 0,505sec