К итогам 4-го международного саммита бизнесменов «Шелкового пути» в г. Трабзон (Турция). Часть 3

28 ноября 2019 года в г. Трабзон (черноморское побережье Турции) состоялся четвертый по счету Международный саммит бизнесменов «Шелкового пути». Продолжаем обзор этого мероприятия.

Напомним, что мы закончили на том, как Саммит «Шелкового пути» «легким движением руки» министра казначейства и финансов Турции и, одновременно, зятя президента Р.Т.Эрдогана, Берата Албайрака превратился в общение одного из самых влиятельных лиц в стране с электоратом, в лице ведущих представителей делового сообщества Черноморского региона Турции.

Причем, заметим, что и тональность его выступления, и круг вопросов, которые им оказались затронуты, были, некоторым образом, шире, чем компетенция министра казначейства и финансов. Говорил Б.Албайрак и о международной обстановке и о международном положении Турецкой Республики в современном мире.

Очевидно, что Берат Албайрак растет как публичный политик и обозначает себя в качестве возможного кандидата на будущих президентских выборах.

Во всяком случае, проведя с черноморским электоратом своего рода «прямую линию», Б.Албайрак и себя обозначил и, плюс к тому, сработал на правящую Партию справедливости и развития,  которую часто упрекают в том, что она стала тем, против чего сама же и боролась под руководством президента страны Р.Т.Эрдогана – разветвленной бюрократической структурой, отдалившейся от народа и потерявшей былую эффективность. Что и привело к досадным осечкам в ходе муниципальных выборов этого года. А, как известно, победы на всеобщих выборах вызревают на муниципальном уровне. И поражение в 2019 году на местных выборах может дорого обойтись в 2023 году на всеобщих президентских и парламентских выборах.

Таким образом, всем турецким бюрократам руководством Турции была поставлена задача «идти в народ». Что же до самого Р.Т.Эрдогана, то ни на одном этапе своей политической карьеры турецкий лидер от своего электората и не отрывался. Р.Т.Эрдоган – постоянно путешествующий по регионам и выступающий на турецкой публике политик. С ним, в этом смысле, мало кто может сравниться из коллег по «цеху», а также среди его оппонентов.

Итак, как мы уже отметили, на 4-м Саммите «Шелкового пути», министр казначейства и финансов Б.Албайрак собрал специальный брифинг, на котором коснулся регулярных вопросов турецкой повестки, а также выслушал жалобы и предложения со стороны собравшихся в зале черноморских предпринимателей.

Приведем некоторые, характерные тезисы из его выступления, а также остановимся на тех вопросах, которые прозвучали в его адрес из зала. Заметим, что Б.Албайрак использовал возможности для общения с электоратом на все 100%, явно не торопясь, невзирая на то, что непредусмотренный форматом Саммита диалог очевидно затянулся.

Обратимся к некоторым высказываниям Б.Албайрака, которые представляются ключевыми.

Прежде всего, Б.Албайрак отметил, что «мир вокруг нас, на глазах, меняется». Турция – это экономика, прежде всего, построенная на экспорте. Сегодня перед страной стоит задача по импортозамещению. Для этого, руководством страны определен ряд статей импорта, которые требуется постепенно заместить собственным производством. Общая сумма импорта по этим статьям составляет около 87 млрд долл. (то есть, приблизительно треть всех турецких закупок за рубежом, она же, приблизительно, и составляет и сумму ежегодного отрицательного сальдо внешней торговли страны – И.С.).

Как оговорился Б.Албайрак, совершенно неважно из какого он города (как мы говорили в предыдущей части, Б.Албайрак – как раз, из г. Трабзон). Важно, что Трабзон является одним из важнейших экономических центров страны.

В ходе общения с залом, Б.Албайрак принимал вопросы и жалобы со стороны собравшихся.

Одной из часто прозвучавших на мероприятии жалоб стала та, что банки оказывают недостаточную или вовсе не оказывают поддержку бизнесу региона.

Результатом этой жалобы стало то, что Б.Албайрак объявил, что сразу после его встречи состоится другой брифинг – между представителями 4-х крупнейших банков Турции (присутствовали на мероприятии не в качестве докладчиков, но в качестве гостей) и делового сообщества. В результате, которого можно будет напрямую услышать ответы на вопросы и проблемы.

Что, впрочем, не исключало и того, что Б.Албайрак, внимательнейшим образом, выслушал каждого обратившегося к нему. Взял ФИО, название компании, зафиксировал суть проблемы и пообещал разобраться.

Довольно любопытным стало то, что Б.Албайраку были заданы и вопросы, касающиеся экспортных проблем страны. В частности, прозвучал вопрос о том, почему столь проблемно строится торговля и операции турецких экспортёров с Исламской Республикой Иран. Прозвучала жалоба на иранскую бюрократию.

Б.Албайрак был более чем откровенен, касаясь отношений между Турцией и Ираном, как в целом, так и в том, что касается торгово-экономических связей.

В своем выступлении, Б.Албайрак в отношении Ирана использовал следующие эпитеты: «интересная страна» и «проблемная страна».

С одной стороны, как указал Б.Албайрак, у Турции и у Ирана – общая граница, а страны связывают сотни лет отношений и торговли. А, с другой стороны, работать с Ираном и преодолевать иранскую бюрократию является делом крайне сложным. Что было реальностью даже в тот период, когда ИРИ находилась под полномасштабным режимом экономических санкций со стороны США и ЕС. Даже тогда Турции, как отметил Б.Албайрак, было крайне сложно с Ираном вести торговлю (понятно, что санкции США в отношении Ирана продолжаются, но вот с Европой у Ирана отношения обстоят сегодня заметным образом лучше, чем в прошлом, что предопределило иранские усилия на европейском направлении; а про то, что для Ирана Турция не является приоритетным внешнеторговым партнёром, мы писали и говорили не раз – И.С.).

Вообще, как можно понять Б. Албайрака, Иран является для Турции интересным рынком для сбыта своих продукции и услуг. Однако, стране не удается построить желаемых для себя отношений с Ираном.

Вопросы международной торговли в общении Б.Албайрака перемежались с обсуждением региональных проблем г. Трабзон.

В частности, много вопросов было задано относительно логистики – недостаточных возможностей по вывозу производимой продукции за пределы региона. А также по нехватке прямого воздушного сообщения Трабзона как внутри Турции, так и за её пределами. Коль скоро речь идет об одном из крупнейших производственных центров Турции, то требуется и более развитая транспортная инфраструктура (хотя, справедливости ради, надо отметить, что за истекшие несколько лет регион, заметным образом, развился и в плане автодорог, в том числе – И.С.).

В свою очередь, Б.Албайрак говорил много о внутренней политике в Турции и о той обстановке, которая в стране складывается.

Б.Албайрак отметил как факт, повлиявший на стабильность в Турции то обстоятельство, что за истекшие 5 лет в стране состоялось 8 выборов. Кроме того, Турция, по его словам, подверглась массированной атаке со стороны международных террористов. Особенно он обратил внимание на протестные движения, которые (не без помощи, мягко говоря, зарубежных интересантов) развернулись по всему миру. В частности, на происходящее в Гонконге, Иране, Ливане и Чили.

Как указал Б.Албайрак, страну в таких непростых условиях буквально спас переход к президентской форме правления. Он и стал основой успешного противостояния перечисленным выше негативным явлениям.

Как отметил министр казначейства и финансов, сегодня Турция совершает «экономический разворот». Основой успешности сегодняшнего курса страны является два показателя: курс турецкой лиры по отношению к мировым резервным валютам и процентная ставка по кредитам. В пользу же Турции, говорят два главных обстоятельства – это растущая производственная мощь и населения страны (что абсолютно справедливо, поскольку рост турецкого населения и его пассионарность – залог успеха страны в стратегической перспективе, невзирая на текущие проблемы – И.С.).

В очередной раз, Б.Албайрак сказал буквально следующее: «Если бы не было бы перехода к президентской форме правления, то не было бы и Турции».

Ещё одной страной, которая возникла на повестке дня у турецких экспортёров стали ОАЭ. В частности, в адрес Албайрака прозвучали жалобы на трудности финансовых операций с этой страной (получения средств за продаваемую в стране недвижимость). А также отсутствие прямого воздушного сообщения со странами Залива, невзирая на то, что арабы являются крупнейшими инвесторами в этот черноморский регион (прежде всего, приезжают на отдых и покупают недвижимость И.С.).

Как ответил Б.Албайрак, «у Турции есть проблемы с руководством ОАЭ, но не с народом ОАЭ». Аналогичная ситуация, по его словам, складывается и в отношениях Турции с Саудовской Аравией. Касаясь, также в свете вопроса из зала относительно России (есть проблемы с возвратом турецким экспортёрам их продукции из-за выявленных проблем с качеством – И.С.) Б.Албайрак сказал о том, что мир в целом переходит к протекционистским мерам и это надо учитывать во внешней торговле.

Сессия Б.Албайрака с местными бизнесменами стала буквально его бенефисом и, как мы уже сказали, переформатировала мероприятие из Саммита «Шелкового пути» в общение одного из самых влиятельных лиц в руководстве Турции со своим электоратом.

Какие же выводы можно сделать по итогам мероприятия, как связанные с «Шелковым путем», так и не имеющие к нему отношения? – Перечислим:

  1. Турция продолжает искать свое место в китайской инициативе, невзирая на очевидную сдержанность КНР в этом вопросе.
  2. Турция продолжает, вне зависимости от проекта, декларировать свое центральное положение на транспортной оси, связывающей Восток с Западом. Трабзон – один из тех регионов, которые имеют потенциал к дальнейшему развитию.
  3. Какими бы ни были локальными некоторые мероприятия, проводимые в Турции, даже те, что именуются международными, турки проводят их умело и приучают бизнесменов из-за рубежа и приезжать в Турцию и воспринимать страну в качестве места для диалога и ведения бизнеса.

И, наконец, Саммит «Шелкового пути» стал площадкой общения министра казначейства и финансов Б.Албайрака с местным, лояльным к ПСР электоратом. Потенциал Б.Албайрака, очевидно, растет и, похоже, он постепенно готовится к более тяжелым политическим экзаменам, чем нахождение в Кабинете министров страны. Совсем не исключен тот факт, что мы увидим его в качестве кандидата в президенты – он пока остается чуть ли не единственной фигурой, которая может претендовать на то, чтобы стать преемником Р.Т.Эрдогана.

62.85MB | MySQL:102 | 0,576sec